Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западная политическая традиция




В современной научной литературе нет принципиальных разногласий относительно специфики обществ западного типа, базирующихся на принципах:

- технологического отношения к миру, что влечет за собой общество, основанное на воле индивида, и примат правового государства, в котором важны универсальные юридические нормы;

- неопределенности, где «политика – игра, основанная на равенстве шансов и неопределенности конечного результата»;

- гражданского договора, из которого вытекают взаимообязательные отношения граждан с государством;

- разделения властей, при котором власть должна быть выборной, осуществляемой большинством, но регулируемой обязательными конституционными правилами;

- системной функциональности, согласно которому не столь важно содержание элемента, сколько его функция;

- отделения ценностей от интересов, что требует компромисса различных политических сил;

- «открытого общества», в котором национальный суверенитет сведен до минимума.[230]

Дело в том, что государство Нового времени формировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в силу этого породившего «войну всех против всех». Социально-политические революции, начиная с Великой английской революции, подвергли десакрализации, инструментализации и коммерциализации идею государства посредством казни монархов и создания новых государств на основе вновь создаваемых демократических конституций.[231]

Но при этом все исследователи отмечали неравномерность формирования национальных государств на европейском континенте. С точки зрения Э. Геллнера в Европе можно обнаружить несколько «часовых поясов» становления национальных государств:

- «атлантическое побережье Европы», где происходило своеобразное «вкрапление» наций в уже существующее государство;

- территория «к востоку от атлантического побережья Европы», где построение национальных государств шло по пути унификации, так как не было готовых «политических единиц», но существовали две развитые культуры – итальянская и немецкая;

- пояс, «расположенный дальше на восток», где можно обнаружить известные образцы «национального строительства» - возрождение политической единицы и создание политической единицы, историческая необходимость которой обосновывалась не историческими прецедентами, а исключительно «культурным своеобразием данной территории»;

- территория Российской империи.[232]

В итоге на европейском континенте сложилось два типа государства: во-первых, «нации-государства», где государственное строительство предшествовало формированию наций (подавляющее большинство стран Западной и Центральной Европы), и, во-вторых, «государства-нации» - поликультурного образования, примером чего служит Швейцария.[233]

Помимо исторических особенностей формирования государственности в современной Европе также происходит ряд довольно противоречивых процессов. В частности, одним из основных противоречий является то, что глобализация, с одной стороны, «расширяет сферу функциональной ответственности государства», а с другой – «ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы».[234] В политической практике понятие «глокализация» применяется, в том числе, для обозначения того факта, что процесс принятия политических решений все меньше связан с государственным регулированием и все больше – с суб- и наднациональным уровнем.[235]

В 1990-е гг. на постсоветском пространстве в поисках оптимальной модели реформирования политической системы широко использовались достижения мировой общественной мысли, в первую очередь, западноевропейской. В этой связи внимание было приковано к феномену либерализма, ставшего для стран Западной Европы и США своеобразной системой ценностей, хотя, будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций,[236] в том числе восточноевропейских.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1422 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.