Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ЌЋѕ: “ехники россыпью 4 страница




ѕоскольку мозг работает быстро, давайте предполо≠жим, что вы уже выполнили это задание. “еперь мой вопрос к вам: а что вы получили, выполнив это задание? » что €

ЌЋѕ: “ехники россыпью

хотел, чтобы вы пон€ли, выполн€€ это задание? —делайте это на сей раз в реальности, а не в воображении - то есть, вслух.

ќтвет из зала: я пон€л, что реальные конфликты не так сложны, как воображаемые.

—. √орин: ќчень хороша€ трактовка, но хотелось бы ее дополнить.

ќтвет из зала: Ёто была метафора насчет способов ус≠тановлени€ контакта.

—. √орин: ќчень близко, но это не все.

ќтветы из зала: ÷енен каждый человек. „то-то насчет умени€ поделитьс€ с незнакомым.

—. √орин: Ёто по-прежнему не все, но запомните это.

ќтветы из зала: ѕри общении самое сложное - момент вступлени€ в контакт. –аздача батончиков - преодоление ба≠рьера первого контакта. ќтдаешь батончик - получаешь ог≠ромный опыт, который ценнее материальных ценностей.

—. √орин: » это верно, и это еще не все.

ќтветы из зала: я очень остро почувствовала взаим≠ную зависимость людей друг от друга... ƒл€ мен€ это было метафорой контакта с подсознанием.

—. √орин: «апомните это... Ќо мен€ интересуют и дру≠гие дополнени€.

ќтветы из зала: „еловек должен понимать, что такое отдать. ” мен€ была проблема избирательности - кому и как отдать, и € получил, пережил опыт реакции на такое мое действие.

—. √орин: «апомните это... ѕодумайте о том, что оста≠лось невысказанным еще что-то... » ответьте мне на тот воп≠рос, который был первым: а что вы все-таки вз€ли из задани€ дл€ себ€ в плане решени€ вашей проблемы?

ќтвет из зала: я увидела весь спектр моих проблем.

—. √орин: ќстальные пока молчат... я напомню вам, что вы уже выполнили задание, пусть в воображении...  а≠ким способом вам это помогло?.. ћожет быть, вам это вооб≠ще не помогло?

ќтветы из зала: ѕомогло!

—. √орин: ѕомогло...  аким способом?

–еплика из зала: Ёто не вполне корректный вопрос. ≈сли € не осознавал свою проблему...

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

—. √орин: ¬опрос предназначалс€ тем, кто думал о кон≠кретной проблеме в сфере взаимоотношений и о конкрет≠ном выполненном задании. ¬опрос был к тем, кто пришел ко мне с выполненным заданием.

ќтвет из зала: я не хочу рассказывать детали, но € это сделала, и мне это помогло, и € теперь знаю, как себ€ вести. Ёто был очень четкий ответ.

—. √орин: ” кого-то еще был четкий ответ?

ќтветы из зала: ” мен€ бьшо даже несколько вариан≠тов. я пон€ла, что только брать - не очень хорошо. я пон€л, что надо про€вл€ть активность, действовать.

—. √орин:  акую ценность вы нашли в этом задании?

ќтветы из зала: я проработал свою проблему на не≠скольких уровн€х. ƒл€ мен€ это было метафорой определен≠ного решени€ проблем. «десь была пресуппозици€, что реше≠ние вообще возможно. Ёто была модель общени€ - что, кому и когда отдавать.

—. √орин: ћне бы хотелось, чтобы подн€ли руку те, кто абсолютно никакой ценности в этом задании не увидел, кто ничего не получил... (¬ зале подн€та одна рука). ѕравильно ли € пон€л, что все остальные что-то вынесли из этого зада≠ни€, нашли в нем какую-то ценность? (¬озгласы и жесты со≠гласи€ в зале).

 стати, работа в воображении вместо работы с реаль≠ными объектами типична дл€ эриксонианской терапии.  о≠нечно, бьшо бы забавнее, если бы вы реально выполнили это задание со всеми св€занными с ним сложност€ми (особенно в услови€х семинара)...

ј теперь подумайте, как много трактовок вы дали... и как много ценного нашли... в абсолютно бессмысленном задании!

–еплика из зала: ѕочему это оно бессмысленное?

—. √орин: ƒа потому, что € его придумал за три секун≠ды до того, как дать вам. я не вкладывал туда ни единой пре≠суппозиции, € не составл€л метафору... я только предоста≠вил вам некую форму, обозначил рамку, и дал вам возмож≠ность самим наполнить эту форму содержанием, самим разрисовать картинку в этой рамке (долга€ пауза в зале).

¬опрос из зала: ј зачем нам-то надо бьшо от этом го≠ворить?

HJIIJ: “ехники россыпью

—. √орин: ѕотому что это - описание техники, котора€ называетс€ Ђнеопределенна€ установкаї.

ƒайте возможность вашему пациенту самому найти решение - особенно там, где вы его не знаете либо не хотите искать. ƒайте пациенту пространство, которое он мог бы сам заполнить своим уникальным содержанием. Ёто можно де≠лать фрагментарно, через паузы в тексте внушени€: Ђ» мне хотелось бы, чтобы ты пон€л... (делает долгую паузу) что-то важное дл€ себ€ї. »ли так можно: Ђѕосмотри на облака... найди в них какие-то образы... и подумай, как это тебе по≠могаетї. Ёто - замена пр€мой рекомендации Ђрешай свои проблемы сам!ї Ќо это работает...

» € вас верну по времени немного назад - а какой ум≠ный ведущий у вас был... ѕочему же он был умным? ј пото≠му, что все врем€ повтор€л: ЂЁто еще не все, вы еще подумай≠те...ї ” этой техники есть и второй план: € знаю больше вас, € уже знаю ваше решение! я понимаю, правда, что подроб≠ным описанием этой техники мог изменить ваше отношение к себе на пр€мо противоположное (смех в зале).

” этой техники есть вариант из репертуара шаманов -Ђ–абота с камнемї. –аботать можно не только с камнем, с любым подручным предметом - веточкой, листом... я при≠мен€л эту технику с одним достаточно неконтактным мальчи≠ком-подростком, у которого были большие трудности во вза≠имоотношени€х с родител€ми, со сверстниками, была кака€-то философска€ интоксикаци€... ƒиагноз, в принципе, был €сен, но € хочу напомнить вам идею профессора ¬. ¬. ћака≠рова - спросите себ€: Ђ акие проблемы у этого человека?ї, не спрашивайте: Ђ акие проблемы у этого шизофреника?ї, и вам будет легче работать. ’от€ про нозологию помнить тоже нужно...

“от мальчик получил от мен€ примерно такую инст≠рукцию: Ђ—егодн€, когда ты пойдешь домой, будь внимате≠лен... √де-то по дороге ты найдешь камень, который каким-то образом тесно св€зан с твоими проблемами (да, проблемы в общении мальчика волновали)...яне хочу, чтобы ты брал первый попавшийс€ камень... Ѕудь внимателен... ¬озможно, такой камень - всего один, но€ знаю, что ты его встретишь... Ќаверное, этот камень не должен быть округлым... ћне ка≠жетс€, что у него будут какие-то грани... ¬озможно, его

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

форма будет очень многообразной... я хочу, чтобы ты об€за≠тельно его нашел пр€мо сегодн€ по дороге домой...

ƒл€ того, чтобы удостоверитьс€, что этот камень дей≠ствительно св€зан с твоей проблемой, возьми его в руки... Ёто позволит тебе очень точно пон€ть, тот это камень или не тот... ƒл€ того, чтобы окончательно удостоверитьс€ в том, что это именно тот камень, который тебе нужен - поздоро≠вайс€ с ним... Ѕудь с ним вежлив, и когда придешь домой, об€зательно вымой его... ѕоложи его у себ€ в комнате... ѕри≠выкни к нему и дай ему привыкнуть к себе...

ѕотом, когда ты дома окончательно успокоишьс€, возьми этот камень в руки так, чтобы видеть одновременно сразу три его поверхности... Ќайди такое положение камн€, при котором тебе будут видны сразу три поверхности, когда ты держишь камень в руке... ѕодумай о том, что теб€ беспо≠коит, и дл€ поиска решени€ поверни к себе камень одной гра≠нью... «наешь, камень часто бывает с трещинами, напомина≠ющими рисунок... ѕоверни камень так, чтобы ты действи≠тельно увидел рисунок на этой грани камн€... «апомни, что это был за рисунок...

(ƒл€ краткости изложени€: аналогична€ инструкци€ -искать рисунок - даетс€ дл€ всех трех граней камн€).

≈сли тебе будет мало одного вечера, займись этим же завтра... »нтересно, будут ли образы с камн€ присутствовать в твоих сновидени€х... я хочу, чтобы ты был внимателен к тому ответу, который ты получишь от камн€...  огда ты при≠дешь ко мне послезавтра, ты обо всем расскажешь... ќбо всем, что уже улучшилось за эти два дн€...ї

“акой вариант начала работы оказалс€ достаточно эф≠фективным и дл€ установлени€ контакта с пациентом, и дл€ того, чтобы мальчик так и не попал в психиатрический стаци≠онар (хот€ и осталс€ весьма странным в поведении), и дл€ достижени€ некоторых ближайших целей... Ќу, например, ему надо было школу заканчивать, то есть читать учебники, а не книжки √егел€.

...ќбласть возможного применени€ неопределенной установки, конечно, не ограничиваетс€ психотерапией. ƒос≠таточно часто эта техника используетс€ экстрасенсами (Ђј сейчас € направл€ю на вас биополе... „то вы чувствуете?ї); и очень €рко она представлена в такой сфере, как гадание,

ЌЋѕ: “ехники россыпью

предсказание судьбы. Ќекоторые наши коллеги, кстати, весь≠ма профессионально гадают на картах, а весь секрет их успе≠ха - в том, чтобы, создав раппорт, умело сконструировать дл€ клиента неопределенную установку позитивной направлен≠ности. ≈сли хотите подстраховатьс€ дополнительным заработ≠ком к пенсии, сделайте гадание своим хобби.

ƒл€ начала можно употребить готовые образцы (и хо≠рошо бы их иметь в личной библиотеке). ¬от, например, Ђ√а≠дание на рунахї (руны - специальные карточки с символами дд€ гадани€). ¬осхититесь отточенностью формулировок:

ЂЁто - врем€ расход€щихс€ путей. —тара€ кожа долж≠на быть сброшена, изжившие себ€ отношени€ - прекращены. “ребуемым действием здесь €вл€етс€ подчинение и, вполне веро€тно, отступление, сопровождаемое знанием, как и когда отступить, и твердостью воли, чтобы осуществить это. — этой руной св€зана собственность, это знак приобретений и выиг≠рышей. ќднако выигрыши, Ђнаследствої могут исходить от чего-то, с чем вы должны расстатьс€.ї

»ли така€ формулировка: Ђѕодверга€сь испытани€м, мы находим в себе силы преодолеть преп€тстви€ и предотв≠ратить поражение, одновременно мы развиваем в себе отвра≠щение к поведению, которое создает т€желые ситуации.  а≠жетс€, на вашем пути есть преп€тствие, но задержка может оказатьс€ благопри€тной. Ќе следует слишком рватьс€ впе≠ред. Ёто не то врем€ или ситуаци€, когда вы можете ощутить свое вли€ние. —овет этого знака - терпение. «десь требуетс€ предвидение и настойчивость. ѕредотвращайте ожидаемые трудности с помощью правильных действий. ћы не столько те, кто делает, сколько те, кто решает.  огда наше решение чисто, действие не требует усилий, потому что его поддержи≠вает и усиливает ¬селенна€.ї

» квинтэссенци€: Ђѕустота - это конец. ѕустота - это начало. «десь Ќепознаваемое сообщает вам, что оно пришло в движение в вашей жизни. ¬ этой неполноценности содер≠житс€ мощный потенциал. ѕуста€ и одновременно полна€ содержани€, она охватывает всю полноту быти€, все, что дол≠жно осуществитьс€. Ѕлагопри€тствование происход€щему и готовность к нему - требование этой руны. ¬едь как можно установить контроль над тем, что еще не оформилось? Ёта –уна часто требует акта мужества, подобного прыжку в пустоту

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

с пустыми руками. ≈е по€вление - пр€мое испытание вашей веры. — одной стороны, „иста€ руна представл€ет собой кар≠мические силы - полную сумму того, что вами свершено, и границы того, чем вы €вл€етесь и станете. — другой стороны, эта руна учит, что даже долги старой кармы смещаютс€ и из≠мен€ютс€ одновременно с тем, как измен€етесь и развивае≠тесь вы. Ќичто не предопределено: нет ничего такого, чего нельз€ было бы избежать.ї

ј в чем весь смысл рекомендаций? ѕродолжайте де≠лать то, что у вас хорошо получаетс€, но будьте внима≠тельны и осторожны, чтобы воврем€ заметить преп€т≠ствие...

√лава 3.

ќЅ–ј« ∆»«Ќ» - ∆≈Ќј јЋ ќ√ќЋ» ј

–абота с родственниками больных алкоголизмом

(стенограмма лекции, прочитанной на —моленском некоммерческом семинаре по психотерапии и практической психологии)

...я за€вил в качестве темы лекции - Ђ–абота с род≠ственниками больных алкоголизмом на принципах јл-јно-наї. јл-јнон - это международное сообщество родственни≠ков больных алкоголизмом, работающее по определенным правилам и имеющее определенные традиции. “ак, например, если бы у нас здесь была встреча группы јл-јнона, мне сле≠довало бы начать так: Ђƒобрый вечер, мен€ зовут —ергей, € -сын алкоголикаї. » если бы кто-нибудь сейчас ответил: Ђѕри≠вет, —ергей, € тожеї, то лекцию можно было бы не читать, а вместо нее провести встречу. Ќо поскольку таких откликов нет... (несколько выкриков из зала: Ђѕривет, —ергей, € тоже!ї)... или они запоздали (смех в зале), мы все же пойдем путем лекционным. “ема кажетс€ мне актуальной, потому что все мы в –оссии где-то родственники больных алкоголизмом...

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

...Ѕывает так, что к вам на прием приходит женщина (дальше € буду дл€ простоты изложени€ говорить о женах алкоголиков, хот€ все нижесказанное в равной степени отно≠ситс€ и к мужь€м алкоголичек), так вот, к вам приходит жена алкоголика с вопросом: Ђћой муж пьет, что мне делать?ї ” такой женщины об€зательно есть выраженна€ невротическа€ симптоматика (обычно астено-депрессивна€), и €сно, что ле≠чить надо в первую очередь эту женщину. Ќо если на вопрос: Ђ„то мне делать?ї возьметс€ отвечать традиционно-ориенти≠рованный нарколог, он этой симптоматики не заметит и ска≠жет: ЂЌу, так ведите сюда вашего мужа, мы его будем лечитьї. “акой совет не имеет смысла, поскольку если бы женщина могла его выполнить, она бы так и сделала, не дожида€сь совета.

≈сли жена алкоголика придет на прием к наркологу, который хоть раз побывал на декаднике у профессора ¬. ¬. ћакарова, он заметит симптоматику, но ответит так: ЂЁто не мо€ проблема, и не ваша проблема, это - проблема вашего мужаї (совершенно резонное замечание, воспринимаемое как вежлива€ замена выражению Ђпойдите вонї). ¬озможно, впро≠чем, что жена алкоголика попадет к начитанному западно-ориентированному наркологу, и тот от избытка энергии ре≠шит провести Ђтерапевтическую интервенциюї в отношении больного, после чего алкоголик с веро€тностью в 80% согла≠ситс€ прин€ть курс лечени€. Ќо дело здесь в принципе не в наркологах - дело в том, что мы собираемс€ помогать или не помогать больному алкоголизмом, в то врем€ как страдает его жена! ” нее есть какие-то вполне самосто€тельные рас≠стройства, с которыми не вполне пон€тно, что делать, и с ко≠торыми никто ничего и не делает! ƒл€ мен€ было в свое вре≠м€ открытием узнать, что существует целое международное сообщество дл€ родственников больных алкоголизмом, и оно каким-то способом помогает именно родственникам.  аким же?

«десь придетс€ загл€нуть в историю, а конкретно - в 1935 год, когда в городе јкрон, штат ќгайо, —Ўј, встрети≠лись два человека, больных алкоголизмом. ќдин из них был бизнесменом, его звали Ѕилл, другой - врачом, его звали Ѕоб. Ќа этой исторической встрече они вы€снили, что алкоголику гораздо легче оставатьс€ трезвым, если помогаешь кому-то

ЌЋѕ: “ехники россыпью

другому бросить пить. »менно такой была база, на которой впоследствии была построена организаци€ под названием Ђјнонимные јлкоголикиї - Alcoholics Anonymous (сокращен≠но, по английскому названию первых букв Ђјјї - Ёй-Ёй). ¬ дальнейшем у Ђјјї постепенно выкристаллизовалась систе≠ма поэтапного перехода к длительной трезвости, получивша€ название Ђ12 Ўаговї. (Ћет семь назад в крупных городах –ос≠сии по€вились отделени€ и группы Ђјјї, по€вилс€ даже -из€щный такой -русско€зычный вариант названи€, производ≠ного от Ёй-Ёй - Ђэй-эй-евцьгї - и эта организаци€ в –оссии развиваетс€. ћне посчастливилось быть в свое врем€ на 2-й ¬сероссийской конференции Ђјјї в ¬олгограде... Ќет, ал≠коголиком € тогда еще не был, это совершенно друга€ исто≠ри€ (смех в зале), но впечатление от конференции осталось очень сильное).

“ак вот, алкоголики собирались вместе, обсуждали свои проблемы и выполн€ли свои 12 Ўагов. »х жены в это врем€ тоже собирались где-то в другой комнате и обсуждали свои проблемы. » эти жены - совершенно исторические, потому что они были женами основателей общества Ђјјї - пришли к выводу, что им 12 Ўагов тоже помогают. ќни приспособи≠ли систему 12 Ўагов к своим проблемам, и получилось сооб≠щество, впоследствии названное Ђјл-јнонї (другое сокра≠щение от тех же слов Alcoholics Anonymous).

¬ дальнейшем подобные сообщества сохрани≠ли и традицию 12 Ўагов, и традицию построени€ названий. “ак, в —Ўј есть сообщество Ђјнонимные Ќаркоманыї и, соответственно, сообщество род≠ственников наркоманов под названием ЂЌарк-јнонї. 12 Ўагами пользуютс€ Ђјнонимные Ўизофреникиї, Ђјнонимные —емьиї (организаци€ дл€ родителей, у ко≠торых есть проблемы с воспитанием детей - обыч≠но подростков), и даже така€ экзотическа€ дл€ нас организаци€, как Sex-n-Lo ve A ddicts A nonymous - Ђј но-ннмные «ависимые ќт —екса » Ћюбвиї. ћен€ заин≠тересовало это название; потом € узнал, что это -сообщество дл€ лиц, совершивших половые преступ≠лени€. ¬ общем, Ђј јї и јл-јнон положили начало сво≠ими 12 Ўагами очень разнообразным организаци€м и сообществам

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

Ќемного о самых общих принципах јл-јнона, до 12 Ўагов... „лены јл-јнона исход€т из двух мощных предпо≠ложений, первое из которых - Ђјлкоголизм - это болезньї, а второе - Ђ—емь€ - это замкнута€ системаї.

 азалось бы, что принципиально нового содержит пер≠вое предположение? ќ том, что алкоголизм - болезнь, мы и так все знаем, у нас на это работал санпросвет в течение дес€≠тилетий, все мы вроде бы к этому пониманию уже пришли... Ќе совсем так. »з предположени€ о том, что Ђалкоголизм есть болезнь, поражающа€ тело, ум и душу человекаї, јл-јнон делает довольно своеобразный вывод. ≈сли алкоголизм - это заболевание, значит, ругать алкоголика за то, что он пьет -все равно, что ругать больного туберкулезом за то, что он каш≠л€ет. Ёто бессмысленно в первую очередь и неконструктивно во вторую.

¬торое предположение, Ђсемь€ - это замкнута€ систе≠маї... ¬ывод јл-јнона, с которым, по идее, соглас€тс€ все семейные терапевты, таков: любое изменение поведени€ од≠ного из членов семьи неизбежно вызывает изменение пове≠дени€ у других членов семьи. “о есть, если вы хотите изме≠нить поведение мужа-алкоголика (человека, на которого вы пока не можете воздействовать), помен€йте свое поведение (на себ€ вы подействовать можете).

≈сли эти две предпосылки прин€ты, можно идти к 12 Ўагам. (я напомню, что текст 12 Ўагов придуман все же алкоголиками, жены только приспособили его к своим про≠блемам, не мен€€ ни слова). Ќо в этой точке € хочу дать еще одно по€снение. јл-јнон - группова€ организаци€, интуи≠тивно использующа€ принципы групповой психотерапии, в которой, что ни говори, одна из основ - анонимность участ≠ников. я же работаю в маленьком городе, и при попытке со≠здать группу јл-јнона столкнулс€ с дефицитом анонимнос≠ти - ну, кака€ анонимность в сибирской деревне, где все друг друга знают? ѕоэтому, кроме адаптации 12-ти Ўагов јл-јно≠на к нашей культуре, € адаптировал этот метод к индивиду≠альной психотерапии, к работе с пациенткой с глазу на глаз... ƒалее € буду на это неоднократно ссылатьс€ и попрошу вас учитывать, что каждый из шагов изначально предназначен дл€ обсуждени€ в группе, а не дл€ директивного терапевтическо≠го вмешательства.

ЌЋѕ: “ехники россыпью

»так, 12 Ўагов... Ўаг первый: Ђћы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потер€ли конт≠роль над собойї.

„то означает это признание дл€ алкоголика? Ёто - при≠знание в том, что он болен, это ликвидаци€ алкогольной ано-зогнозии (как видите, Ђјјї начинают там, где заканчивают наркологи традиционного толка). „то означает ѕервый Ўаг дл€ членов семьи алкоголика? я прочитаю комментарий, ко≠торый дают члены јл-јнона: Ђћожет быть трудно признать, что мы не можем повли€ть на жизнь и действи€ дорогого нам человека, но этот первый шаг существенно необходим, если мы решили покончить со своими проблемами.  ак только мы признаем свою беспомощность, мы перестанем заставл€ть пьющего прекратить пить; мы знаем, что мы не сможем этого добитьс€. ћы перестанем придиратьс€, взывать, жаловатьс€; мы знаем, что это бесполезно. ћы переключим свое внима≠ние на задачи, св€занные с руководством своей собственной жизнью, котора€ стала неуправл€емой из-за бесплодных и разочаровывающих попыток Ђработать на кого-тої. ѕрин€≠тие факта, что мы не в состо€нии повли€ть на другого челове≠ка, дает нам такое облегчение, что зачастую это изменение в нашей жизненной позиции помогает алкоголику пон€ть всю необходимость обратитьс€ за помощьюї.

 ак это выгл€дит в индивидуальной терапии?.. я ду≠маю, что все вы в силу профессии встречались с женами ал≠коголиков и знаете, что это за народ... Ђ¬от сегодн€ он такой, а вчера он был таким, а позавчера - таким...ї ¬се сводитс€ к тому, как говорит ∆ванецкий, что она по тому, как муж ключ в замок вставл€ет, уже знает, кто какую гадость с ним на тро≠их выпил. «накомство пациентки с ѕервым Ўагом € начинаю с того, что, выслушав ее откровени€, спрашиваю: Ђ—кажите, а вы-ro есть?.. я слышу только о проблемах вашего мужа, о заболевании вашего мужа, но вы-то существуете в этом мире или нет? Ќеужели в браке вместе с фамилией вы полностью потер€ли всю свою жизнь? Ќеужели теперь вы - только при≠ложение к мужу?ї

Ёто можно развить в любом направлении, например, так: Ђ¬спомните, что когда-то у вас была друга€ фамили€, вспомните свою школьную фотографию (и здесь можно на≠водить транс на возрастной регрессии), вспомните, какой вы

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

были... Ёто была девушка с какими-то интересами, увлече≠ни€ми, планами; она чего-то хотела, чем - то самосто€тельно занималась... ј теперь?.. Ќеужели вс€ ваша жизнь сведена к решению вопроса, придет ли муж трезвым или пь€ным? Ќо кака€ вам разница, если вы живете самосто€тельно?!ї »ногда смысл ѕервого Ўага приходитс€ объ€сн€ть долго, иногда пациентка схватывает его на лету.

¬торой Ўаг: Ђћы пришли к убеждению, что только —ила, более могущественна€, чем мы, может вернуть нам здра≠вомыслие.ї

„то же это за —ила така€? «десь мы сталкиваемс€ с куль-туральными различи€ми: в —Ўј больша€ часть населени€ религиозна, нас же в –оссии долго воспитывали в духе атеиз≠ма. Ќеважно даже, хорошо это или плохо, важно то, что это приходитс€ учитывать. ѕон€тно, что упом€нута€ —ила дл€ верующей пациентки - √осподь наш »исус ’ристос... и даль≠ше усвоение шагов идет легко, быстро и из€щно.

  счастью, в —Ўј тоже есть атеисты, и есть рекомен≠дации Ђјјї и јл-јнона специально дл€ атеистов и агности≠ков. ѕоскольку јл-јнон - группова€ методика, атеистам ре≠комендуют подумать о силе группы. ¬ индивидуальной тера≠пии € предлагаю пациенткам подумать о том, что если бы така€ —ила была - чем бы она была?..  аково пон€тие пациентки о силе, более могущественной, чем ее?.. “о есть примен€етс€ обычна€ энэлпистска€ техника поиска ресурса, когда его нет... и не предвидитс€... (смех в зале). Ђј у кого-то другого така€ сила есть? Ќу а в принципе она может существовать в приро≠де? √де вы могли бы наблюдать ее?ї - и так далее, и так далее.

“ретий Ўаг: Ђћы прин€ли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Ѕогу, как мы ≈го понимаем.ї

ƒл€ верующих проблем оп€ть нет, а ссылка Ђкак мы ≈го понимаемї предназначена дл€ принадлежащих к разным религи€м - и вновь дл€ атеистов и агностиков. «аметьте, что последовательность Ўагов очень логична: мы признали свое бессилие?.. - признали; мы сгаллюцинировали какую-то —илу, более мощную, чем наша? - сгаллюцинировали. » что нам остаетс€? ƒа препоручить нашу волю и нашу жизнь этой са≠мой —иле, пусть она занимаетс€ нашими проблемами, коль мы бессильны.  лючевой момент “ретьего Ўага-поверить,

ЌЋѕ: “ехники россыпью

что помощь существует. »ррационально поверить, выйти из круга своих забот и получить (в роли жены алкоголика) об≠легчение: Ђ—лава Ѕогу, мне этим больше заниматьс€ не нуж≠но.ї

„етвертый Ўаг, мой любимый: Ђћы глубоко и бес≠страшно оценили себ€ и свою жизнь с нравственной точки зрени€.ї

ћо€ весьма вольна€ интерпретаци€ - все вы знаете, что Ё. Ѕерном описана игра Ђјлкоголикї, и если кому-то из вас приходилось наблюдать семью алкоголика изнутри, в каче≠стве родственника, то вы прекрасно знаете, что ходы в этой игре не мен€ютс€ со временем: сегодн€ они такие же, как п€ть лет назад, и точно такими же они будут через дес€ть лет. »гра идет по своим правилам, и если муж слишком долго трезв -жена спровоцирует ему запой. “аковы правила игры.

ћне действительно нравитс€ этот шаг. ћне нравитс€ разрыв шаблонов, нравитс€ переворачивать мировоззрение пациентки.  онечно, она может уйти после этого...  уда вот только... ¬опрос, адресованный пациентке в индивидуальной терапии, звучит так: Ђѕодумайте, пожалуйста (или напиши≠те), каким способом вы помогаете вашему мужу пь€нство≠вать?  ак именно вы это делаете? (–езонное удивление и воз≠мущение пациентки). ѕриходилось ли вам когда-то скрывать его пь€нство? Ќу, например, он не выходит на работу из-за похмель€, а вы звоните его начальнику и говорите, что муж болен? ѕриходилось ли вам выплачивать долги, которые сде≠лал ваш муж? „то это, если не помощь? ќн ведь взрослый человек, он может и должен сам принимать ответственность за свои поступки. ѕодумайте, чего вы хотите в отношени€х с вашим мужем... —делайте это искренне и бесстрашно... ¬едь жена алкоголика - это образ жизни... ¬ашей жизни...ї

я вижу, что дл€ вас это тоже €вл€етс€ разрывом шабло≠нов... ∆ену алкоголика прин€то жалеть, и суд€ по выраже≠нию лиц, вы в этой ситуации на стороне пациентки... я все-таки буду утверждать, что жена алкоголика получает от его пь€нства свое вознаграждение. ƒавайте рассмотрим ситуацию с позиций оценки окружающих и самооценки. ¬от она-∆ена-јлкоголика- оторый-ѕь€нствует. ќна в одиночку тащит дом на себе, детей, дачу, работу - и со всем справл€етс€.  то она в глазах окружающих? √де-то эталон!  то она в своих глазах?..

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

Ќе совсем р€дова€ баба, надо думать... –ешени€ принимает она, материальные ресурсы распредел€ет она, детьми распо≠р€жаетс€ она - и все единолично. Ќо вот муж бросил пить. „ерез два дн€ он претендует на то, чтобы вз€ть прин€тие ре≠шений на себ€. ’м-м, нашелс€... „ерез неделю (если она вы≠держит это безобразие целую неделю) она сама купит ему спиртное - Ђв награду за хорошее поведениеї - что обычно и происходит в семье. (¬ зале одновременно начинают гово≠рить несколько женщин).

...ƒа согласен € с вами, согласен - есть масса исклю≠чений, и не во всем виноваты жены, и € сужу с позиции муж≠ского шовинизма. » в качестве извинени€ € вам дам один очень эффективный шаблон поведени€: никогда не хвалите мужа; говорите с ним только о том, чего он не сделал, что у него не получаетс€, чего он не умеет - и через какой-то год вы сдела≠ете алкоголиком любого убежденного трезвенника. ј дл€ того, чтобы спровоцировать запой у алкоголика, хватит одного та≠кого сеанса.

’орошо, у вас есть право на собственную интерпрета≠цию „етвертого Ўага - тем более, что там предусмотрена честна€ оценка и хороших качеств пациентки.

ѕ€тый Ўаг: Ђћы признали перед Ѕогом, собой и ка≠ким-либо другим человеком истинную природу наших заб≠лужденийї.

я оп€ть обращаю ваше внимание на логичность Ўа≠гов. ѕ€тый Ўаг напр€мую вытекает из „етвертого. ≈сли мы честно, глубоко и бесстрашно проанализировали свои недо≠статки, то почему бы нам их не признать, не выразить вслух? ƒва раза во внутреннем диалоге (перед Ѕогом и собой), один раз во внешнем - передо мной. ¬от здесь € вас выслушаю, платочек дам слезы вытереть, потому что это уже не игра.

Ўестой Ўаг: Ђћы полностью подготовили себ€ к тому, чтобы Ѕог избавил нас от всех наших недостатковї.

» снова (вместо Ѕога) дл€ атеистов мы вставл€ем наши суждени€ о —иле, о вли€нии и помощи окружающих, о том ресурсе, который мы с трудом нашли на ¬тором Ўаге... » оп€ть можно отметить логичность Ўестого Ўага - если мы уже признали все свои недостатки, что нам остаетс€, кроме как исправить их? «десь есть ключевые слова - Ђполностью

ЌЋѕ: “ехники россыпью

подготовили себ€ї. Ќедостатки, которые €вл€ютс€ частью образа жизни, не так просто осознать...

—едьмой Ўаг: Ђћы смиренно просили его исправить наши изъ€ныї.

 лючевое слово здесь - Ђсмиренної, поэтому осваи≠вать —едьмой Ўаг с верующими пациентками - одно удоволь≠ствие. — атеистами уповаешь на интонационное обозначение ключевого слова и идешь дальше...  омментарий јл-јнона: Ђ—мирение поможет нам увидеть себ€ в истинном свете и от≠крыть ум и сердце дл€ правды.ї

¬осьмой Ўаг: Ђћы составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загла≠дить свою вину перед ними.ї

Ѕольшое значение этого Ўага дл€ Ђјјї пон€тно, но жена алкоголика, скорее всего, задаст вполне резонный воп≠рос: ЂЁто кому же € причинила зло?ї ј вы дадите вполне ре≠зонный ответ: Ђ” вас дети есть? —колько раз вы занимались бесплодным ожиданием пь€ного мужа вместо того, чтобы за≠н€тьс€ детьми?  огда вы в последний раз навещали родите≠лей? ” вас есть подруги, с которыми вы прекратили общатьс€ из-за пь€нства мужа? ¬се эти люди ожидали вашей поддерж≠ки. “еперь можете продолжить список самосто€тельної.  лю≠чевое слово здесь - Ђжелание загладить винуї; с этим можно поработать так, как вам захочетс€.

ƒев€тый Ўаг: Ђћы лично возмещали причиненный этим люд€м ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другомуї.

ѕон€тно, что ¬осьмой и ƒев€тый Ўаги лучше смот≠р€тс€ в контексте лечени€ алкоголика, а не его жены, но это работает и с женами.  ак представитель славной семьи нэл-перов, не могу не сказать о том, что этот шаг - €вно экологи≠ческий (надо исправить вред, не причинив большего). Ўаг хорош дл€ обсуждени€ в группе, говорить можно долго...

ƒес€тый Ўаг: Ђћы продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали этої.

—овершенно логичный проходной шаг, св€занный с „етвертым. ≈сли мы начали самоанализ, то куда деватьс€, надо продолжать...

ќдиннадцатый Ўаг: Ђћы стремились путем молит≠вы и размышлени€ углубить соприкосновение с Ѕогом, как





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2278 - | 1897 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.