5. Правонарушитель выступает в таком правоотношении субъектом правовой обязанности претерпеть те лишения личного или имущественного характера, которые предусмотрены санкцией правовой нормы и применяются к нему правоохранительными органами.
Таким образом, государственно-правовая ответственность — это принудительно исполняемая правонарушителем обязанность: 1) возникшая в связи с совершением правонарушения; 2) реализуемая в конкретном охранительном правоотношении между государством в лице его правоохранительных органов и правонарушителем; 3) состоящая в претерпевании предусмотренных санкцией правовой нормы лишений личного или имущественного характера, налагаемых правоприменительными органами государства.
Ответственность за совершенное в прошлом деяние называется ретроспективной, или негативной, ответственностью. В российской правовой теории еще в советский период была разработана и теория позитивной правовой ответственности, под которой понимается осознание личностью своего правового долга перед обществом и исполнение индивидом правовой обязанности следовать существующим правовым нормативам (Б, Т. Базылев, М. А. Краснов, В. Н. Кудрявцев, Е. А. Лукашева, П. Е. Недбайло и др.). Необходимо, однако, иметь в виду, что слово «ответственность» используется в этих конструкциях (позитивной и ретроспективной ответственности) в разных смыслах. Действительно, психологическая установка на исполнение должного в праве (то, к чему сводится позитивная правовая ответственность) относится к сфере морального сознания и есть явление идеальное по своей природе: «правовой долг» должен свободно приниматься правовым субъектом как добровольно принятое обременение; следовательно, это моральная категория, моральная ценность, под которую не подойдут внешне легальные действия преступника, лишь ждущего своего часа для совершения преступления. Легитим-ное принуждение, применяемое к правонарушителю за неисполнение правового правила должного (содержание ретроспективной правовой ответственности), есть по своей сути явление правовое и идеально-материальное. Эти два феномена (позитивная и ретроспективная ответственность) представляют собой разные реальности (виртуальную и актуальную) и не могут быть совмещены в едином понятии правовой ответственности.
Основная черта государственно-правовой ответственности — ее карательное, штрафное значение. Это особая разновидность правовой коммуникации, направленной на личность правонарушителя. Она есть справедливое воздаяние правонарушителю, выполняющее одновременно воспитательную и правовосстановительную функцию.
Государственно-правовую ответственность в эйдетическом смысле следует отличать от государственно-принудительных мер защиты права, основная цель которых — не воздействие на лицо,
29' |