Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религиозный фактор экономической вариативности




Традиционные религии сакрализуют природу труда, возводят его этологию до уровня божественной заповеди. Как показал в свое время М. Вебер экономический прорыв Запада определялся установлением соответствующего религиозного миропонимания, вне которого попросту бы не состоялся.

Исторически мировоззренческую основу западной экономической системы составляло учение об «избранничестве». Богатство и вообще личный материальный успех религиозно освящается в нем как свидетельство Божьего благоволения. М. Вебер связывал генезис этого представления с протестантской этической традицией, В.Зомбарт с иудейско - талмудической. Экономика раннего капитализма на Западе отражала установления соответствующего религиозного миропонимания. Вне его она бы исторически не состоялась. С императивом божественного избранничества формировалась аксиология западного индивидуализма. В соответствии с индивидуалистической парадигмой устанавливалась новая экономическая модель, характеризуемая эгоистической конкурентной борьбой множества собственников. Будучи генетически коррелированна с определенной религиозной спецификой такая модель диссонирует с этикой православия и ислама – наиболее широко представленных в России ее традиционных религий.[83]

Насколько бы теоретически не была проработана экономическая политика при нежелании человека трудиться она будет нереализуема. В свою очередь желание труда базируется на соответствующих идейно-этических представлениях. М. Вебер, как уже указывалось выше, противопоставлял созидательный тип капитализма (собственно капитализма) авантюрному или спекулятивному капитализму. Формирование первого связано с идейным контекстом конкретно-исторических условий протестантской Реформации. Этика созидательного капитализма основывалась на кальвинистском тезисе о раскрывающемся через успех в труде божественном избранничестве человека. Ранее в Западной Европе в качестве этического императива экономической жизни доминировала формула Фомы Аквинского «благо для человека заключено в умеренности, и переходить этот предел есть грех». Традиция католицизма сдерживала дух предпринимательства из-за опасения преступить черту церковного запрета на стяжательство. М.Вебер в раскрытие традиционалистской католической морали ссылался на примеры, как после смерти богачей значительные суммы направлялись в церковную казну в качестве «покаянных денег» или даже возвращались бывшим должникам во искупление неправедно отторгнутых процентов. Протестантизм, реабилитируя богатство, сохранил неприятие самодовольного им наслаждения, противопоставив феодальной расточительности бюргерскую бережливость. Если католик ставил вопрос о минимуме работы для удовлетворения своих традиционных потребностей, то протестант об увеличении заработка при интенсификации до максимума производительности труда.

Нет необходимости пояснять какому из духовных образов ближе российский ментальный тип. Хотя и несколько сглаженные ценностные различия между католиками и протестантами сохраняются и по сегодняшний день. Согласно данным социологических опросов по США среди американцев четко фиксируются конфессиональные различия в отношении трудовой деятельности. Работу ценят выше досуга 55% протестантов против 43% католиков[84].

Можно ли признав правоту веберовских выводов привить капитализм на российскую социокультурную почву, если он имманентно связан с вполне определенным религиозным (для атеистов скажем – мировоззренческим) типом? Ответ о его несовместимости с духовной линией традиционных религий России представляется очевидным. Какую же модель экономики можно построить при осуществлении такого рода насильственной экстраполяции? На этот случай в веберовской классификации был предусмотрен второй тип капитализма – авантюрный или спекулятивный. Он возник еще на заре формирования института частной собственности, актуализируясь затем в качестве девиаций различных общественных моделей. Его императивом является не труд, а нажива любой ценой. Обогащение достигается, как правило, в результате насилия или спекуляций. Экономический человек спекулятивного типа капитализма действует по принципу «не обманешь – не продашь». Формируемая таким образом общественная система по своей природе паразитарна и не обладает перспективой долгосрочного развития. Надвигающийся кризис американской экономики будет самым масштабным проявлением этой нежизнеспособности.

Описанная М.Вебером экономическая модель получила фактически точное воплощение в России 1990-х гг. Необходимо отдавать отчет, что в ней всякий раз будет репродуцироваться система спекулятивного капитализма. Православная же трудовая этика предполагает выстраивание совершенно иной модели экономики, ориентированной на патерналистско-общинные начала.[85]

Но корректно ли применять веберовские выводы к экономике современного типа? Страново-статистический анализ соотношения религиозной идентичности с различными параметрами экономического развития позволяет ответить на данный вопрос утвердительно. Прослеживается удивительно точное совпадение конфессиональных границ с рассматриваемыми экономическими индикаторами.

По сей день, несмотря на глобализационную нивелировку культурной специфики, протестантские страны явно опережают католические по различным показателям инновационности. Так, по статистике численности исследовательского персонала, приходящегося на 1 млн. жителей в первую десятку среди государств Европы и Северной Америки входит только одна страна с преобладанием католиков – Канада, да и то занимая в ней последнее место. На предпоследнем месте находится Германия, имеющая в настоящее время примерное численное равенство между католиками и протестантами с незначительным преобладанием последних. Превышение уровня в 4 тыс. исследователей на миллион населения фиксируется только в пяти государствах мира – и все они протестантские (по мере убывания – Исландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, США). В то же время ни одна католическая страна не преодолела отметки в 3 тыс. человек исследовательского персонала. Такие субъекты католицизма, как Испания, Португалия, Италия и др. и вовсе имеют коэффициенты менее 2 тыс. человек.[86]

По другому показателю инновационного потенциала – доле ВВП в расходах на научные исследования протестантские страны составляют полностью всю первую шестерку мест (Швеция, Финляндия, США, Швейцария, Германия, Исландия). Более 3,5 % на эти нужды расходует, помимо идущей на первом месте Швеции, Израиль, чья религиозная составляющая общеизвестна. Показательно также, что устойчиво отстают по данной статистике и от протестантских, и от католических государств православные страны. Они занимают пять из шести последних мест в Европе по соответствующему коэффициенту. Среди них избежавшие опыта коммунистического строительства Греция и Кипр. Ни одна из православных стран не расходует на научные исследования в настоящее время более 1% от ВВП.[87]

Фиксация устойчивых различий инновационного потенциала в связи с по параметрами конфессиональной принадлежности приводит к выводу, что для стран, не относящихся к протестантскому культурному типу, повышение инновационности сопряжено с целенаправленной мобилизующей миссией государства. Путь частных инвестиций в науку не станет для них той же панацеей, какой он явился для стран протестантизма.

Различая экономическое поведение протестантов и католиков М. Вебер указывал на особую ориентированность первых на индивидуально-предпринимательскую деятельность и склонность вторых к коллективистским формам хозяйственной организации. Что же сегодня?

В современной Европе протестантские страны явно опережают католические по различным показателям индивидуальной трудовой ориентированности. Протестанты по-прежнему более экономически активны, чем католики. Факт нахождения Италии, являвшейся историческим символом католицизма, на последнем месте по рассматриваемому показателю среди стран Западной Европы весьма иллюстративен (рис. 1.2.3).[88]

Рис.1.2.3. Сопоставление уровня экономической активности населения (старше 15 лет) протестантских и католических стран современной Европы, в %

 

Ту же тенденцию подтверждают статистические данные о наличии второй работы у населения европейских стран. Протестант обнаруживает гораздо более высокую склонность к поиску дополнительного заработка, чем католик. Уровень достигнутого материального благополучия не является в этом отношении сдерживающим обстоятельством. Даже испытывающие проблемы переходного периода католические народы Восточной Европы в целом (за исключением Польши) оказались менее ориентированны на поиск приработка, чем протестантское население материально благополучных государств (рис. 1.2.4).[89]

Рис.1.2.4. Сопоставление доли лиц в структуре занятости католических и протестантских стран Европы, имеющих вторую работу, в %

 

С другой стороны, католики по-прежнему обнаруживают более высокую склонность к коллективистским формам хозяйственной самоорганизации. Это подтверждается, в частности, показателем долевого представительства семейных рабочих и членов кооперативов в общей структуре трудовой занятости. Еще более высокую склонность к общинным формам организации экономики демонстрируют страны православного культурного ареала. Только в современной России, в диссонансе с собственной конфессиональной идентичностью, доля семейных рабочих и членов кооперативов крайне невелика – 0,7% (рис.1.2.5). [90]

Рис.1.2.5. Конфессиональное сопоставление доли современных рабочих и членов кооперативов в структуре занятости населения европейских стран.[91]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 894 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.