Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ св€зи между законодательством рассудка и законодательством разума, осуществл€емой способностью суждени€




–ассудок априорно устанавливает законы дл€ природы как объекта чувств в цел€х ее теоретического познани€ в возможном опыте. –азум априорно устанавливает законы дл€ свободы и ее собственной каузальности в качестве сверхчувственного в субъекте в цел€х безусловного практического познани€. ќбласть пон€ти€ природы под одним законодательством и область пон€ти€ свободы под другим полностью обособлены друг от друга глубокой пропастью, отдел€ющей сверхчувственное от €влений и не допускающей взаимного вли€ни€, которое они сами по себе (кажда€ в соответствии со своим основным законом) могли бы оказывать друг на друга. ѕон€тие свободы ничего не определ€ет в теоретическом познании природы; пон€тие природы также ничего не определ€ет в практических законах свободы, поэтому перекинуть мост от одной области к другой невозможно. ќднако если определ€ющие основани€ каузальности по пон€тию свободы (и по практическому правилу, которое в нем содержитс€) и не присутствуют в природе, и чувственное не может определ€ть сверхчувственное в субъекте, то обратное возможно (правда, не по отношению к познанию природы, а по отношению к следстви€м воздействи€ сверхчувственного на природу) и уже содержитс€ в пон€тии каузальности посредством свободы, действие которой в мире должно происходить в соответствии с ее формальными законами; хот€ слово причина в применении к сверхчувственному означает лишь основание дл€ определени€ каузальности вещей природы к действию согласно их собственным природным законам, однако вместе с тем и в соответствии с формальным принципом законов разума; возможность этого, правда, не установлена, но упрек в заключенном здесь мнимом противоречии может быть достаточно убедительно опровергнут. ƒействие в соответствии с пон€тием свободы есть конечна€ цель, котора€ (или ее €вление в чувственном мире) должна существовать; дл€ чего и предполагаетс€ условие ее возможности в природе (субъекта в качестве чувственного существа, то есть в качестве человека). “о, что априорно и безотносительно к практическому предполагает это условие, способность суждени€, дает в пон€тии целесообразности природы опосредствующее пон€тие между пон€ти€ми природы и пон€тием свободы, которое делает возможным переход от чистого теоретического разума к чистому практическому разуму, от закономерности согласно пон€ти€м природы к конечной цели согласно пон€тию свободы, ибо тем самым познаетс€ возможность конечной цели, котора€ может стать действительной только в природе и в соответствии с ее законами.

–ассудок посредством возможности своих априорных законов дл€ природы дает нам доказательство того, что природа познаетс€ нами только как €вление, а тем самым Ц и указание на ее сверхчувственный субстрат, оставл€€ его, однако, совершенно неопределенным. —пособность суждени€ своим априорным принципом в суждении о природе по ее возможным частным законам дает сверхчувственному субстрату (как в нас, так и вне нас) определимость посредством интеллектуальной способности. –азум же своим априорным практическим законом дает этому субстрату определение; таким образом способность суждени€ делает возможным переход из области пон€ти€ природы к области пон€ти€ свободы.

»з способностей души вообще, поскольку они рассматриваютс€ как высшие, то есть как обладающие автономией, рассудок есть дл€ познавательной способности (теоретического познани€ природы) то, что содержит априорные конститутивные принципы; дл€ чувства удовольстви€ и неудовольстви€ априорные принципы дает способность суждени€, независимо от пон€тий и ощущений, которые относ€тс€ к определению способности желани€ и тем самым могут быть непосредственно практическими; дл€ способности желани€ - разум, который, без посредства какого-либо удовольстви€, каким бы ни был его источник, есть практический разум, который в качестве высшей способности определ€ет дл€ способности желани€ конечную цель, котора€ одновременно создает и чистое интеллектуальное благорасположение к объекту. ѕон€тие способности суждени€ о целесообразности природы также относитс€ к пон€ти€м природы, но только как регул€тивный принцип познавательной способности, хот€ эстетическое суждение о некоторых предметах (природы или искусства), которое ведет к этому пон€тию, есть по отношению к чувству удовольстви€ или неудовольстви€ конститутивный принцип. —понтанность в игре познавательных способностей, согласованность которых составл€ет основу этого удовольстви€, делает упом€нутое пон€тие пригодным дл€ опосредствовани€ св€зи между областью пон€ти€ природы и областью пон€ти€ свободы по их следстви€м, ибо эта св€зь одновременно способствует восприимчивости души к моральному чувству. ѕоследующа€ таблица может облегчить обозрение всех приведенных выше способностей в их систематическом единстве.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1976 - | 1785 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.