Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтветственность как принцип отношени€ к жизни




Ѕог призывает человека к ответственному отношению к жизни. ¬се, что осуществл€етс€ человеком в плане ценностной ориентации и в области нравственного выбора, в сфере межличностного общени€ и в стихии свободной творческой де€тельности, Ч все это предполагает его нравственную ответственность. ѕризыв јдама к ответу перед “ворцом €вл€етс€ библейским прообразом всеобщей человеческой ответственности за вс€кое свободно и сознательно допускаемое личное зло. ¬ евангельских притчах ’риста —пасител€ содержитс€ призыв к личной нравственной ответственности и особенно глубоко подчеркиваетс€ мысль об ответственности человека за свою эсхатологическую судьбу, котора€ всецело определ€етс€ его этическим отношением к жизни, к окружающим люд€м и к собственному религиозно-нравственному предназначению. ¬месте с потерей религиозной веры современный человек все в более значительной степени подвержен утрате сознани€ нравственной ответственности.

»з опыта жизни или из описаний художественной литературы каждому человеку известны те несобранные и нравственно распущенные натуры, которые относ€тс€ к своим поступкам так или иначе безответственно. Ќе только равнодушие к своему нравственному состо€нию, но и непростительное легкомыслие и беспечность, в сочетании с безотчетным влечением ко греху, определ€ют стиль их внутренней жизни.  ак правило, это люди, не наученные руководствоватьс€ в своих действи€х пон€ти€ми чести и долга, не считающие себ€ ни в чем и ни перед кем об€занными и не умеющие прислушиватьс€ к голосу совести. ќтсутствие личной ответственности открывает простор дл€ разного рода недозволенных и безнравственных поступков. ∆ив€ безответственно и безнравственно, эти люди не способны глубоко задумыватьс€ над смыслом своего существовани€, как не способны заметить низость и бесчестность своих де€ний, цель которых они оценивают лишь с точки зрени€ своих эгоистических желаний и интересов. ѕравило Уникогда не сожалеть о соде€нномФ €вл€етс€ главным принципом их безответственного отношени€ к жизни.

¬се это, однако, не означает, что нравственно безответственные натуры всегда равнодушны к суждени€м о них со стороны окружающей их ближайшей среды. «десь, несмотр€ на свою подверженность безотчетному стремлению к эгоизму, чувственности и потребительству, они, за редким исключением примеров откровенного цинизма, стараютс€ показать себ€ с лучшей нравственной стороны.

ѕр€мую противоположность этим натурам составл€ют люди, в жизни которых сознание их личной ответственности имеет фундаментальное этическое значение. Ёто люди высоких нравственных принципов и долга, отдающие себе отчет в своей внутренней личной свободе и в своем творческом отношении к жизни как к дару “ворца. ѕо мысли архимандрита  иприана, человек в метафизическом аспекте предстает как ќтвет на «иждительное —лово,  оторым он призываетс€ к обладанию бытием. ¬ реальной жизненной ситуации Ѕог посредством нравственного сознани€ призывает вс€кого человека к ответственному отношению к нравственным выборам и поступкам, подобно тому как ќн в раю потребовал от јдама ответа за нарушение заповеди, устанавливавшей точные границы между недолжным и должным. ¬ отличие от нравственно безответственных натур человек с высоким сознанием нравственной ответственности готов честно и искренно признать свою вину за неправильный нравственный выбор, выразить сожаление и раска€ние в своих заблуждени€х и увлечени€х, исправить допущенные просчеты и ошибки, став€ на первое место не свой личный авторитет, а требовани€ чести и долга.

¬ своем универсальном значении сознание нравственной ответственности человека не ограничиваетс€ пределами его личностно-биографической индивидуальности. ¬ рамках христианского миросозерцани€ оно достигает поистине вселенских масштабов. «десь человек способен сознавать свою ответственность и виновность перед Ѕогом не только за всю ту неправду, которую он допускает в личной жизни, но и за все те невзгоды и бедстви€, в которые погружены весь окружающий мир и вс€ богозданна€ тварь, котора€ по вине человека Устенает и мучитс€Ф (–им. 8:22). ¬ метафизическом смысле каждый человек ответственен за все то, что совершаетс€ в мире. ∆изнь человека в конкретной географической и социальной среде налагает на него нравственную ответственность за состо€ние этой среды, благополучие которой находитс€ в метафизической зависимости от степени нравственной чистоты, праведности и св€тости каждого человека или, наоборот, от степени его омраченности грехом. »з всего того нравственного зла, которое творитс€ в мире, нет ничего, за что каждый сознательный человек не нес бы пр€мой или косвенной ответственности. ’ристианский призыв к борьбе человека со злом в своей собственной душе и в своей личной жизни особенно €рко и отчетливо вы€вл€ет этот всеобщий аспект человеческой нравственной ответственности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

791 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.