Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ целесообразности природы




¬ данном нам в опыте предмете целесообразность может быть представлена либо просто на субъективном основании как соответствие его формы при схватывании (apprehensio) Ц до вс€кого пон€ти€ Ц познавательным способност€м, чтобы объединить созерцание с пон€ти€ми дл€ познани€ вообще, либо на объективном основании как соответствие формы предмета возможности самой вещи, согласно пон€тию о ней, предшествующему ей и содержащему основание этой формы. ћы видели, что представление о целесообразности первого рода покоитс€ на непосредственном удовольствии от формы предмета уже в самой рефлексии о ней; представление о целесообразности второго рода, поскольку оно соотносит форму объекта не с познавательной способностью субъекта при ее схватывании, а с определенным познанием предмета, подведенного под данное пон€тие, совершенно не св€зано при суждении о вещах с чувством удовольстви€ от них и относитс€ только к рассудку. ≈сли пон€тие о предмете дано то дело способности суждени€ применить это пон€тие дл€ познани€ в изображении (exhibitio), то есть сопоставить пон€тие с соответствующим ему созерцанием; это

может происходить посредством нашего воображени€, как в искусстве, когда мы реализуем заранее прин€тое пон€тие о предмете, который служит нам целью, или посредством природы в ее технике (как это происходит в органических телах), когда мы дл€ того, чтобы судить о ее продукте, привносим в нее наше пон€тие цели; в последнем случае мы представл€ем себе не только целесообразность природы в форме вещи, но и этот ее продукт как цель природы. ’от€ наше пон€тие о субъективной целесообразности природы в ее формах в соответствии с эмпирическим законом вообще не есть пон€тие об объекте, а лишь принцип способности суждени€, посредством которого она обретает пон€ти€ в этом чрезмерном многообразии (ориентируетс€ в нем), тем не менее мы этим как бы приписываем природе внимание к нашей познавательной способности по аналогии с целью; таким образом, мы можем рассматривать красоту природы как изображение пон€ти€ формальной (чисто субъективной) целесообразности, а цели природы - как изображение пон€ти€ реальной (объективной) целесообразности; о первой мы судим на основании вкуса (эстетически, посредством чувства удовольстви€), о второй Ц на основании рассудка и разума (логически, согласно пон€ти€м).

Ќа этом основано деление критики способности суждени€ на эстетическую и телеологическую; под первой мы понимаем способность судить о формальной целесообразности (ее называют также субъективной) на основании чувства удовольстви€ или неудовольстви€, под второй Ц способность судить о реальной целесообразности (объективной природы) на основании рассудка и разума.

¬ критике способности суждени€ наиболее существенна та часть, в которой содержитс€ эстетическа€ способность суждени€, так как только в ней находитс€ принцип, который способность суждени€ совершенно априорно полагает в основу своей рефлексии о природе, а именно принцип формальной целесообразности природы по ее частным (эмпирическим) законам дл€ нашей познавательной способности, без которых рассудок не ориентировалс€ бы в ней; напротив, нет никакого априорного основани€ считать, что должны существовать объективные цели природы, то есть вещи, возможные только как ее цели: возможность этого не следует даже из пон€ти€ природы как предмета опыта в общем и особенном. Ћишь способность суждени€, не облада€ дл€ этого априорным принципом, содержит в предлежащих случа€х (некоторых продуктов) правило, позвол€ющее примен€ть дл€ разума пон€тие целей, после того как указанный трансцендентальный принцип подготовил рассудок к тому, чтобы примен€ть пон€тие цели (по крайней мере в отношении формы к природе). ќднако трансцендентальное основоположение, согласно которому целесообразность природы в субъективном отношении к нашей познавательной способности применительно к форме вещи следует представл€ть себе как принцип суждени€ о ней, оставл€ет совершенно неопределенным, где и в каких случа€х € должен выносить суждение о продукте по принципу целесообразности, а не по общим законам природы и предоставл€ет эстетической способности суждени€ установить на основании вкуса соответствие продукта (его формы) нашей познавательной способности (в той мере, в какой она решает не на основании соответстви€ пон€ти€м, а на основании чувства). Ќапротив, телеологическа€ способность суждени€ определенно указывает услови€, при которых о чем-либо (например, об органическом теле) следует судить в соответствии с идеей цели природы, но не может привести ни одного основоположени€ из пон€ти€ природы как предмета опыта дл€ того, чтобы априорно приписать ей отношение к цел€м, или даже неопределенно прин€ть нечто подобное до действительного опыта, св€занного с подобными продуктами; это объ€сн€ет, почему необходимо провести множество частных опытов и рассмотреть их в единстве их принципа, чтобы суметь только эмпирически познать объективную целесообразность в каком-либо предмете. —ледовательно, эстетическа€ способность суждени€ есть особа€ способность судить о вещах по правилу, но не по пон€ти€м. “елеологическа€ же способность суждени€ есть не особа€ способность, а лишь рефлектирующа€ способность суждени€ вообще, поскольку она, как всегда в теоретическом познании, действует по пон€ти€м, но по отношению к некоторым предметам природы Ц по особым принципам, а именно по принципам только рефлектирующей, а не определ€ющей объекты способности суждени€, следовательно, по своему применению она относитс€ к теоретической части философии, а из-за особых принципов Ц не определ€ющих, какими они были бы в доктрине, Ц должна составл€ть также особую часть критики; напротив, эстетическа€ способность суждени€ ничего не дает дл€ познани€ своих предметов и, следовательно, должна быть причислена только. к критике вынос€щего суждени€ субъекта и его познавательных способностей, в той мере, в какой они могут иметь априорные принципы, каким бы ни было их применение (теоретическое или практическое); эта критика есть пропедевтика вс€кой философии.

 

IX

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1026 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1273 - | 1253 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.