Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ критике способности суждени€ как средстве, св€зывающем две части философии в единое целое




 ритика познавательных способностей с точки зрени€ того, что они могут совершить априорно, не имеет, собственно говор€, по отношению к объектам определенной области, поскольку она Ц не доктрина, а должна лишь исследовать, возможна ли посредством нее при свойствах, которыми обладают наши способности, доктрина, а если возможна, то каким образом. ќбласть критики распростран€етс€ на все прит€зани€ этих способностей, чтобы очертить границы их правомерности. ќднако то, что не может войти в деление философии, может ведь войти в качестве главной составной части в критику чистой познавательной способности вообще, если оно содержит принципы, которые сами по себе не пригодны ни дл€ теоретического, ни дл€ практического применени€.

ѕон€ти€ природы, содержащие основу дл€ вс€кого априорно теоретического познани€, покоились на законодательстве рассудка. ѕон€тие свободы, содержащее основу дл€ всех априорных чувственно не обусловленных практических предписаний, покоилось на законодательстве разума. “аким образом, помимо того, что обе способности могут быть по своей логической форме применены к принципам, какого бы происхождени€ эти принципы ни были, кажда€ из них обладает еще по своему содержанию своим собственным законодательством, над которым (априорно) нет другого и которое поэтому оправдывает деление философии на теоретическую и практическую.

ќднако в семействе высших познавательных способностей все-таки существует промежуточное звено между рассудком и разумом. Ёто Ц способность суждени€, котора€, как можно предположить по аналогии, также должна содержать если не собственное законодательство, то, во вс€ком случае, собственный принцип обнаружени€ законов, правда, принцип, лишь априорно субъективный;

и хот€ этому принципу не дана в качестве его области определенна€ сфера предметов, он все-таки может иметь какую-либо почву с определенными свойствами, дл€ которых значим лишь этот принцип.

  этому присовокупл€етс€ (суд€ по аналогии) новое основание дл€ того, чтобы поставить способность суждени€ в св€зь с другим пор€дком способностей нашего представлени€, который, по-видимому, еще более важен, чем близость способности суждени€ другим познавательным способност€м. »бо все силы или способности души могут быть сведены к трем, которые далее нельз€ вывести из общего основани€; это способность познани€, чувство удовольстви€ и неудовольстви€ и способность желани€. ƒл€ способности познани€ законодателен только рассудок, если эта способность (как и должно быть, когда она рассматриваетс€ сама по себе, без смешени€ со способностью желани€) соотноситс€ в качестве способности теоретического познани€ с природой, лишь по отношению к которой как €влению мы можем устанавливать законы посредством априорных пон€тий природы, представл€ющих собой, собственно говор€, чистые пон€ти€ рассудка. ƒл€ способности желани€ как высшей способности в соответствии с пон€тием свободы априорно законодателен только разум (в котором только и имеетс€ это пон€тие). ќднако между способностью познани€ и способностью желани€ находитс€ чувство удовольстви€, так же, как между рассудком и разумом способность суждени€. ѕоэтому пока следует по крайней мере предположить, что способность суждени€ также содержит дл€ себ€ априорный принцип, а поскольку со способностью желани€ необходимо св€зано удовольствие или неудовольствие (предшествуют ли они как в низшей степени этой способности ее принципу или, как в высшей, следуют только из его определени€ моральным законом), она также будет способствовать переходу чистых познавательных способностей, то есть переходу от области пон€тий природы к области пон€ти€ свободы, подобно тому как в логическом применении она делает возможным переход от рассудка к разуму.

—ледовательно, хот€ философи€ может быть разделена только на две главные части, теоретическую и практическую, хот€ все, что мы хотели бы сказать о собственных принципах способности суждени€, должно быть отнесено в ней к теоретической части, то есть к познанию разумом согласно пон€ти€м природы, все-таки критика чистого разума, котора€ прежде чем приступить к осуществлению системы должна установить все это дл€ ее возможности, состоит из трех частей: критики чистого рассудка, критики чистой способности суждени€ и критики чистого разума;

эти способности названы чистыми потому, что они априорно законодательны.

 

IV

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1348 - | 1201 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.