Периоды
и хронология
| Представители
| Проблематика
|
1. Период Киевской Руси
X – XIV вв.
| Е. Полоцкая,
К. Смолятич,
К. Туровский
| · проблема добра и зла, свободы и смирения, смысла жизни человека, смысла истории и их этическая, философская и богословская интерпретации;
· доминирование этической проблематики, связанной как с просветительской деятельностью, так и наставнической, поиском пути духовно-нравственного совершенствования;
· проблема образа философствования как аскетически-духовного поиска философа-монаха;
· проблема языка и выразительных средств философствования (притчи-аллегории, повествования, молитвы и др.)
|
1.3. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса (XV – XVIII вв.)
Направления
| Представители
| Характеристика
|
1. Гуманистическое
| Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Симеон Полоцкий, Лаврентий Зизаний
| · поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия;
· акцентирование этической и социально-политической проблематики;
· понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и др. институтов и общества в целом
|
2. Реформационно-гуманистическое
| Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др.
| · акцентирование личной веры и значимости Священного Писания;
· в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии;
· приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей, как равенство, братство, гуманность);
· обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества
|
3. Атеистическое
| Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский
| · отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии;
· обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения;
· в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира;
· в антропологии – материалистическое решение соотношения материи и сознания;
· в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности;
· в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности
|
4. Эклектическое
| А. Скорульский,
С. Шадурский,
Б. Добшевич
| · синтез идей античной (Аристотель), средневековой (Ф. Аквинский) и новоевропейской философии;
· обоснование позиции деизма
|
1.4. Философия Беларуси XVIII – начАЛА XX в.
Направления
| Представители
|
1. Физиократы
| И. Хрептович, И. Стройновский,
|
2. Тайные студенческие общества
| ФИЛОМАТЫ
| А. Мицкевич, Ф. Зан, О. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот и др.
|
ФИЛАРЕТЫ
|
3. Белорусское «гегельянство»
| И. Быховец, Ф. Бохвиц
|
4. Революционный демократизм
| К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.
|