Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќб€занность как требование нравственного закона




ќб€занность, как и долг, €вл€етс€ санкцией нравственного закона. “ребовани€ нравственного закона нос€т императивный характер. „еловек не может не сознавать, что написанный в его сердце нравственный закон объективно справедлив и требует выполнени€. Ќеобходимость выполнени€ нравственных требований осознаетс€ человеком как нравственна€ об€занность. — точки зрени€ структуры своего содержани€, об€занность включает три важнейшие компонента.

  • ќсознание требований нравственного закона.
  • ”важение к требовани€м нравственного закона.
  • ¬нутреннее самопринуждение к выполнению требований нравственного закона.

√лавным из этих трех компонентов €вл€етс€ самопринуждение к выполнению требований нравственного закона, поскольку именно оно придает об€занности внутреннюю силу и ценность. —ознание об€занности объедин€ет нравственные силы личности и направл€ет их к выполнению конкретной задачи, сто€щей перед человеком в данный момент и в данной ситуации.  ак важнейшее про€вление нравственного сознани€, об€занность ведет человека к де€тельному осуществлению добра и к нравственному совершенству.

ќтмеченное выше положение, что об€занность так же, как и долг, €вл€етс€ санкцией нравственного закона, ставит естественный вопрос о том, какое принципиальное различие имеетс€ между пон€ти€ми долга и об€занности. Ќа первый взгл€д долг и об€занность, как два вида нравственного сознани€, представл€ютс€ настолько тождественными, что трудно уловить грань, раздел€ющую эти пон€ти€. ќднако в действительности реальное различие между долгом и об€занностью существует. ƒолг всегда предполагает необходимость расплатитьс€ за какое-либо благоде€ние. Ќравственное сознание в этом случае напоминает о том, что за оказанное благоде€ние нужно ответить взаимным благоде€нием, услугой или пожертвованием. Ќапример, исполнить нравственный долг перед ќтечеством Ч значит заплатить ему верностью за те блага, в которых выражаетс€ забота ќтечества о гражданском благососто€нии. »сполнение нравственной об€занности осуществл€етс€ в принципиально иной ситуации. «десь уже не идет речь о какой-то моральной компенсации в отношении субъекта, требующего исполнени€ об€занности. Ќапример, оказание милости нищему или страннику, встреча с которыми в силу своего эпизодического характера исключает конкретный долг, который может быть основан лишь на истории прежних взаимоотношений, €вл€етс€ продиктованным исключительно сознанием нравственной об€занности. Ќравственный долг в этой ситуации, строго говор€, исключен. ќ долге здесь можно говорить не в нравственном, а лишь в метафизическом аспекте, в том смысле, что все люди, как писал ƒостоевский, наход€тс€ в страшном долгу у Ѕога и что поэтому нужно стремитьс€ совершать добрые дела.

ѕомимо нравственных об€занностей, диктуемых требовани€ми нравственного закона, жизнь налагает на человека различные служебные, семейные и общественные об€занности. ¬ыполнение всего комплекса об€занностей может вызывать затруднени€ в виде так называемых коллизий об€занностей.

 оллизи€ об€занностей имеет место в такой ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выполнить две или несколько об€занностей, в то врем€ как реальна€ возможность позвол€ет выполнить лишь одну из них в ущерб другим. ќтсюда следует, что каждый человек должен стремитьс€ к тому, чтобы по возможности не допускать подобных ситуаций. Ќо если такие ситуации все же встречаютс€ по воле независ€щих от человека обсто€тельств, требуетс€ правильна€ нравственна€ ориентаци€, чтобы суметь отличить главные, высшие или непосредственные об€занности от об€занностей, которые следует считать второстепенными. —ледует также иметь в виду, что могут случатьс€ не только реальные, но и мнимые коллизии об€занностей. ћнимые коллизии случаютс€ тогда, когда место истинных нравственных ценностей заступают мнимые ценности, например, честолюбие вместо чести или высокомерие вместо достоинства. «десь также требуетс€ быть предельно точным, чтобы уметь отличить истинные нравственные ценности от мнимых и ложных ценностей.

ќпределение и содержание пон€ти€ ответственности.

Ќравственна€ ответственность Ч это внутренн€€ отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков..

Ќравственна€ ответственность €вл€етс€ одной из важнейших форм нравственного сознани€. ¬ процессе развити€ и формировани€ личности нравственна€ ответственность €вл€етс€ не чем иным, как диалогическим отношением личности к самой себе, к пут€м и способам реализации своей свободы. „ем большим нравственным доверием и авторитетом облечен человек, тем выше степень налагаемой на него ответственности. ќсновной смысл нравственной ответственности заключаетс€ в самоотчете личности за реализацию ее возможностей и свободы. —ознание ответственности ограждает личность от совершени€ бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчин€ет ее требовани€м чести, долга и совести. ќтсюда следует, что сознание ответственности самым существенным образом св€зано с пон€ти€ми достоинства и свободы. „ем глубже укоренены в личности эти нравственные пон€ти€, тем сильнее они вли€ют на степень ее нравственной ответственности.

 ак категори€ нравственного сознани€, ответственность представл€ет собой весьма специфичный и сложный аспект нравственной феноменологии личности. ¬ содержание пон€ти€ нравственной ответственности вход€т следующие компоненты.

ќсознание человеком своего У€Ф в свободе его нравственного выбора. ќценка нравственного выбора с точки зрени€ пон€тий достоинства и свободы. ќпределение степени ценности совершенного поступка. ѕереживание нравственных последствий своего поступка в виде одобрени€ или порицани€ со стороны совести.

√лубина нравственной ответственности в каждом конкретном случае зависит от значимости переживаемой личностью ситуации и роли и места личности в ней. ¬ целом же сознание нравственной ответственности, как и всех других форм нравственного сознани€, возрастает и формируетс€ в процессе развити€ и становлени€ личности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1787 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

725 - | 645 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.