С этого момента начнем разбирать, как катарсис освобождает нас от ограничивающих убеждений.
Самое главное в том, что ограничивающие убеждения управляют нами как гипнотические программы.
Человека вводят в транс и внушают: «Когда вы проснетесь, то должны будете сделать следующее. Как только я дотронусь до своего галстука, вы снимете пиджак. Как только я опущу руку, вы наденете пиджак. Вы не будете помнить того, что я вам только что сказал». После этого человека выводят из транса; естественно, он не помнит, что получил такое приказание. Затем гипнотизер трогает свой галстук. Человек может сделать замечание, что в комнате жарко и снять пиджак. Гипнотизер опускает руку. Человек замечает, что вдруг стало холодно, и надевает пиджак. Гипнотизер опять трогает галстук. Человек может сказать, что этот пиджак был сшит у портного, и пуститься в длительные объяснения, зачем он его снимает, к примеру, посмотреть, хорошо ли застрочен шов на спине. Гипнотизер опускает руку, и человек сообщает, что он доволен работой портного и надевает пиджак. Гипнотизер может трогать галстук снова и снова и каждый раз получать нужное действие от своего «пациента». Тот так и не будет знать истинную причину, по которой он снимает пиджак, ему будет казаться, что те объяснения, которые он высказывает, и являются настоящей причиной его поведения.
Этот опыт, взятый из книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика», показывает очень важное свойство подсознательных программ – рационализацию. Это значит, что человек всегда найдет разумное и логическое объяснение своему поведению, не осознавая, чем оно обусловлено на самом деле. Разум обслуживает бессознательное.
Второе важнейшее свойство неосознаваемых программ – вхождение в победную личность.
Начальник накричал на подчиненного, тот не посмел ему ничего возразить и, придя домой, выместил все свое раздражение на жене и детях. Что произошло? В отношениях начальник – подчиненный начальник находится в победной личности. Подчиненному же приходится вытеснять свои отрицательные эмоции, которые давят на него изнутри и находят выход только в той ситуации, когда появятся объекты, по отношению к которым он сам сможет занять победную позицию. Это и происходит в семье. Он, возможно, будет испытывать впоследствии чувство вины, но давление отрицательных эмоций сильнее его разума.
Самая главная беда в том, что люди не хотят или не могут замечать, что действуют по программам. Во-первых, привычное поведение и мышление незаметны для их обладателя уже в силу своей привычности. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Во-вторых, наши программы становятся нашими убеждениями; а готовы ли вы отречься от убеждений?