Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтична€ эстетика




Ѕилет 1.

ѕредмет эстетики как науки

Ёстетика - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающа€ специфический опыт ее освоени€ (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состо€ни€х духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждени€ и т.п. полную гармонию своего я с ”ниверсумом, свою органическую причастность к ”ниверсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее Ц с его духовной ѕервопричиной, дл€ верующих Ц с Ѕогом.

  основным категори€м эстетики относ€т: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

Ќаука эстетика, как и люба€ наука, не учит человека чему-то (например, правильному воспри€тию искусства или красоты в мире, Ц этим занимаетс€, в частности, эстетическое воспитание, особыми методами развива€ в человеке эстетический вкус, эстетическое чувство). ќна только всесторонне исследует свой предмет и тем самым показывает место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества, а косвенно указывает и путь, на котором человек может хот€ бы временно вырыватьс€ из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными услови€ми, и ощущать свою сущностную причастность к высшей космоантропной реальности, к духовным сферам быти€; пережить состо€ни€ личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни.

¬первые сам термин Ђэстетикаї (от греч. aisthetikos Ц чувственный) ввел в употребление немецкий философ јлександр Ѕаумгартен в своей двухтомной работе ЂAestheticaї, опубликованной в 1750-1758 г. ” него этим термином обозначена наука о низшем уровне познани€ Ц чувственном познании, в отличие от высшего Ц логики. ≈сли логические суждени€ в его понимании поко€тс€ на €сных отчетливых представлени€х, то чувственные (эстетические) Ц на смутных. ѕервые Ц это суждени€ разума; вторые Ц суждени€ вкуса. Ёстетические суждени€ предшествуют логическим: их предмет Ц прекрасное, а предмет логических суждений Ц истина. ќтсюда к эстетике Ѕаумгартен отнес и всю философию искусства, предметом которого он также считал прекрасное.

јнтична€ эстетика

— первыми следами значимого осознани€ эстетического опыта мы встречаемс€ у пифагорейцев Ц учеников и последователей ѕифагора. ѕо их представлени€м, космос (движение планет, рассто€ни€ между ними, периоды их обращени€, скорости и т.п.) организован на основе таких математических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки, т.е. исполн€ема€ музыка подражает на микроуровне Ђмузыке небесных сферї и этим доставл€ет люд€м радость и наслаждение. ѕо убеждению пифагорейцев, душа человека представл€ет собой тоже некую гармонически организованную числовую структуру. ћузыка, резониру€ с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставл€ет человеку радость. “аким способом душа постигает законы космоса, ибо согласно древней традиции Ђподобное познаетс€ подобнымї. Ёти идеи активно вошли в античную эстетику.

ѕлатон уже много и сознательно рассуждает о красоте, искусствах и о доставл€емом ими удовольствии. ѕри этом он с большой настороженностью относитс€ ко всему тому, что сегодн€ составл€ет предмет эстетики. ¬о многих искусствах он видит Ђподражаниеї видимому миру, который сам €вл€етс€ лишь подражанием миру идей. ѕоэтому с точки зрени€ гносеологии (т.е. с познавательной точки зрени€, главной дл€ философии) искусства практически бесполезны. ƒоставл€емое ими удовольствие тоже, согласно ѕлатону, как правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений, которые в целом бесполезны дл€ человека. ќтсюда и красота настораживает его своей амбивалентностью. — одной стороны, она Ц источник чувственных вожделений, €вно бесполезных дл€ гражданина идеального полиса. — другой Ц возбудитель любви, страстного стремлени€ не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллектуальной де€тельности философа, к истине.

ѕлатон впервые выводит пон€тие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между субъектом и Ђвысшим благомї.   нему восходит концепци€ иерархии красоты, на вершине которой находитс€ иде€ красоты, восхождение к которой только и оправдывает в конечном счете всю эстетическую сферу, ибо приобщение к этой Ђидееї свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

ƒл€ стоиков («енон и др.) to kalon, будучи высшим этическим идеалом, имеет и сильную эстетическую окраску, на которой делаетс€ особый акцент при доказательстве существовани€ богов ( леанф), при обосновании естественных оснований морали (ѕанэций).

јристотель в своем не полностью сохранившемс€ трактате Ђќб искусстве поэзииї (360-355 до н.э.) рассматривал сущностные аспекты поэтического искусства. –азвива€ античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от ѕлатона, порицавшего именно за это искусство как Ђподражание подражаниюї, јристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее Ђправдоподобноеї изображение в веро€тностном модусе.  роме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражани€, в мастерстве художника. √лавное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) јристотель усматривал в катарсисе (Ђочищении от аффектовї) Ц своеобразной психотерапевтической функции искусства, реализаци€ которой сопровождаетс€ удовольствием.

јристотель €вилс€ первым в европейском ареале мыслителем, который уделил много внимани€ важнейшим эстетическим проблемам Ц искусству в целом и его различным видам, механизму их воздействи€ на человека, месту в социуме и ”ниверсуме, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим дл€ понимани€ искусства, показал св€зь эстетической сферы с высокими формами удовольстви€. Ётим фактически был определен основной круг проблем, которые до сих пор вход€т в предметно-смысловое поле эстетики как науки.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2073 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

527 - | 533 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.