Идейно-духовный ресурс в традиционной теории экономического ресурсообеспечения практически не рассматривается. Между тем идейная мотивация не раз становилась решающим фактором экономического развития. Либеральный подход, построенный на противопоставлении командной организации труда и его исключительно материальной мотивации, неоправданно упрощает факторное многообразие побудительных мотивов трудовой деятельности.[93] Вариант, что человек может трудиться, не будучи ни принуждаем государством и ни стимулируем ожидаемыми доходами, попросту не допускается.
Между тем вне мировоззренческого (идейно-ценностного) осмысления труд, как исторический феномен, не мог бы состояться. Трудовая деятельность – это, прежде всего, по своему генезису, деятельность общественно-полезная. При понимании и имплементации этого в основы функционирования экономики преодолевается отчуждение человека от труда. В противном случае устанавливается деформированное представление, при котором организационные средства воспринимаются в качестве цели.
Всякий раз при актуализации идейно-духовных мотивов труда соответствующие хозяйственные общности показывали значительно более высокие результаты, чем конкурирующие с ними экономические системы.
На основании представленных группой экспертов количественных оценок характеристик событий истории России ХХ столетия по 38 критериям идентификации идейно-духовного состояния была получена достаточно сложная немонотонная кривая. Идейная духовность российского общества имела подъемы и спады, будучи зависима от деятельности государства в вопросах идеологии и национальной (цивилизационной) идентичности.
Из этого следует вывод о том, что формирование идейно-духовного ресурса можно и должно рассматривать в качестве государственной управленческой задачи. Особого внимания в контексте вопросов формирования экономической политики требует построенная на экспертной сессии зависимость отношения в российском обществе к труду. Характерно, что ее историческая изменчивость в целом совпадает с подъемами и спадами национальной экономики (рис.1.2.7).[94]
Рис.1.2.7. Идейно-духовный фактор в истории России XX столетия и отношение к труду в российском обществе в ХХ в.
Проведенный эксперимент позволил также ответить на вопрос какой из двух факторов – идейно-духовные основания или материальное стимулирование имеет более весомое значение для показателей экономического развития в России. Для этого по методике парной корреляции был рассчитан уровень причинно-следственной связи роста валового промышленного производства с материальным уровнем (накопленные суммированные блага, определяющие качество жизни человека), идейно-духовной развитостью, а также ценностью труда в общественном сознании (рис.1.2.8).
Рис.1.2.8. Годовой прирост валового промышленного производства России за (100 лет)
Для чистоты расчетов был взят временной интервал второй половины XX века (1946-1950 гг.), исключающий приходящиеся на первую половину форс-мажорные события масштабных войн (1904 – 1905, 1914 – 1920, 1941 – 1945 гг.), революций, когда на показатели экономического развития оказывал воздействие третий – внешний фактор.
Полученные результаты с позиций неолиберальной теории выглядят просто обескураживающими. Коэффициент корреляции идейно-духовной развитости общества и роста валового промышленного производства составил +0,59. Еще более весомой оказалась зависимость от фактора ценности труда в общественном сознании – коэффициент корреляции +0,69.
Полученные данные с наглядностью доказывают значимость для экономики стимулов духовного содержания. А вот суммарный материальный фактор и рост валового промышленного производства находятся в России, судя по результатам проведенного анализа, в состояние антикорреляции, давая значение минус 0,7).