– Много ли он оставил?
– Всё.
Богатство, элементы престижа, признание, внешность, успешная личная жизнь. У всех есть привязки к этим вещам.
Кроме того, мы привязаны к жизни, а значит, и к средствам ее поддержки, таким, например, как пища; иногда это превращается в чревоугодие. Можно привязаться к благополучному будущему, поэтому мы страдаем, когда не чувствуем уверенности в будущем. Можно зацепиться за духовность и добрые дела, но копящий добродетели для покупки загробных благ или выгодной реинкарнации ничем не отличается от копящего деньги для покупки благ земных. Оба жадны. А как добродетельность повышает ощущение собственной значимости, как свысока она позволяет смотреть на других. А попробуй, скажи этому человеку, что он не так добродетелен, как он сам о себе думает. Ты сразу станешь его врагом номер один.
Собственная значимость – змей о тысячи голов. У одного мужчины пропала без вести жена. Он действительно страдал, но как он гордился своими страданиями! И как эта гордость подпитывала его чувство значимости. С каким пафосом говорил он после выпитой рюмки: «Ты не знаешь, что такое настоящее страдание!»
Многие совершенствующиеся в различных духовных практиках стремятся к открытию третьего глаза, к сверхспособностям, к высшим сферам и измененным состояниям сознания. Трансцендентные области весьма соблазнительны. А ведь привязанности одинаково ограничивают как материальные достижения, так и духовный рост.
Большинство совершенствующихся уходит в духовные практики от неспособности реализовать себя в жизни, и повторяют на Пути те же ошибки. Они стремятся к духовным достижениям, как к новой машине в гараже. Они хотят обладать властью, которую принесет духовная работа, хотят сделать жизнь приятнее. Они внимательно изучают уровни иерархии и отмечают свои достижения на этом пути, увязая в очередных привязанностях.
Можно привязаться к чувству долга и детям. Но сказано: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (От Матфея 19:29).
В последнее время много говорят о воинах свободы. Под путем свободы подразумевают освобождение от привязок всех уровней, в том числе и от стремления к высшим духовным достижениям. В том числе и от привязанности к самому пути свободы. Да, лихо у них закручен сюжет. Но к такому пониманию приходит рано или поздно любой человек, достигший высокого уровня совершенствования, независимо от того, в какой религии он начинал. На этом уровне человек понимает, что «достигать смирения – это наивысшая форма несмирения» (Берлов), так как само слово «достигать» подразумевает, привязанность к чему-либо. Именно о таком уровне говорится: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии».(К Филлипийцам 4:12). «Независимо от того, жертва ты или палач, ты избавляешься от всех грехов, ибо исполняешь волю Мою, а не свою». Отказ от пристрастий, принятие судьбы, смирение – важная часть всех религий. Смирение – величайшее духовное упражнение – с удовольствием возводится в догматы любой религией и поддерживается любым государством. Правда, только до тех пор, пока не выясняется, что в смирении можно не только бездействовать и подчиняться, но и действовать самостоятельно. А действие без привязанностей весьма могущественно. «Воин рассматривает себя как бы мертвым – самое худшее с ним уже случилось. Поэтому ему терять нечего» (К. Кастанеда). Это полная непривязанность. Потеря должна быть безвозвратной. Надежда умирает последней, поэтому убивать ее надо первой. Оставь надежду. Свобода — это значит, что терять уже нечего.
Мы часто видим в жизни ситуации, когда девушка, слишком идеализирующая любовь, оскорбляется в лучших чувствах, а молодой человек, мечтающий об обеспеченном будущем, получает жену-растратчицу. Тщеславная жена имеет мужа-неудачника. Мужчина, для которого слишком важен секс, начинает испытывать страх перед женщинами и психогенную импотенцию. Женщина, мечтающая о принце, получает в мужья негодяя и алкоголика. «Она любила непьющих, но нравилась только пьяным» («Русское радио»). Все эти беды не что иное, как препятствия, которые требуют от человека пересмотреть свое отношение к жизни, освободиться от чрезмерно сильных привязанностей к целям – жизненным моделям. Короче говоря, «не сотвори себе кумира». Не зря русская пословица говорит: «Бодливой корове бог рогов не дает».
Привязанности неизбежно делают нас неэффективными. Однажды царь отдал ремесленнику корону, чтобы вставить выпавшие драгоценные камни. Работа была несложная, но привязанность к хорошему результату была непомерно велика, ведь ремесленник знал, что за малейшую царапину его могут казнить. Поэтому, как только он брал корону в руки, страх неудачи не давал ему действовать. В таком состоянии вероятность ошибки очень велика. Тогда мастер приказал сделать работу своему ученику. Тот не знал ценности короны, для него это была обычная работа, и он с ней прекрасно справился. Ремесленник вернул корону в хорошем состоянии и получил вознаграждение. «Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете совершить, это пребывание в постоянном страхе совершить ошибку». (Хаббард Элберт).
Завышенные ожидания только мешают. Не про это ли Ницше говорил: «Так много видишь судорог честолюбия! Власти хотят они, и, прежде всего, рычага власти, много денег, - эти немощные! Посмотрите, как лезут они, проворные обезьяны». Великолепный образ, именно судорог. Не точных правильных движений, а бесполезных неуправляемых судорог. Неуемное тщеславие создает излишнюю напряженность и страх неудачи. Когда человек беззаботен, он оценивает себя позитивно. Поэтому он поступает более смело и раскованно, не воспринимает препятствия за трагедии, способен на большую свободу действий. Кто скажет, что это не важно для успеха? Важно, да еще как! Состояние удовлетворенности приносит эффективность.
Таким образом, если, занимаясь визуализацией или программированием, вы почувствуете страх не достижения, значит, вы на правильном пути. Именно этот страх создает сопротивление реальности, и потому пришло время с ним поработать.
Если же от страха не достижения не удается освободиться, то происходит как в Библии: «чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». (Иов 3:25). Этот мир устроен так, что нельзя цепляться даже за свою жизнь.
32. ЖЕЛАНИЯ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА И ПРОКЛЯТИЕ НАШЕГО СУЩЕСТОВОВАНИЯ
А сейчас нам снова придется вернуться к принципу дополнительности. Потому что я хочу обратить ваше внимание на два противоположных подхода, оба из которых верны: отказаться от привязанностей к целям и одновременно страстно стремиться к ним.
Вот примеры противоречивых подходов. «Я начал присматриваться к людям, которые неизменно вызывали у меня уважение и восхищение, людям, которым удалось преуспеть в избранных ими областях. Объектами моих наблюдений были писатели, спортсмены, бизнесмены, предприниматели, спикеры, терапевты, антерпренеры, служащие крупных корпораций и другие профессионалы. Среди них были женщины и мужчины, консерваторы и либералы, левши и правши, самоучки и выпускники Гарвардского университета и так далее. То, что я открыл для себя, было просто поразительно! Всех моих избранников, которые достигли высот в той или иной сфере жизни, объединяло одно исключительно важное начало: деньги их абсолютно не волновали! Любопытно, что отсутствие беспокойства предшествовало успеху, а не являлось его следствием». Такую мысль пытается донести до нас Ричард Карлсон. На пути к цели нам рано или поздно приходится от всех привязок освобождаться. Когда от славы бежишь, она за тобой идет. Кратчайший путь к богатству через презрение к богатству. «Если вы умеете считать деньги, то по-настоящему богатым не станете никогда» (П. Гетти, миллиардер).
Но одновременно с этим есть и обратные примеры. Например, известный миллиардер утверждает: «Мир принадлежит неудовлетворенным».«Успокоенный талант не стоит и гроша». (И. Тальков.)
Джин Ландрам изучил биографии сотен великих людей. Он обнаружил, что их движущей силой была мучительная неудовлетворенность, болезненное самолюбие, постоянная душевная боль от недостатка власти и признания. Среди них Наполеон, Уолт Дисней, великий художник Пабло Пикассо, певица Эдит Пиаф, крупнейшие бизнесмены Ховард Хьюз и Елена Рубинштейн.
Успешный человек - это большой завистник. И только мысль одна терзает нерв центральный: «Как обогнать других?» Бросив в бой свои отрицательные эмоции, он со всей спортивной злостью рвется наверх, орудуя локтями и мозгами, при этом называя свою зависть политически корректным словом «честолюбие». Культ успеха заставляет вступать в кровожадные битвы за материальные блага и в отчаянную борьбу со старением. Ради успеха многие готовы терпеть тяжкий труд и временные лишения. Среднестатистические миллионеры, вопреки общепринятым представлениям, вовсе не ведут расслабленный и шикарный образ жизни, а напротив, стараются экономить на всем, предпочитая недорогие машины, часы, одежду, еду и выпивку. Рокфеллер, самый богатый человек во все времена (180 миллиардов по нынешним ценам), запрещал своим дочкам покупать платье чаще чем раз в год.
Так быть удовлетворенным или нет? Ответ таков: совмещай противоречия. Стремиться к цели и отказаться от цели, желать и не желать. Действуй изо всех сил, но в душе будь готов принять любой результат. Смирение в неистовом желании.
*****