Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метафора и непротиворечивость культуры




Наиболее фундаментальные культурные ценности согласуются с мета­форической структурой основных концептов этой культуры. В качестве примера рассмотрим некоторые суждения о культурных ценностях наше­го общества, которые согласуются с пространственными метафорами типа ВЕРХ—НИЗ, при том что понятия, противоположные этим ценностям — не согласуются.

«Большее — лучше» согласуется с метафорами

БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и

ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

«Меньшее — лучше» не согласуется с ними.

«Более крупное — лучше» согласуется с метафорами БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ. «Более мелкое — лучше» не согласуется с ними.

«Будущее будет лучше» согласуется с метафорами БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ. «Будущее будет хуже» — не согласуется с ними.

«В будущем будет больше» согласуется с метафорами БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

«В будущем ваш статус повысится» согласуется с метафорами ВЫСОКИЙ СТАТУС - ЭТО ВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

Эти ценности глубоко коренятся в нашей культуре. Сентенция «будущее будет лучше» представляет собой базовую идею прогресса. Частные слу­чаи утверждения «в будущем будет больше» — это накопление товаров и увеличение заработка. Высказывание «в будущем ваш статус повысит­ся» является лозунгом карьеризма. Эти суждения о ценностях согласо­ваны с нашими пространственными метафорами; а суждения, обратные им, — нет. Таким образом, похоже, что наши ценности не автономны; они вместе с метафорическими понятиями, которыми мы живем, должны фор­мировать непротиворечивую систему. Мы не утверждаем, что все куль­турные ценности, связанные с метафорической системой, действительно существуют, мы лишь считаем, что те ценности, которые существуют и глубоко укоренились в культуре, согласованы с системой метафор.

Приведенные выше ценности в общем случае значимы для нашей культуры — при прочих равных условиях. Но поскольку обычно усло­вия неравны, то между ценностями часто возникают конфликты, а тем самым и между метафорами, связанными с ними. Для объяснения таких конфликтов между ценностями (и связанными с ними метафорами) необ­ходимо определить приоритеты ценностей и метафор в тех субкультурах, где они бытуют. Например, метафора больше ориентировано наверх, как кажется, всегда имеет приоритет, так как у нее наиболее очевидное физическое основание. Приоритетность метафоры БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРО­ВАНО наверх над метафорой хорошее ориентировано наверх можно заметить на таких примерах, как Inflation is rising 'Инфляция растет (букв, поднимается)' и The crime rate is going up 'Преступность растет'. Очевидно, что инфляция и преступность — это плохо, однако данные предложения обладают присущим им смыслом в силу того, что метафора БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ более приоритетна.

В общем случае приоритет ценностей частично определяется суб­культурой, в которой живет человек, а частично — его личными пред­почтениями. Различным субкультурам культуры всего общества в целом (mainstream culture) присущи одни и те же базовые ценности, однако каждая субкультура задает для них различные приоритеты. Например, представление BIGGER IS BETTER/БОЛЕЕ КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ может всту­пать в конфликт с представлением в БУДУЩЕМ БУДЕТ БОЛЬШЕ в ситуации, когда приходится делать выбор между покупкой в данный момент вре­мени большой машины с выплатами, которые будут съедать зарплату в будущем, и покупкой меньшей, но более дешевой машины. В Америке есть субкультуры, в которых покупается большая машина и никто не за­ботится о будущем, а есть и такие, в которых будущее — очень важно, и там, скорее, купят маленькую машину. Было время (перед инфляцией и энергетическим кризисом), когда иметь маленькую машину означало иметь более высокий статус в субкультуре, где представления VIRTUE IS UP/ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ВЕРХ и SAVING RESOURCES IS VIRTUОUS/СОХРАНЕНИЕ РЕСУРСОВ ДОБРОДЕТЕЛЬНО были более приоритетны, чем более КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ. Сейчас число владельцев маленьких машин резко увеличилось, потому что появилась многочисленная суб­культура, В которой идея SAVING MONEY IS BETTER/ЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ — ЛУЧШЕ более важна, чем БОЛЕЕ КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ.

Помимо субкультур, в обществе есть социальные группы, для ко­торых определяющим началом является следование некоторым важным Ценностям, вступающим в конфликт с ценностями магистральной культуры (mainstream culture). To, что они сохраняют другие ценности, менее очевидно. Для примера возьмем монашеский орден траппистов. В этом со­обществе представления меньшее — лучше и более мелкое — лучше верны по отношению к материальным благам, которые рассматривают­ся как помеха чему-то более значимому, а именно служению Господу. Трапписты разделяют ценностную категорию основной культуры ДОБ­РОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ВЕРХ, придавая ей наивысшую значимость и определяя ее особым образом. Принцип БОЛЬШЕЕ — ЛУЧШЕ продол­жает действовать, но применяется только к добродетели; остается в силе и ценностное представление высокий социальный СТАТУС соответ­ствует ВЕРХУ, хотя и он относится не к этому миру, а к высшему — к Царству Божию. Более того, сентенция БУДУЩЕЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ вер­на в сфере духовного роста (ВЕРХ) и в конечном счете спасения души (поистине ВЕРХ). Это типично для социальных групп, находящихся вне культуры мейнстрима. Добродетель, доброта и статус могут пониматься совершенно по-другому, но они все же остаются в позиции ВЕРХА. Все же лучше иметь больше того, что считается важным; принцип БУДУЩЕЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ продолжает действовать относительно того, что важно, и т. п. С точки зрения того, что важно для монашеского ордена, система ценностей остается внутренне согласованной и коррелирует с основными ориентационными метафорами магистральной культуры.

У отдельных людей, как и у групп, приоритеты и понимание хо­рошего или добродетельного могут варьироваться. В этом смысле чело­век может рассматриваться как подгруппа, состоящая из одного члена. В рамках того, что для человека важно, его система индивидуальных ценностей согласовывается с основными ориентационными метафорами магистральной культуры.

Не во всех культурах приоритетность определяется ориентацией «верх—низ», как это присуще нашей культуре. В некоторых культурах куда более важную роль играют категории «баланса» и «центральности». Или возьмем непространственную ориентацию «активное — пассивное». В целом для нас понятия ACTIVE IS UP/АКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНО НАВЕРХ и PASSIVE IS DOWN/ПАССИВНОЕ - ВНИЗ вполне осмысленны. Но есть культуры, в которых пассивность ценится выше, чем активность. Вообще основные ориентационные категории «верх—низ», «внутри—снаружи», «центральное—периферийное», «активное—пассивное» и т. п., по-види­мому, встречаются во всех культурах, но то, как концепты ориентированы и какие ориентации важнее, в разных культурах различно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.