Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћэри ”оллстоункрафт 3 страница




 

ћЁ–» ”ќЋЋ—“ќ”Ќ –ј‘“


¬ официальных энциклопеди€х биографи€ ћэри ”оллстоункрафт звучит приблизительно так: родилась 27 апрел€ 1759 года в пригороде Ћондона. ћать происходила из уважаемой ирландской семьи. ≈е отец был ткачом, который затем получил небольшое наследство и попыталс€ добитьс€ успеха на сельскохоз€йственной ниве. ѕреуспевающего фермера из него не получилось Ч он потерпел фиаско, начал пить, и, как вспоминала ћэри ”оллстоункрафт, ей часто приходилось целыми ночами подр€д Ђсто€ть стражем у дверей спальни материї, чтобы уберечь ее от вспышек отцовской пь€ной €рости.

— юных лет ”оллстоункрафт помогала семье добывать средства к существованию, работа€ то учительницей, то гувернанткой. Ќачина€ с 1787 года она работала в Ћондоне в издательстве ƒжеймса ƒжонсона, сначала в качестве переводчицы и чтеца, затем референтом и помощником редактора. ¬ том же 1787 году в этом же издательстве вышла ее перва€ книга: Ђћысли по поводу воспитани€ дочерейї, благодар€ которой она попала в группу радикальных мыслителей, встречавшихс€ в доме ƒжонсона. “ам были автор трудов по социальной философии ”иль€м √одвин, американский революционер “омас ѕэйн, поэты ”иль€м Ѕлэйк, а с 1793 года ”иль€м ”ордсворт.

¬ 1790 году, отвеча€ на публикацию Ёдмунда Ѕурка ЂЁхо французской революцииї, она написала Ђƒоказательство прав человекаї, где подтверждала свою веру в свободу и необходимость гарантий политических прав. ƒва года спуст€ по€вилась ее главна€ работа: Ђƒоказательство прав женщинї. ¬ этом, одном из первых документов в истории борьбы женщин за свои права, ”оллстоункрафт критиковала существовавшую тогда социальную дискриминацию женщин. Ђ∆енщинам, Ч писала она, Ч не дозвол€етс€ иметь степень интеллекта, достаточную, чтобы добитьс€ того, что называетс€ собственным достоинствомї. ќна также утверждала, что Ђесли женщины будут получать более рациональное образование, это ускорит общественный и научный прогрессї. —огласно ей, целью этого рационального образовани€ должна быть Ђвозможность дл€ индивидуума получить объем знаний, достаточный дл€ того, чтобы чувствовать себ€ независимымї. ѕомимо образовани€ ”оллстоункрафт настаивала на участии женщин в чисто мужских по тогдашним меркам видах профессиональной де€тельности: в частности, в медицине, в юриспруденции и в политике. Ђѕочему женщины не могут быть врачами, если они могут быть медсестрами?ї Ч спрашивала она. Ђ∆енщины должны, Ч писала она, дела€ акцент на надежде, казалось бы, абсолютно нереальной в то врем€, Ч иметь своих представителей в выборных органах, а не быть молчаливо покорной половиной населени€, произвольно управл€емой правительством и не имеющей никаких возможностей вли€ть на негої. ≈е критика сложившегос€ статус-кво была проницательной и конструктивной.

¬ 1792 году она отправилась в ѕариж, чтобы собственными глазами увидеть ‘ранцузскую революцию. ѕосле неудачной попытки установить любовные отношени€ с јнри ‘узели, который был женат, ”оллстоункрафт зав€зала роман с американским авантюристом по имени ∆илберт »млэй, который зарегистрировал ее в американском посольстве как свою жену, чтобы защитить от расправы, и от которого она родила ребенка.  огда в 1793 году их отношени€ прекратились, она совершила попытку самоубийства. ѕосле того как она вернулась в Ћондон, ƒжонсон опубликовал ее Ђ»сторический и моральный взгл€д на природу и развитие ‘ранцузской революцииї (1794). ¬ 1796 году у нее началс€ роман с ”иль€мом √одвином, знакомым ей по общению в кружке радикалов в доме ƒжонсона. ’от€ они оба не очень-то хотели официальной регистрации их брака, данна€ церемони€ все-таки состо€лась 29 марта 1797 года. ”оллстоункрафт забеременела и в августе того же года родила дочь, которую они назвали ћэри. »з-за неграмотных действий врача-акушера оставша€с€ в ее чреве плацента стала причиной гангрены, и через 11 дней, 10 сент€бр€ 1797 года, ћэри ”оллстоункрафт скончалась. ≈е дочь ћэри позднее вышла замуж за поэта ѕерси Ѕиши Ўелли и, что еще важнее, написала своего знаменитого Ђ‘ранкенштейнаї.

“акое описание жизни ћэри ”оллстоункрафт обходит полным молчанием (что, впрочем, характерно дл€ всех официальных биографий героев этой книги) главную любовь в ее жизни. ¬ своих замечательных Ђ¬оспоминани€х о ћэри ”оллстоункрафтї (1798) ”иль€м √одвин дает необычно откровенное описание того, что имело место в 1775 году, когда ћэри было 16 лет: Ђѕримерно в то врем€ между ћэри и одной девушкой возникла дружба, столь пылка€, что последующие несколько лет эта дружба была ее главной и всепоглощающей страстью. Ёту девушку звали ‘анни Ѕлад; она была на два года старше ћэри... ќбсто€тельства, при которых состо€лось их знакомство, очень напоминают первую встречу ¬ертера с Ўарлоттой (имеетс€ в виду романтическа€ поэма √ете Ђ—традани€ молодого ¬ертераї, повествующа€ о трагической истории любви)... ≈ще не успела закончитьс€ их перва€ беседа, когда ћэри, по ее словам, в душе дала кл€тву вечной дружбы с ‘анниї.

¬ 1782 году после смерти матери (за которой она ухаживала до последнего дн€), ”оллстоункрафт переехала жить в семью ‘анни Ѕлад. —емь€ испытывала финансовые проблемы, и ћэри как могла два года помогала им облегчить брем€ бедности. ќна также много времени удел€ла тому, чтобы приобрести жилище дл€ совместного проживани€ с ‘анни Ѕлад.  ак пишет историк Ћилиан ‘эйдерман, Ђписьма и дневниковые записи того времени свидетельствуют о том, что тогда многие пары романтических подруг стремились жить под одной крышей. Ёти союзы были непохожи на обычные варианты гетеросексуального домоуклада. ¬ этом союзе женщины были всегда неразлучны, всегда преданны друг другу; их отношени€ были истинно близкими и основаны они были ни на чем другом, кроме взаимной любвиї. (‘эйдерман приводит свидетельства того, что у ћэри ”оллстоункрафт были и другие подруги, с которыми она проживала вместе.)

 огда ”оллстоункрафт наконец нашла место дл€ совместного проживани€ с ‘анни, та неожиданно заупр€милась. ”оллстоункрафт продолжала упрашивать ее, и в 1783 году они вдвоем открыли частную школу. »х перва€ попытка на педагогическом поприще в »слингтоне оказалась неудачной, однако потом, в Ќьюингтон-√рин, они добились кое-каких успехов.   сожалению, в то врем€ Ѕлад заболела туберкулезом, а ”оллстоункрафт, раздраженна€ тем, что √одвин называет Ђболезненной бесхребетностью характераї своей подруги, посоветовала ей выйти замуж. ‘анни вышла замуж и уехала жить в ѕортугалию.

¬ 1785 году ”оллстоункрафт совершила поездку в ѕортугалию, чтобы быть р€дом с Ѕлад во врем€ родов.  ак пишет √одвин, Ђее пребывание в Ћиссабоне было недолгим. ќна приехала всего за несколько дней перед началом у ‘анни Ѕлад преждевременных родов. –оды оказались трагическими Ч не удалось спасти ни ‘анни, ни ее ребенка. ‘анни Ѕлад Ч эта избранница сердца ћэри ”оллстоункрафт Ч ушла из жизни 29 но€бр€ 1785 годаї.

ƒл€ того чтобы подчеркнуть суть отношений между двум€ подругами, √одвин в своих Ђ¬оспоминани€хї описывает гетеросексуальные отношени€ ”оллстоункрафт с »млэем, использу€ те же словесные обороты и выражени€, что и при описании дружбы двух женщин: »млэй становитс€ Ђобъектом ее прив€занностиї и ”оллстоункрафт вновь сравниваетс€ с Ђ¬ертером женского полаї, испытывающим безответную любовь. ≈ще √одвин упоминает о том, что ћэри ”оллстоункрафт назвала своего первого ребенка ‘ренсис Ђв пам€ть о дорогой подруге юности, воспоминани€ о которой всегда были живы в ее сердцеї. √одвин с горечью констатирует так и оставшуюс€ в ћэри неудовлетворенность Ђее первой страстью юности, ее дружбой с ‘анни, в которой было много разочарований и котора€ в итоге ввергла ее в меланхолию и так трагически окончилась катастрофойї. ≈е столь долгое нежелание выходить замуж, как это пон€л √одвин, основывалось на желании уберечь в сердце светлую пам€ть о ‘анни Ѕлад.

ѕубликаци€ воспоминаний √одвина, особенно его откровени€ о ее романе с »млэем, повредила репутации ћэри ”оллстоункрафт. »здатели одного из журналов докатились даже до того, что под рубрикой Ђѕроституци€ї поместили заголовок: Ђ¬ этом номере Ч ћэри ”оллстоункрафт!ї ‘еминистки середины XIX века отреклись от нее, но в конце века ее труды были в глазах общественного мнени€ реабилитированы. ¬ 1889 году, когда —юзан Ѕ. Ёнтони и Ёлизабет  эйди —тэнтон опубликовали первые три тома своей Ђ»стории борьбы женщин за свои избирательные праваї, им€ ”оллстоункрафт сто€ло первым в рейтинговом списке феминисток раннего этапа борьбы, которой была посв€щена их книга. ¬ наше врем€ она общепризнанно считаетс€ одной из первых провозвестниц движени€ женщин за свои права.

ћожно ли было тогда, в 80-е годы XVIII века, считать ћэри ”оллстоункрафт лесби€нкой? ќтветом будет однозначное Ђнетї; она почти определенно не могла тогда даже понимать того, что подразумевает это слово. ¬ то врем€ никто не мог быть назван лесби€нкой. “ем не менее во времена, предшествующие по€влению современных лесби€нок, она была женщиной, котора€ страстно ∆елала жить с женщиной, чье эмоциональное влечение было направлено на женщину; она была также женщиной, котора€ энергично и последовательно критиковала существовавшее тогда несправедливое бесправие женского пола Ч пор€док, который произвольно установили гетеросексуальные мужчины. я поставил ее очень высоко в моем рейтинге потому, что € убежден в том, что женщины типа ћэри ”оллстоункрафт своей бескомпромиссной борьбой шаг за шагом обеспечивали прохождение эволюции социальных условий, в которых оказалось, наконец, возможным по€вление лесби€нок в том виде, в котором они существуют сегодн€. ¬прочем, это относитс€ не только к лесби€нкам, но и к облику современной женщины вообще. ћы не можем с определенностью судить о сексуальной ориентации женщин XVIII века, подобных ћэри ”оллстоункрафт, хот€ в работе историка лесбийской любви Ћилиан ‘эйдерман имена многих из таких женщин дошли до нас, преодолев забвение истории.

Ќо кто же все-таки мог быть лесби€нками в XVIII веке? ¬полне веро€тно, женщины, очень похожие на ћэри ”оллстоункрафт.

 

12. —№ё«јЌ Ѕ. ЁЌ“ќЌ»
[1820 - 1906]

—юзан Ѕроунелл Ёнтони родилась 15 феврал€ 1820 года в городе јдаме, штат ћассачусетс. Ѕудучи дочерью квакеров-аболиционистов, она выросла в рамках крепкого домостро€, пронизанного моральным духом рыцарства. ¬ три года она уже умела писать и читать.  огда ей было шесть лет, семь€ переехала жить в город Ѕэттенсвилль, штат Ќью-…орк, где ее отец открыл ткацкую фабрику. ќна вначале ходила в местную школу, затем в школу, которую основал ее отец, а заканчивала образование в высшей школе в ‘иладельфии. ѕолучив единственно возможную в то врем€ дл€ женщины профессию Ч став учительницей, Ч она начала преподавать в  вакерской академии ёнис  эньон, Ќью-–ошели. ѕримерно в те годы она пережила т€желый стресс, когда ее сестра √уэлма решила выйти замуж. ≈е биограф  этлин Ѕэрри пишет:

Ђѕрив€занность —юзан к сестре была частью ее эмоционального мира, который был построен на системе отношений между женщинами: ее матерью, сестрами, кузинами и подругами. –азрыв любой из этих св€зей грозил ввергнуть ее в эмоциональный хаосї.

¬ 1846 году Ёнтони переехала жить в город –очестер, где стала старшей преподавательницей женского отделени€ јкадемии  анаджохэйри. ѕыта€сь найти более широкое применение своим организаторским способност€м, она стала активным членом общества борьбы за трезвость. ”же в те годы у нее начал постепенно формироватьс€ критическийвзгл€д на существующее неравенство полов. ¬ то врем€ законом в —Ўј женщинам не разрешалось иметь собственность, наследовать ее и распор€жатьс€ ею. ” них также не было права становитьс€ опекунами своих детей в случае распада семьи. ќбща€ направленность закона перекликалась с пресловутым постулатом известного английского юриста Ѕлэкстоуна, провозглашенным им в 1760 году и звучащим так: Ђ∆енщина как гражданин вообще исчезает в тот момент, когда выходит замуж. ¬се свои гражданские права она делегирует своему мужуї. ¬ тридцать с небольшим Ёнтони пришла к выводу, что до тех пор, пока женщины не получат равных с мужчинами гражданских прав, никакого улучшени€ социального климата в —Ўј быть не может.

¬ 1851 году Ёнтони познакомилась с Ёлизабет —эйди —тантон Ч активисткой кампании за права женщин, родом из —енека-‘оллс. Ётой женщине суждено было стать человеком, оказавшим наибольшее вли€ние на всю последующую жизнь —юзан Ѕ. Ёнтони. »х лична€ дружба и политическое сотрудничество продолжались без малого п€тьдес€т лет. Ѕарри пишет: Ђћежду ними была дружба, основанна€ на бесконечной преданности и эгалитарной любви, которую не испытывал, возможно, никто и никогда. ¬се это, а также общность их политических взгл€дов и солидарность в отча€нных акци€х протеста несомненно делало их одной из величайших пар јмерики XIX векаї. —ама —тэнтон так описывала их отношени€: Ђ огда надо было что-то написать, у нас вдвоем это получалось гораздо лучше, чем поодиночке. ” нее медленный и аналитический склад ума, а € взрывна€, и мой склад ума синтетический. я сильнее как писатель, она сильнее как критик. ќна предоставл€ла факты и статистику, € снабжала их философскими комментари€ми и риторикой, а в итоге мы получили набор аргументов, которые вот уже тридцать лет непоколебимо сто€т под натиском €ростных нападок; ни один мужчина так и не смог логично ответить на поставленные нами вопросыї. Ёнтони называла их отношени€ Ђестественным союзом сердца и разумаї.

Ѕарри размышл€ет: ЂЁнтони была не замужем и, следовательно, могла объективным взгл€дом со стороны оценить сексуальность и ее роль в эксплуатации женщин. ¬первые она стала ощущать всю степень подчиненности женщин, когда даже ее замужние сестры стали избегать ее общества. —тэнтон же боролась с подчиненностью женщин в обществе, но не в семье Ч она все-таки не смогла быть последовательной до конца и вышла замуж, что воздвигло определенную преграду дл€ их любви с Ёнтони... Ёнтони ни в коем случае не могла быть мазохисткой или человеком, неспособным любить, поэтому она никогда не смогла бы сознательно исключить секс из своей жизни, если она верила в то, что может найти в нем удовлетворение. ≈динственное, о чем мы не можем знать, Ч это до какой степени она желала испытывать это вполне нормальное дл€ здорового человека стремление к сексуальному удовлетворению в отношени€х со —тэнтон, так как последн€€ была прив€зана к семье и мужу и не могла жить вместе с —юзанї.

—юзан Ёнтони, Ёлизабет —тэнтон и јмели€ Ѕлумер, провод€ кампанию борьбы за права женщин, носили брюки, поверх которых были надеты юбки, тем самым выража€ протест против сложившейс€ традиции ношени€ женщинами громоздких, неудобных одежд.

„увству€ непри€знь лидеров общества борьбы за трезвость, Ёнтони в 1852 году образовала Ђ∆енское общество борьбы за трезвость штата Ќью-…оркї. —тэнтон стала первым президентом этого общества. — 1854 года Ёнтони стала активным членом движени€ аболиционистов, хот€ избегала сближени€ со многими коллегами, так как выступала за полное равенство гражданских прав темнокожих и белых жителей —Ўј (ведь очень многие аболиционисты добивались отмены рабства с условием об€зательного последующего отправлени€ негров обратно в јфрику). √ражданска€ война вынудила прервать борьбу женщин за свои права, но после ее окончани€ Ёнтони продолжила свою кампанию, вначале в Ќью-…орке, затем по всей стране. ќна добивалась установлени€ юридического права женщин на владение и управление собственностью, на опекунство в отношении собственных детей, а также права женщины быть инициатором развода.  огда в 1868 году  онгрессом принималась 14-€ поправка к  онституции, гарантирующа€ равное право дл€ всех лиц мужского пола участвовать в выборах, она всеми силами добивалась включени€ в эту поправку и женщин, но врем€ дл€ этого еще не пришло.

— 1868 по 1870 год они вместе со —тэнтон издавали Ђ–еволюциюї Ч еженедельник, выход€щий в Ќью-…орке и посв€щенный борьбе женщин за свои избирательные права. ¬ течение всего этого времени —тэнтон разрывалась между делом своей жизни и семьей (она была матерью восьмерых детей); при этом Ёнтони испытывала до боли знакомое чувство ревности и переживала измену.  огда две ее ближайшие сподвижницы в борьбе женщин за свои права, Ћюси —тоун и јнтуанетта Ѕраун, две женщины, с которыми она жила в одной комнате в годы учебы в ќберлин-колледже и с которыми, возможно, у нее были любовные отношени€, вышли замуж, Ёнтони была в отча€нии. ќна признавалась —тэнтон: Ђ” мен€ бывают моменты, когда наступает така€ слабость, что хочетс€ прислонитьс€ усталой головой и приютитьс€ неустроенной душой где-нибудь, где мен€ ждет сочувствие и жалость. »ногда € боюсь, что у мен€ не хватит сил пройти свой путь до конца и € выпаду из когорты единомышленниковї.

≈е душа, возможно, нашла утешение в 1868 году, когда ей повстречалась јнна ƒикинсон Ч автор попул€рных лекций о правах женщин, котора€ была примерно на двадцать лет моложе —юзан. ’арактеризу€ их отношени€ как Ђнежные, пылкие, эротически возвышенныеї, историк ƒжонатан  атц цитирует следующий интригующий отрывок из четырех сохранившихс€ писем Ёнтони к ƒикинсон:

Ђћо€ дорога€ ƒики,
...»так, ты приезжаешь в Ќью-…орк. ѕоскорее бы настал этот день Ч вс€ сгораю от нетерпени€ повидать мою крошку. ” мен€ есть подход€ща€ квартира на Ѕонд-стрит, 44, двуспальна€ кровать Ч она достаточно больша€ и удобна€ дл€ теб€. “ак что приходи и проведай мен€, а если не сможешь, дай мне знать, где € сама смогу теб€ найти Ч мне так надоела вс€ повседневна€ суета.
я так много хочу сказать тебе Ч во мне накопилась цела€ ¬селенна€ с тех пор, как € в последний раз держала мою нежную крошку в своих руках. ¬ общем, об€зательно сообщи мне, когда и где € смогу увидеть теб€.  ак всегда, ужасно спешу. Ћюб€ща€ теб€ тво€ подруга —юзанї.

¬ 1872 году Ёнтони демонстративно зарегистрировалась и проголосовала в –очестере, нарушив закон о запрете женщинам участвовать в выборах и бросив вызов власт€м. ≈е арестовали и по решению суда оштрафовали, однако она из принципа отказалась платить. —уд над ней привлек большое внимание общественности. — 1892 по 1900 год она занимала пост президента —евероамериканской ассоциации женщин, борющихс€ за право голоса на выборах. ќна помогла организовать Ќью-йоркскую ассоциацию рабочих женщин, целью которой была борьба за равную с мужчинами оплату труда. ¬ период между 1881 и 1900 годами она вместе со —тэнтон и ћатильдой ƒжослин  эйдж участвовала в выпуске первых четырех томов Ђ»стории борьбы женщин за свои избирательные праваї (котора€ посв€щалась многим женщинам, но первой упоминалась ћэри ”оллстоункрафт).

¬ 1902 году ушла из жизни —тэнтон, и Ёнтони как будто осиротела. ќна написала множество статей в журналах и газетах, где воздавала хвалу вкладу, который —тэнтон внесла на благо общества. —юзан Ѕ.

Ёнтони скончалась 13 марта 1906 года в –очестере.
„ерез 14 лет после ее смерти, в 1920 году, была прин€та 19-€ поправка к  онституции Ч так называема€ поправка Ёнтони, гарантирующа€ избирательные права женщинам.

—юзан Ѕ. Ёнтони была одной из великих основательниц движени€ женщин —Ўј за свои гражданские права. ¬ли€ние, которое она своими делами оказала на жизнь всех нас, невозможно переоценить. ќдним из самых важных последствий политического и экономического раскрепощени€ женщин, за что боролась Ёнтони, €вл€ютс€ значительно расширившиес€ возможности дл€ женщин самим выбирать свой жизненный путь Ч без этого экономическое и социальное существование современных лесби€нок было бы невозможным. —воей жизнью и делами —юзан Ѕ. Ёнтони совершила подвиг борьбы за женские права и независимость Ч за те пон€ти€, которые в наши дни кажутс€ чем-то само собой разумеющимс€.

 

 

13. ¬»–ƒ∆»Ќ»я ¬”Ћ№‘
[1882 - 1941]

¬ирджини€ Ёделин ¬ульф (урожденна€ —тефен) родилась 25 €нвар€ 1882 года в Ћондоне. ≈е отец Ћесли —тефен был известным писателем и критиком викторианской эпохи; точными копи€ми ее родителей €вл€ютс€ мистер и миссис –амсей Ч персонажи написанного ею в 1927 году и прославившего ее им€ романа Ђ  ма€куї.  ончина матери в 1895 году потр€сла тринадцатилетнюю девочку, и она пережила нервный срыв. — этого времени она воспитывалась дома отцом и Ђимела свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не пр€талисьї. ¬ отличие от своих братьев, она не училась в университете.  огда в 1904 году скончалс€ ее отец, ¬ирджини€ со своей старшей сестрой ¬анессой и с брать€ми Ёдриеном и “оби переехали из фешенебельного района  енсингтон в дом на √ордон-сквер в Ѕлумсбери Ч квартал, где проживала лондонска€ богема. ¬ 1905 году она регул€рно писала дл€ ЂЋитературного приложени€ї Ђ“аймеї. ≈ще одна смерть, на этот раз ее брата “оби в 1906 году, черным ураганом пронеслась по ее жизни. ƒушевна€ рана от этого печального событи€ легла в основу ее романа Ђ¬олныї.

¬ 1907 году после того как сестра ¬анесса вышла замуж за критика-искусствоведа  лайва Ѕелла, ¬ирджини€ и Ёдриен переехали на ‘итцрой-сквер, тоже в Ѕлумсбери. »менно там проходили встречи так называемой Ђблумсберийской группыї. —формировавшись как коллектив свободно объединившихс€ индивидуумов-единомышленников, причем большинство из них были гомосексуалами, группа началась с круга знакомств, которые “оби приобрел во врем€ учебы в  ембридже. Ќаход€сь под вли€нием идей философа √.≈.ћура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной прит€гательности €вл€ютс€ главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. —оциальные условности, по их представлени€м, должны были вытеснитьс€ принципами личной приверженности морали и ответственности. ќбщение людей друг с другом превозносилось группой в качестве высшей цели Ч как писал романист ≈.ћ.‘орстер: ЂЌичто не заменит общени€ї. ѕомимо ‘орстера в группу входили экономист ƒжон ћэйнэрд  ейнс, биограф и эссеист Ћиттон —трэчи, художник ƒункан √рант, критики-искусствоведы –оджер ‘рай и  лайв Ѕэлл.

¬ 1912 году, заранее предупредив своего жениха Ч выпускника  ембриджа, недавно вернувшегос€ из ÷ейлона Ћеонарда ¬ульфа, о том, что ей противен секс с мужчиной, ¬ирджини€ вышла за него замуж. »х брак был образцом взаимоуважени€ и эмоциональной поддержки, а сексуальные отношени€ были сведены к минимуму. ¬двоем они учредили Ђ’огарт ѕрессї Ч издательство, которое помимо публикации романов ¬ирджинии ¬ульф также выпускало произведени€ таких известных авторов, как ‘орстер, “.—.Ёлиот и  этрин ћэнсфилд.

–абота€ над своим первым романом Ђѕутешествиеї, ¬ульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до попытки самоубийства. ќднако она оправилась и в 1919 году опубликовала очередной роман Ч ЂЌочь и деньї. ќба этих романа были написаны необычным €зыком, а в своем следующем произведении Ч Ђ омната якобаї (1922) Ч она уже начала широко и радикально экспериментировать с литературными формами. Ёти плодотворные эксперименты продолжились в трех последующих романах-шедеврах: Ђћиссис ƒэлловэйї (1925), Ђ  ма€куї (1927) и Ђ¬олныї (1931). Ќоваторские в способах изложени€ преход€щей мирской суеты, отображени€ внутреннего мира героев, описани€ множества путей преломлени€ сознани€, эти романы вошли в золотой фонд литературного модернизма.

¬ирджини€ ¬ульф эмоционально всегда была более прив€зана к женщинам: к сестре ¬анессе (которую она любила чуть ли не до Ђмысленного инцестаї), позднее к ћэдж ¬ан (дочери ƒж. ј. —аймондса, вдохновившей ¬ульф на создание образа миссис ƒэлловэй), к ¬айолет ƒикинсон и к не знающей поко€ Ётель —мит. ¬ 1922 году ¬ульф влюбилась в ¬иту —эквилл-”эст. „ерез некоторое врем€ между ними началс€ роман, который продолжалс€ почти все 20-е годы. ¬ 1928 году ¬ульф отобразила ¬иту в романе Ђќрландої Ч фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного геро€, станов€щегос€ то мужчиной, то женщиной, продолжаетс€ в течение трех веков. —ын ¬иты —эквилл-”эст Ќайджел Ќиколсон назвал это произведение Ђсамым длинным и самым очаровательным любовным письмом в истории литературыї.

¬ульф писала много и неутомимо, помимо романов выпустив несколько трудов по литературной критике, среди них Ђќбычный читательї (1925), Ђќбычный читатель: часть втора€ї (1932) и Ђ—мерть мотылькаї (1942). ≈е литературное наследие включает также тыс€чи писем и около п€ти тыс€ч страниц дневников. ≈е амбициозный роман 1937 года Ђ√одыї, стоивший ей, как и все предыдущие романы, больших психических затрат, был расценен как Ђблистательна€ катастрофаї, хот€ ее последнее произведение ЂBetween the Actsї (1941) свидетельствовало о том, что она, как писатель, по-прежнему очень сильна и вступила в качественно новый этап своего творчества.

ѕосле того как их дом в результате бомбардировок немецкой авиации Ћондона был разрушен, ¬ирджини€ и Ћеонард ¬ульф переехали в город –одмэлл в графстве —ассекс. Ќаход€сь в глубокой депрессии от всего св€занного с войной и будучи психически истощенной работой над романом ЂBetween the Actsї, ¬ульф внутри себ€ вновь стала слышать голоса птиц, поющих на оливах ƒревней √реции, Ч точно то же самое она ощущала перед нервным срывом 1915 года. ∆ела€ избавить Ћеонарда от страданий, св€занных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года утопилась в реке ќус.
Ѕольшое вли€ние ¬ирджинии ¬ульф можно охарактеризовать дво€ко. ¬о первых, ее искрометные новаторские романы кардинально зменили представление о направлении Ђмодерн фикшнї (fiction). Ѕудучи одним из самых €рких авторов Ђфикшнї в нашем веке, она сама была примером дл€ бесчисленного числа женщин, стрем€щихс€ подн€ть свой голос против патриархальных устоев. Ќосители этих устоев выведены ¬ульф в образе „арльза “энсли в романе Ђ  ма€куї. ќн посто€нно напоминает: ЂЌе может женщина писатьї. ¬о-вторых, ее эссе ЂA Room of One's Ownї (1929) и Ђ“ри гинеиї (1938) стали краеугольными камн€ми современной идеологии феминизма. ¬озможно, испытыва€ неудовлетворение тем, что ей самой так и не удалось учитьс€ в университете, ¬ульф в ЂA Room of One's Ownї задаетс€ отнюдь не риторическим по своей серьезности вопросом: Ђј что бы, скажем, было, если бы у Ўекспира была не менее одаренна€, чем он, сестра?ї ќтвет даетс€ тут же.

Ђќна была столь же дерзостной и одаренной воображением, так же зорко видела мир, как и ее брат. Ќо ее не отправили учитьс€ в школу. ” нее не было возможности учитьс€ грамоте и логике, она не могла уединитьс€ в тиши, чтобы читать √ораци€ и ¬иргили€. ¬рем€ от времени ей удавалось вз€ть в руки книгу, возможно, одну из написанных ее братом, и прочитать несколько страниц. Ќо всегда входил кто-то из родителей и говорил, что ее ждут незаштопанные носки или приготовление обеда и что ей не следует забивать голову ненужными дл€ нее вещами Ч книгами и газетами... ќна, возможно, иноп раз могла набросать неусто€вшимс€ почерком несколько страниц от себ€, но потом она их тщательно пр€тала, а то и вообще сжигала. ¬рем€ пролетело быстро, и вот, когда ей не было и семнадцати лет, родители решили отдать ее замуж за сына соседского лавочника. ќна плакала и повтор€ла, что этот брак ей ненавистен, за что была жестоко поколочена отцом... —ила ее таланта, и только она, толкнула ее на отча€нный шаг. ќна собрала свои небольшие пожитки, спустилась ночью по веревке из окна своей спальни и направилась в Ћондон. ƒаже пение придорожных птиц не могло заглушить ту музыку, что звучала в ее душе. ќна, подобно своему брату, имела волшебный дар Ч мгновенно складывать симфонии из слов.  ак и он, она понимала театр. ќна пришла к двери, ведущей на сцену; она сказала, что хочет играть. ћужчины из труппы открыто рассме€лись ей в лицо... Ќаконец считавшийс€ старшим актер Ќик √рин сжалилс€ над ней; вот она уже родила ребенка от него и Ч кто измерит весь жар и все неистовство сердца поэта, когда это сердце бьетс€ в женском теле? Ч однажды, зимней ночью, покончила с собой...ї

«а прошедшее с тех пор врем€ в качестве одной из основоположниц современного лесби€нства фигура ¬ирджинии ¬ульф выросла до колоссальных масштабов. ѕоставленные ею вопросы, ее представлени€, ее повествовани€ помогли создать интеллектуальное пространство, в рамках которого женщины начали находить пути дл€ реализации бесчисленных возможностей, доселе бывших запретными дл€ них. ’от€ личность √ертруды Ўтайн в общественном сознании больше ассоциируетс€ с лесби€нством, чем личность ¬ульф, творчество последней Ч одновременно почти нематериальное, как крыло бабочки, и безжалостно жесткое, как стальной капкан, Ч в долгосрочной перспективе будет, веро€тно, доказательством ее большей значимости в формировании лесбийской сущности.

 

 

14. јЋ≈ —јЌƒ– ћј ≈ƒќЌ— »…
[356Ч323 годы до н. э.]

јлександр родилс€ в столице ћакедонии городе ѕелла в 356 году до нашей эры. ≈го отцом был македонский царь ‘илипп II, создавший после завоевани€ √реции конфедерацию городов-государств под своим управлением. ќн также имел первоклассно организованную армию. ¬се эти достижени€ стали очень важными исходными обсто€тельствами в судьбе его сына јлександра.

 огда в 336 году до нашей эры ‘илипп был предательски убит в театре одним из своих недоброжелателей, јлександру было двадцать лет. ≈го первым шагом после восшестви€ на трон стало жестокое подавление м€тежных волнений в “ракии и »лирии, возникших после смерти его отца. «атем все свои силы он направил на осуществление дерзкой мечты его отца: завоевание закл€того врага √реции Ч ѕерсии, котора€ за два предшествующих столети€ разрослась до гигантских размеров, простира€сь от —редиземноморь€ до »ндии. ¬ 334 году до н. э. јлександр начал поход на ¬осток, име€ сравнительно небольшую армию в тридцать п€ть тыс€ч человек, что было несравнимо с силами персов. ќн легко прошел ћалую јзию Ч из всех городов только расположенный в горах “ермессос не покорилс€ ему, и он его просто обошел. ¬ 334 году до н. э. в битве при √ранике и в 333 году до н. э. в битве при »ссе он столкнулс€ со всей мощью персидских войск и разгромил их. √орода “ир и √аза пали пред ним, и в 332 году до н. э. он вошел в ≈гипет, не встреча€ сопротивлени€. «десь он на некоторое врем€ остановилс€ дл€ восстановлени€ сил, основал названный в свою честь город јлександрию, получил титул фараона и был провозглашен египетскими жрецами живым богом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1260 - | 1099 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.