Одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.
Художественный материал – это совокупность всех видов искусств.
Художественный материал включает в себя большое разнообразие жанров и эмоциональных средств выражения. К ним относится:
- литературный жанр (поэзия, проза, тезисы, изречения, образное слово)
- музыкальный жанр (песни, инструментальная музыка, хор)
- хореографический (танец, пантомима)
- кино-видео-фото материалы
- театральное действие
- шумы
- декорации, костюмы, свет.
Документальный материал – это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности.
Документальным материалом сценариев могут служить:
• документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей)
• литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)
• эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы)
• подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды)
Предпочтение сценарист отдаёт тем документам, которые, по его мнению, будут интересно стыковаться с другим фактическим материалом, дадут неожиданные рефлексии при встрече с художественными номерами.
После тщательного отбора необходимого документального материала перед сценаристом возникает задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник образно-смысловой ряд, который и будет прочитан и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий.
Функции документального материала:
1. Придание сценарию достоверности
2. Окрашивание сценария реальными эмоциями
3. Наполнение сценария содержательностью
4. Вызывание интереса аудитории
Функции художественного материала в сценарии:
1. Монтаж документального материала
2. Раскрытие идейного содержания мероприятия
3. Эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию
4. Заставляет задуматься, сопереживать, духовно обогащать зрителей
В театрализованных представлениях именно сочетание двух линий – документальной и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.
Принципы подбора материала для сценария:
- социально-мировоззренческой направленности накопленного материала;
- соответствия материала социально-структурной специфике аудитории;
- общественно-политической актуальности материала;
- соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);
- соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия сценария;
- художественно-эстетической ценности материала;
- достоверности документального материала;
- новизны документального и художественного материала;
- расширения эмоционально-выразительных средств;
- соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;
- соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;
- соответствия художественному решению документального материала;
- соответствия времени проведения праздничной программы