Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћэри ”оллстоункрафт 5 страница




ѕри жизни ћикеланджело его сексуальность толковалась дво€ко. јретино осуждал его за содомитские отношени€ с ѕерини и  авальери. ќн писал: Ђ’оть талант твой божественный, к мужскому полу ты неравнодушенї. ƒругие, подобно ¬азари, утверждали, что ћикеланджело был Ђженат на своем искусствеї.

ќсобенно интригующими и интимными €вл€ютс€ сонеты ћикеланджело общим числом около п€тидес€ти, которые были написаны в 1544 году на смерть п€тнадцатилетнего ‘ранческо („еччино) ди «аноби Ѕрацци Ч любимого плем€нника Ћуиджи дель –иччио. Ђя принадлежал тебе лишь час, Ч писал он от имени юноши, Ч теперь € принадлежу смерти навечної. ћикеланджело, которому в ту пору было шестьдес€т восемь лет, похоже, был необычайно откровенен в описании своих чувств в переписке с д€дей „еччино. Ќапример, в письме от 1542 года к Ћуиджи ћикеланджело пишет о том, как во сне ему привиделс€ „еччино. —одержание этого сна может вполне быть описано как гомоэротическое сновидение. “он письма предполагает определенную степень взаимного довери€ между ћикеланджело и Ћуиджи дель –иччио. Ђя не так давно послал этот мадригал во ‘лоренцию. —ейчас после еще одной доработки € отсылаю его тебе, и ты волен, если хочешь, предать его огню, тому же огню, что испепел€ет мен€ изнутри. я бы хотел просить теб€ еще об одной милости: не мог бы ты помочь мне разобратьс€ в том сне, который € видел сегодн€ ночью и который не дает мне поко€; когда € увидел нашего кумира во сне, мне показалось, что он сме€лс€ и угрожал мне; и € не знаю, какую из этих двух эмоций посчитать ко мне относ€щейс€. я прошу теб€ выведать это у него, и, когда мы завтра увидимс€, то, может быть, ты поможешь мне разобратьс€ї.

ћикеланджело был, возможно, величайшим художником изобразительного жанра всех времен, добившимс€ славы во всех его направлени€х. —ексуальна€ ориентаци€ ћикеланджело €рче всего выражена в его творчестве, которое пронизано любовью к мужской красоте. ƒаже женские фигуры на его картинах частенько напоминают мужские. ѕосредством своей эпической концептуализации и изображени€ мужского тела он оказал неизмеримое вли€ние не только на гей-культуру, но и на образное мышление в универсальной мировой культуре. »деал мужской красоты всегда покор€ет общественное сознание: примером тому был еще јнгиной Ч возлюбленный императора јдриана. ≈го прекрасные черты стали изобразительной доминантой в античном искусстве позднего периода. ќбраз ƒавида, созданного ћикеланджело, Ч уверенного и в то же врем€ как бы сомневающегос€, готового к действию и в то же врем€ расслабленного, юного, но с мощным телосложением, Ч вошел в историю как новый тип мужественной красоты, остающийс€ с нами по сей день.  аждый раз, когда вы встречаете накачанного парн€ в „елси, или в  астро, в ”эст-’олливуде, либо в  ей-”эсте, знайте, что мимо вас проходит гей, неосознанно отдающий дань признани€ представлению о мужской красоте, заложенному ћикеланджело еще п€тьсот лет назад. ќн до сих пор посредством своих творений вли€ет на наше видение самих себ€. –уки этого величайшего скульптора продолжают лепить наш мир.

 

18. Ћ≈ќЌј–ƒќ ƒј ¬»Ќ„»
[1452 Ц 1519]

Ћеонардо да ¬инчи родилс€ в 1452 году в городе ¬инчи, в провинции “оскана в »талии. Ќезаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и кресть€нской девушки, он воспитывалс€ дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Ќеобычайное дарование Ћеонардо было замечено художником јндреа дель ¬еррочино, и Ћеонардо стал в четырнадцать лет его учеником. —пуст€ дес€ть лет, по-прежнему жив€ р€дом с ¬еррочино, Ћеонардо вместе с еще трем€ учениками был обвинен в совершении Ђбезбожных поступковї с семнадцатилетним натурщиком по имени ƒжокобо —алтарелли. ќни получили жесткое взыскание.

¬ 1482 году Ћеонардо оказалс€ в ћилане при дворе Ћодовико —форца, где он составил свои знаменитые Ђ«апискиї и создал такие шедевры, как Ђћадонна в пещереї (1483Ч1486) и в насто€щее врем€ в значительной степени утраченную в оригинальном виде фреску Ђ“айна€ вечер€ї (1495Ч1498) в соборе —анта ћари€ делле √раци.  огда в 1499 году французска€ арми€ вторглась в »талию, Ћеонардо вернулс€ во ‘лоренцию, став военным инженером у ÷езаре Ѕорджиа. ≈го величественна€ фреска в честь победы Ѕорджиа над французами так и не была завершена Ч Ћеонардо не мог усто€ть перед своим никогда не ослабевавшим интересом к новаторским экспериментам в области фресковой живописи и переключилс€ на другие работы. ¬ тот флорентийский период он также написал свою знаменитую Ђћону Ћизуї (1503).

¬ 1507 году Ћеонардо поступил на службу к французскому королю Ћюдовику XII, работа€ сначала в ћилане, затем в –име, где он смог про€вить себ€ и в таких област€х науки, как геологи€, ботаника и механика. ¬ 1515 году французский король ‘рансуа I предоставил в его распор€жение замок  лу, где ему были созданы услови€ дл€ научных изысканий.

Ћеонардо был очень скрытным человеком, окружавшим себ€ ореолом секретности Ч все его записи, к примеру, были выполнены шифром. ¬ силу этого нам мало известно о его частной жизни, исключа€ тот факт, что р€дом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили его ассистентами. Ёто „езаре де —есто, Ѕолтраффио, јндреа —а Ћаино и молодой аристократ по имени ‘ранческо ћелци, которого Ћеонардо усыновил и сделал своим наследником. ¬ его окружении был также прелестный дес€тилетний мальчик, которого звали  апротти. Ћеонардо прозвал его Ђмаленьким чертенкомї за то, что он посто€нно норовил стащить что-нибудь у Ћеонардо. ¬се эти пропажи Ћеонардо методично, но с ироничными и великодушными комментари€ми фиксировал в своих дневниках. ќбраз этого мальчика встречаетс€ в рисунках и набросках Ћеонардо, относ€щихс€ почти к двадцатилетнему периоду его творчества.

Ћеонардо творил не спеша, и концовка работ всегда зат€гивалась (одна только итогова€ доработка Ђћоны Ћизыї зан€ла четыре года). ћногие из его современников считали, что он распыл€ет свой талант и отпущенное ему врем€.  ак пишет историк ¬азари, на смертном одре Ћеонардо сокрушалс€, что обидел Ѕога и людей, не успев выполнить свой долг в искусстве.

Ћеонардо скончалс€ в замке  лу в 1519 году.
‘ранческо ћелци был р€дом с ним до последних минут. ¬сеобъемлющий вселенский гений, Ћеонардо был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. ќн оставил нам более восьми тыс€ч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретени€, архитектурные проекты и зарисовки.

ѕосле выхода в свет знаменитого эссе «игмунда ‘рейда ЂЋеонардо да ¬инчи и его воспоминани€ о детствеї (1910), этот мастер эпохи ¬озрождени€ стал рассматриватьс€ в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное вли€ние на современную гей-психологию. ¬ этом эссе, написанном в то врем€, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу ¬ильгельму ‘лиссу, ‘рейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Ёссе ‘рейда посв€щено анализу воспоминаний Ћеонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: Ђѕожалуй, самым ранним моим воспоминанием €вл€етс€ видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать мен€ этим хвостом по губамї.  ак утверждает ‘рейд, этот эпизод €вл€етс€ на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. —ами же сексуальные фантазии, пишет далее ‘рейд, Ђлишь повтор€ют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали при€тное, Ч когда мы были на руках у матери и сосали ее грудьї.

»з этой предпосылки ‘рейд выводит аргумент столь же блест€щий, сколь и сомнительный: Ђћальчик подавл€ет свою любовь к матери, он представл€ет себ€ в ее качестве, отождествл€ет себ€ с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты дл€ своей любви. “аким образом он превращаетс€ в гомосексуала. Ёто означает, что он фактически переключилс€ на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастани€ нрав€тс€, он подсознательно прежде всего видит самого себ€ в детстве. ћожно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизмаї.

‘рейд затем продолжает доказывать, что, Ђподавл€€ свою любовь к матери, гомосексуал сохран€ет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремитс€ сохран€ть верность ей. Ѕудучи поклонником мальчиков и влюбл€€сь в них, он избегает женщин, хран€, таким образом, верность матери... ћужчина, который, как кажетс€, интересуетс€ только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуаци€ воспроизводитс€ раз за разом благодар€ приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психикиї.

—огласно ‘рейду, в таких трансформаци€х желани€ и лежит разгадка феномена загадочной улыбки ћоны Ћизы ƒжоконды.

“рудно переоценить то огромное вли€ние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Ћеонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью Ђвылечитьс€ї от гомосексуальности. ќбъ€снение ‘рейдом Ђмеханизмаї приобретени€ человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавл€тьс€ от них. явл€€сь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по ‘рейду, Ћеонардо продолжает оказывать большое вли€ние на современных геев и лесби€нок. Ќо есть и другое вли€ние, обусловленное собственно личностью самого Ћеонардо. Ёто вли€ние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чь€ гомосексуальность общепризнанно неразрывно св€зана с его гениальностью. ≈сли сам Ћеонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? —ила такого аргумента непреодолима.

 

 

19.  –»—“ќ‘≈– ћЁ–Ћќ”
[1564 - 1593]

—ын кентерберийского сапожника,  ристофер ћэрлоу был крещен 26 феврал€ 1564 года. ¬ 1579 году он поступил в  оролевскую школу в  ентербери и далее, в 1581 году, продолжил учебу в  орпус  ристи  олледж в  ембридже, где спуст€ три года получил степень бакалавра. «атем он совершенствовал свое образование в  ембридже, заслужив ученую степень магистра. ѕо поводу его периодических загадочных исчезновений из колледжа ходили разного рода слухи, и “айный —овет в 1587 году прислал в  ембридж специальное разъ€снительное письмо, где сообщалось о том, что  ристофер ћэрлоу состоит на службе у правительства Ѕритании и в силу специфики своих заданий вынужден врем€ от времени отъезжать, иногда за границу. ¬ письме указывалось, что ћэрлоу не должен был за свои отлучки получать нарекани€ Ђот несведущих в делах государства лицї. —уществуют предположени€, что ћэрлоу был завербован секретной службой; исследователи даже нашли в архивах записи, в которых упоминаетс€ о том, что Ђћэрлиї, или Ђћэрлинї (точное произношение в то врем€ было необ€зательным), был послан со специальным заданием на континент.

ѕосле  ембриджа ћэрлоу перебралс€ в Ћондон, где начал писать пьесы дл€ театра. »нформаци€ о первых годах его жизни в Ћондоне скудна€, хот€ врем€ от времени его им€ мелькает в юридической хронике того времени: в 1589 году, например, он некоторое врем€ провел в Ќьюгейтской тюрьме, будучи обвиненным в участии в инциденте, в результате которого был убит некий ”иль€м Ѕрэдли. ј к маю 1592 года относитс€ запись о том, что ћэрлоу был задержан констебл€ми в Ўордитче за учиненные беспор€дки.

¬ следующем году драматург “омас  ид был арестован за клевету в адрес протестантских беженцев в Ћондоне. ” него был проведен обыск и было найдено несколько документов, содержание которых было расценено как еретическое. ѕод пытками он сообщил, что автором этих бумаг €вл€етс€ ћэрлоу, который к тому времени уже имел в округе репутацию Ђатеистаї, что в елизаветинскую эпоху могло означать разного рода отклонени€ в правоверности.  ид показал, что ћэрлоу был автором Ђподлых и еретических острот, отрицающих божественность »исуса ’ристаї. “айный осведомитель –ичард Ѕэйнс подтвердил часть показаний  ида против ћэрлоу в Ђдонесении, излагающем извращенные суждени€  ристофера ћэрли о религии и слове Ѕожьемї. —огласно донесению Ѕэйнса, ћэрлоу считал, что Ђапостол »оанн был любовником ’риста и поэтому пользовалс€ его особым вниманием; он использовал »оанна подобно грешникам из —одомаї. ¬озможно, еще более шокирующим выгл€дит обвинение в том, что ћэрлоу Ђбыл убежден в том, что все, кто не любит мальчиков и не курит табак, Ч это законченные дуракиї.

18 ма€ 1593 года “айный —овет выдал санкцию на арест ћэрлоу, хот€ всего два дн€ спуст€ его выпустили под подписку о невыезде. 30 ма€, провод€ врем€ в таверне в ƒептфорде в компании Ќиколаев —кирса, –оберта ѕоули и »нгрэма ‘райзера, ћэрлоу был убит ‘райзером.  ак за€вил впоследствии ‘райзер, ссора возникла по поводу оплаты счета. ћэрлоу €кобы выхватил из-за по€са ‘райзера нож и попыталс€ ударить его им, при этом, защища€сь, ‘райзер отн€л у ћэрлоу нож и вонзил его ему повыше правого глаза. Ќож глубоко вошел в голову, и смерть  ристофера ћэрлоу была мгновенной. ќн был похоронен в ƒептфорде 1 июн€. 28 июн€ »нгрэм ‘райзер был помилован.

Ѕыл ли ћэрлоу убит именно при таких обсто€тельствах или это было преднамеренное убийство? Ќам этого уже никогда не узнать. »звестно лишь, что —кирс и ѕоули были секретными агентами, а ѕоули к тому же был фактически двойным агентом. — учетом того, что ћэрлоу сам участвовал в тайных делах правительства, а также бер€ во внимание его противоречивую репутацию, можно считать обсто€тельства его смерти в высшей степени подозрительными.

ћэрлоу несомненно прославилс€ в первую очередь благодар€ своим пьесам. ќн был первым великим драматургом елизаветинской эпохи, и его новации обогатили английскую драму. ƒл€ его пьес характерны мрачновата€ чувственность, сложность, двусмысленность. ќн ввел белый стих, названный впоследствии Ѕеном ƒжонсоном Ђмогучей строкой ћэрлоуї и ставший неотъемлемым признаком драмы елизаветинского времени, проложив тем самым путь к признанию пьесам ¬иль€ма Ўекспира. ¬сегда есть соблазн представить то, как могли бы развиватьс€ в том или ином случае событи€: перед своей смертью в возрасте двадцати дев€ти лет ћэрлоу уже успел написать такие шедевры, как Ђ“рагическа€ истори€ доктора ‘аустаї (1588), Ђ≈врей с ћальтыї (1589) и ЂЅеспокойное царствование и прискорбна€ смерть Ёдуарда IIї (1592). Ѕывший же его современником Ўекспир, напротив, в молодом возрасте не написал ничего существенного.

я в своем списке поставил ћэрлоу на одну ступень выше Ўекспира не только потому, что ћэрлоу оказал огромное вли€ние на развитие английской драмы, в том числе и на творчество Ўекспира, но также и за его замечательное и бескомпромиссное исследование хитросплетени€ гомосексуальных желаний в ЂЁдуарде IIї, что позвол€ет назвать эту работу одним из первых образцов Ђсовременныхї эксцентричных текстов. Ќескрываема€ гомосексуальность ћэрлоу и его атеизм, его мужественное, м€тежное сопротивление косным канонам официальной религии Ч все то, что вносило одновременно и оживление и смущение в сознание граждан елизаветинской эпохи, хот€ одновременно было дл€ самого ћэрлоу самоубийственным, делает его фигуру неумирающим символом, дошедшим к нам через века. Ёто особенно убедительно показал режиссер ƒерек ƒжармен в своем недавно вышедшем на экраны смелом фильме ЂЁдуард IIї, в котором фигура корол€ словно вз€та из пьесы ћэрлоу, называвшего его Ђнаш парадоксальный Ёдуардї.

¬ затрагивающих человеческую душу и сердце строках современник ћайкл ƒрейтон так воспел ћэрлоу:

ЂЋаконичный ћэрлоу купалс€ в бурл€щих ключах своих драм, хран€ в себе все отча€нное безумие первых поэтов. ≈го восторгами были весь воздух и огонь, делавшие его стихи прозрачными. ¬се это неистовство он сохранил, ведь только мозг поэта может им владетьї.

 

20. ”»Ћ№яћ Ў≈ —ѕ»–
[1564 - 1616]

ћы владеем лишь немногими достоверными фактами, относ€щимис€ к биографии ”иль€ма Ўекспира. Ќам неизвестна точна€ дата его рождени€, однако метрические церковные записи свидетельствуют о том, что он был крещен в соборе —в€той “роицы в —трэтфорде-на-јвоне, графство ”орвикшир, јнгли€, 26 апрел€ 1564 года. ≈го отец, ƒжон Ўекспир, преуспел в торговле и в 1568 году стал мэром —трэтфорда. ≈го мать, ћари€, была дочерью преуспевающего помещика. »стории мало известно о школьных годах Ўекспира: известно лишь, что, согласно мнению его современника Ѕена ƒжонсона, он знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески.

¬ университете он не училс€. —огласно двум распространенным легендам молодой Ўекспир был сначала помощником м€сника, а впоследствии ему пришлось покинуть —трэтфорд за то, что он убил олен€ во владени€х сэра “омаса Ћюси „арликоута. ƒостоверно известно, что 27 но€бр€ 1582 года 18-летний Ўекспир женилс€. ≈го невеста, Ённ ’езэвэй, была уже, очевидно, беременной, так как в церковной книге имеетс€ запись о крещении 26 ма€ 1583 года их дочери —юзанны. —уд€ по надписи на надгробном камне Ённ ’езэвэй Ч на нем написано, что она скончалась в 1623 году в возрасте 68 лет, она была на восемь лет старше Ўекспира. ÷ерковные записи от 1585 года свидетельствуют о рождении еще двоих их детей Ч близнецов ’эмнета и ƒжудит.

ƒанных о жизни Ўекспира в последующие 7Ч8 лет нет, и лишь в 1592 году он упоминаетс€ в памфлете лондонского драматурга –оберта √рина, который предостерегает своих друзей об актере, который имеет дерзость сам писать пьесы:

ЂЁта выскочка-ворона, украсивша€ себ€ надерганными у нас перь€ми, человек, который считает, что он способен писать таким же возвышенным белым стихом, как и лучшие из вас; а то, что он €вл€етс€ безусловным Johannes fac totum, питает в нем тщеславиеї.

— 1595 года Ўекспир упоминаетс€ как лидер и совладелец Ђ“руппы лорда „емберленаї (позднее она стала называтьс€ Ђ оролевска€ труппа ƒжеймса Iї). Ќе осталось записей о том, в каких именно рол€х и в каких пьесах играл Ўекспир, хот€ считаетс€, что он играл роли второго плана, наподобие призрака в Ђ√амлетеї; однако точно известно, что в период между 1590Ч1591 и 1612Ч1613 годами он участвовал в тридцати восьми пьесах, что составл€ло почти весь репертуар труппы. ¬ 1599 году он стал совладельцем театра Ђ√лобусї, а в 1608 Ч совладельцем ƒоминиканского театра. „етыре или п€ть лет спуст€ он вернулс€ в —трэтфорд и стал жить в доме, который купил на свои театральные заработки в 1597 году. Ўекспир скончалс€ 23 апрел€ 1616 года.

¬се двадцать лет пребывани€ Ўекспира в Ћондоне Ённ ’езэвэй жила в —трэтфорде. ¬ своем завещании он оставил ей Ђвторую и лучшую кроватьї, а на своем надгробии заказал написать прокл€тие, которое выполнило свое предназначение Ч не допустить того, чтобы жена была похоронена р€дом с ним.

¬ пьесах Ўекспира есть лишь косвенно обозначенные гомосексуальные моменты: вс€кого рода переодевани€ мужчин в женское платье и наоборот, эпизоды, когда возникают конфузы из-за того, что мужчина оказываетс€ женщиной, и так далее.   ним, например, относитс€ эпизод с ќрландо и –озалиндой в пьесе Ђ ак вам это понравитс€ї (–озалинда переоделась √анимедом, а это им€ имело в период позднего –енессанса €вно выраженный гомосексуальный смысл). ћожно также вспомнить сцену с ¬иолой и ќрсино в Ђƒвенадцатой ночиї. ≈сли же говорить о несомненном выражении гомосексуальных чувств, то следует назвать сонеты, написанные, веро€тно, в период 1590-х годов и опубликованные без разрешени€ Ўекспира в 1609 году. 154 сонета в этом Ђпиратскомї издании посв€щены Ђ≈динственному вдохновившему: мистеру W. Ќ.ї. — тех пор велось много споров насчет того, кем мог быть этот загадочный W.H. ¬ыдвигались разные версии: это и √енри –оусли, граф —аутгемптона, и ”иль€м ’ерберт, граф ѕемброка, и некий юноша из труппы Ўекспира по имени ¬илли ’ьюджес (эта гипотеза принадлежит ќскару ”айльду); вплоть до предположени€ о том, что W.H. Ч это всего лишь случайна€ ошибка ”иль€ма Ўекспира в написании своих собственных инициалов.

—онеты можно четко разделить на две группы: первые 126 адресованы молодому человеку большого оба€ни€ и красоты, который в 20-м сонете игриво назван Ђхоз€йкой-госпожой моей страстиї; последние 28 сонетов посв€щены некоей Ђтемной дамеї. Ёти две группы, похоже, перекликаютс€ в сонетах 40Ч42 и 133Ч136, где интрига между юношей и темной дамой ведет их к измене поэту. —онет 144 €вл€етс€, возможно, наиболее красноречивым изложением фабулы поэтической секвенции:

Ќа радость и печаль, по воле рока,
ƒва друга, две любви владеют мной:
ћужчина, светлокудрый, светлоокий,
» женщина, в чьих взорах мрак ночной.
„тобы мен€ низвергнуть в ад кромешный,
—тремитс€ демон ангела прельстить,
”влечь его своей красою грешной
» в дь€вола соблазном превратить.
Ќе знаю €, след€ за их борьбою,
 то победит, но доброго не жду.
ћои друзь€ Ч друзь€ между собою,
» € боюсь, что ангел мой в аду.
Ќо там ли он, Ч об этом знать € буду,
 огда извергнут будет он оттуда.
(ѕер. —. я. ћаршака)

(ѕоследн€€ строка €вно относитс€ к сифилису, который, как боитс€ поэт, молодой человек может подхватить от темной дамы.)

ѕоскольку в ранних издани€х сонетов были изменены звучание и пор€док следовани€ некоторых из них, до конца XVIII века ни один из них не воспринималс€ по содержанию как гомосексуальный. ¬ 1780 году ƒжордж —тивене, редактиру€ поэмы Ўекспира, подверг критике сонет 20 с его посв€щением Ђхоз€йке-госпоже моей страстиї, настаива€ на том, что Ђневозможно читать этот панегирик, адресованный мужчине, без омерзени€ и в равной степени возмущени€ї.

ј в XIX веке отец известного поэта и ге€ ∆ерар ћэнди ’опкинс сожалел о том, что шекспировские Ђзагадочные сонеты представл€ют собой порочную причуду, суть которой заключаетс€ в применении нежных, любовных эпитетов к своему мужественному другу Ч его хоз€йке-госпоже, как он его называет; этот сложносочиненный эпитет пошлый и непри€тныйї.

„то бы ни говорили о сексуальной стороне сонетов Ўекспира, они были и остаютс€ великолепными образцами высокой поэзии. Ѕезусловно, на страницах этой книги не хватит места, чтобы описать огромное вли€ние Ўекспира. ќн, скорее всего, €вл€етс€ самым великим писателем англо€зычной культуры, а может быть, и всей мировой. ≈го вли€ние на развитие английского €зыка может сравнитьс€ с ЂЅиблиейї корол€ ƒжеймса. ќчень многие люди неосознанно цитируют Ўекспира в повседневной жизни.

ќднако в рейтинге моей книги значимость Ўекспира стоит ниже чем, скажем,  ристофера ћэрлоу. „астично это объ€сн€етс€ тем, что истинный смысл сонетов почти наверн€ка никогда не будет познан. Ќекоторые писатели-геи пришли к выводу, что Ўекспир на самом деле никогда не был геем. ƒругие же, например Joseph Pequigney в своей последней научной публикации, усердно доказывают обратное. » все-таки гомосексуальное прочтение сонетов Ўекспира столь многими читател€ми в разные времена дает мне право поставить его под номером двадцать в моем рейтинговом списке.

 

21. »ќ√јЌЌ »ќј’»ћ ¬»Ќ ≈Ћ№ћјЌЌ
[1717 - 1768]

»оганн »оахим ¬инкельманн, сын сапожника, родилс€ 9 декабр€ 1717 года в городе —тендал в ѕруссии. — самых юных лет он был очарован античным искусством, особенно √омером, которого он впервые прочитал в английском переводе јлександра ѕоупа. Ќачина€ с 1738 года он изучал теологию в университете √алле и позднее медицину в …енском университете. ¬ 1742 году его учеником стал юноша по имени ‘.¬.ѕетер Ћампрехт, в которого он влюбилс€. √од спуст€ он переехал в «еехаузен, Ћампрехт последовал за ним, и они вместе жили до 1746 года, когда Ћампрехт разорвал с ним отношени€. ¬инкельманн был на грани отча€ни€. Ђя отрекаюсь от всего, Ч писал он Ћампрехту, Ч от чести и удовольствий жизни, спокойстви€ и удовлетворенности, пока € не смогу насладитьс€ встречей с тобой... ћои глаза плачут только о тебе... я буду любить теб€, пока € живї.
¬ 1748 году ¬инкельманн становитс€ управл€ющим библиотекой графа фон Ѕюнау в Ќетнице вблизи ƒрездена. »менно здесь он начал интенсивно изучать классическое искусство ƒревней √реции, что в 1755 году нашло отражение в его эссе под названием Ђ–азмышлени€ о подражании работам мастеров античной √реции в живописи и скульптуреї. ¬ этой работе ¬инкельманн сформулировал свой известный парадокс: Ђƒл€ нас единственным способом создать великую и, если возможно, неподражаемую культуру, будет подражание античным грекамї. ≈го страстна€ проповедь наэлектризовала европейское интеллектуальное сообщество, и это произведение было переведено на несколько €зыков.
“ем временем ¬инкельманн обратилс€ в римскую католическую веру и переехал жить в –им, где стал управл€ющим библиотеки ¬атикана и секретарем кардинала јльбино Ч эта должность дала ему доступ к восхитительной частной коллекции классических произведений искусств. ∆изнь в –име была по душе ¬инкельманну, и в письме к другу, датированном 1756 годом, мы читаем: Ђя доволен своей жизнью. ” мен€ нет других хлопот кроме моей работы, и € даже нашел того, с кем могу говорить о любви: это шестнадцатилетний белокурый римл€нин очень при€тной наружности, примерно на полголовы выше мен€; но € могу видеть его лишь раз в неделю, когда мы ужинаем вместе по воскресень€м вечеромї.
¬ 1764 году ¬инкельманн опубликовал свою Ђ»сторию античного искусстваї. √лавный тезис этой работы гласил, что искусство ƒревней √реции органично развилось из архаичных форм в величественные работы таких мастеров, как ‘идий в V в до н. э. и ѕракситель в IV в до н. э. Ёта эволюци€, как доказывал ¬инкельманн, €вилась результатом личной свободы, культивировавшейс€ в древнегреческом государстве: в этом, как его называл ¬инкельманн, утопическом обществе, организованном таким образом, чтобы его граждане могли выражать всю полноту воих художественных талантов.
ƒава€ в целом античному искусству с его Ђблагородной простотой и спокойной величественностьюї высочайшую оценку, ¬инкельманн подчеркивал, что в основе всего этого лежит праздник красоты человеческого тела, когда отброцено все ханжество и лицемерие. ѕризнаки этого художественного стил€ он описал с немецкой педантичностью.
¬ лицевой структуре так называемый греческий профиль €вл€етс€ отличительным признаком большой красоты. “акой профиль образуетс€ почти пр€мой или слегка изонутой линией лба и носа... ¬ идеальном варианте глаза неизменно посажены глубже, чем это встречаетс€ в приэде, что подчеркивает верхний край глазного углублени€... ѕодбородок, красота которого заключаетс€ в плавной округлости его форм, не делитс€ пополам €мочкой... эта €мочка, котора€ и в природе встречаетс€ весьма редко, не считалась греческими скульпторами... необходимым признаком чистой и универсальной красоты. Ўирока€, с глубоким изгибом грудь признавалась неотъемлемым атрибутом красоты мужских фигур... живот характерен дл€ людей, которые умеют наслаждатьс€ отдыхом и не страдают плохим пищеварением, не име€, при всем при том, брюшка... половые органы, как и все остальное, имеют свою особую красоту. Ћевое €ичко по размерам всегда несколько больше правого, как это и бывает в природе, и это в точности так же относитс€ к глазам Ч замечено, что левый всегда больше правогої.
’удожественна€ красота, по мнению ¬инкельманна, обладает моральной силой. —то€ перед статуей јполлона Ѕельведерского, он написал: Ђ—озерца€ это волшебное произведение искусства, € забыл про все вокруг и почувствовал позыв к самосовершенствованию, чтобы быть достойным сто€ть р€дом с этим шедевромї. ¬ античной √реции душа и тело были неразрывным целым. Ђ√реческа€ гимнази€, Ч восторженно писал ¬инкельманн, Ч была школой художников, где молодежь занималась физическими упражнени€ми полностью раздетой, хот€, наход€сь в обществе, она одевалась пристойно и ничем не оскорбл€ла мораль. “ак жили они, философы и художники. —ократ, который учил... ‘идий, который обогащал свое искусство через созерцание этих прекрасных созданийї.
–ассмотрев все аспекты художественного творчества Ч от технологических подробностей до вли€ни€ климата, Ч Ђ»стори€ античного искусстваї стала краеугольным камнем, по сути, новой научной дисциплины Ч сейчас она называетс€ Ђисторией искусстваї. Ќар€ду с этим поездки ¬инкельманна в √еркуланеум и в ѕомпею и его Ђоткрытые письмаї, в которых подвергались критической оценке преподносившиес€ как откровени€ результаты первых, неумелых археологических раскопок, создали ему заслуженную репутацию Ђотца современной археологииї.
¬инкельманн никогда не был в √реции, хот€ друзь€ врем€ от времени соблазн€ли его возможностью совершить трудное в то врем€ путешествие. ƒл€ него √реци€ всегда оставалась неким состо€нием духа, а не конкретным географическим пон€тием. ¬ этом смысле идеализированна€ ¬инкельманном √реци€ стала мощным по своему вли€нию интеллектуальным фактором XIX века не только как эталон, давший толчок бурному росту неоклассицизма в искусстве, но и как образец классического мира, в котором обожествл€лась красота мужского тела, что было так важно дл€ внутреннего мироощущени€ геев. –аботы ¬инкельманна оказали также наиважнейшее вли€ние на творчество таких видных представителей гей-литературы, как ”олтер ѕатер (Ђ–енессансї) и ƒжј-—аймондс (Ђ¬опросы этики в ƒревней √рецииї).
¬ 1768 году ¬инкельманн вернулс€ в ƒрезден, впервые за дес€ть лет после отъезда в »талию. 8 июн€, возвраща€сь назад в –им, он был убит в “риесте молодым человеком по имени ‘ранческо јрканджели, с которым он познакомилс€ за день до этого.
√ете так писал об особой одаренности ¬инкельманна:

Ђ≈сли обычно личности многих, особенно ученых, отход€т на второй план, когда мы рассматриваем их достижени€, в случае ¬инкельманна характерно обратное: все, что им делаетс€, величественно и замечательно лишь потому, что €вл€етс€ про€влением его личностиї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1412 - | 1272 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.