Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ЌЋѕ: “ехники россыпью 1 страница




—ергей √орин

ЌЋѕ: “≈’Ќ» » –ќ——џѕ№ё

(»здание шестнадцатое)

Ђ —ѕ+ї

ћосква

 

ЅЅ  58.53.57

√ 69 ”ƒ  60.61

√орин —. ј.

√ 69 ЌЋѕ: “ехники россыпью. - ћ.,:»здательство Ђ —ѕ+ї, 2004. Ч 560 с.

ISBN 5-89692-013-’

—ергей јнатольевич √орин - сертифицированный специалист по эриксонианскому гипнозу и нейролингвистическому програм≠мированию, частнопрактикующий врач-психотерапевт. ∆ивет и работает в г.  анске  расно€рского кра€

ƒанна€ книга написана по материалам учебных семинаров, проведенных автором.

 нига рассчитана на широкий круг читателей.

©√орин —. ј., 1999

© " —ѕ+" - оформление, 2004

© ’оджеванов √. ‘. - иллюстрации на обложке

ISBN 5-89692-013-’

 

—. √орин

ЌЋѕ: “ехники россыпью

 

 

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈

¬ 1993 году на самых многочисленных в –оссии со≠брани€х профессионалов -декадниках по психотерапии и практической психологии - уверенно за€вил о себе и зан€л свое место —ергей √орин, врач из города  анска. ћне при€т≠но представить коллегам его вторую книгу и его самого.

—ергей имеет богатый врачебный опыт. ѕосле того как в 1981 году он с отличием окончил лечебный факультет  рас≠но€рского медицинского института и получил в интернатуре специальность врача-психоневролога, ему довелось работать психиатром, невропатологом, наркологом, психотерапевтом; работать в стационаре, амбулаторной службе, на Ђскорой по≠мощиї, и все это - одновременно...

Ќаверное, последнее слово подходит к —ергею лучше всего - он многое делает как-то одновременно. — 1991 года он - врач-психотерапевт и в то же врем€ - исполнительный директор малого предпри€ти€. ѕараллельно устанавливает и поддерживает контакт с такой загадочной дл€ многих орга≠низацией, как Ђјнонимные јлкоголикиї. “ам не люб€т чу≠жаков, и —ергей, возможно, так и останетс€ единственным врачом (не алкоголиком), которого приглашали на ¬сероссий≠скую конференцию Ђјјї и который работал там в составе президиума.

¬ 1993 году —. √орин, заинтересовавшись работой с детьми, переходит в школу-интернат дл€ детей-сирот; начи≠нает в качестве школьного психолога. ¬месте с этим —ергей пишет свою первую книгу Ђј вы пробовали гипноз?ї - став≠шую бестселлером и побившую все рекорды продаж на книж≠ном рынке  расно€рска. » (оп€ть - одновременно) —ергей ведет авторские, ни на что не похожие семинары -дл€ ”прав≠лени€ внутренних дел, дл€ педагогов, банковских служащих,

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

коммерсантов; преподает психологию в вечернем техникуме... Ёто - единственный известный мне человек, качественно ра≠ботавший в п€ти местах одновременно!

¬ 1994 году на наших декадниках по€вились первые участники, приезжающие специально на семинары —. √ори≠на. ≈го интересно слушать: эрудированный человек, который не подавл€ет собственной самодостаточностью, а приближа≠ет к своему уровню, обуча€ с юмором, легко. ƒобавлю еще и то, что —ергей €вл€етс€ автором 16 печатных работ (по диаг≠ностике и лечению алкоголизма и наркомании, антинаркоти≠ческой пропаганде, ораторскому искусству), две из которых были опубликованы на английском €зыке.  роме того он уча≠ствовал в нескольких международных семинарах и конферен≠ци€х.

ћне хочетс€ пожелать —ергею успехов! ¬ каком же ка≠честве ему больше нужны успехи? ћне он известен как врач, преподаватель, писатель, рекламист, бизнесмен, политичес≠кий консультант... —ергей малопредсказуем, и € не удивлюсь, если узнаю его в роли политика или св€щенника.

» последнее. я могу согласитьс€ далеко не со всеми положени€ми той книги, которую вы держите в руках - там есть весьма спорные утверждени€. », наверное, единствен≠ное, с чем € согласен однозначно - —ергей дарит своим чита≠тел€м и слушател€м семинаров технологии, которые рабо≠тают...

¬. ¬. ћј ј–ќ¬, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии, наркологии, возрастной и медицинской психологии  расно€рского медицинского института.

ЌЋѕ: “ехники россыпью

 осте и »ре, всем реб€там, которые организовали —моленский некоммерчес≠кий семинар по психотерапии и практи≠ческой психологии; и всем, кто работал в группах вместе со мной, счита€, что чему-то учитс€ у мен€.

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈,

которое можно прочесть до

приобретени€ книги,

после приобретени€ книги, а

можно вообще не читать

—о времен работы над талантливой компил€цией (это мнение читателей) под названием Ђј вы пробовали гипноз?ї € мучаюсь тем, что написал книгу, которую приходитс€ чи≠тать последовательно, от начала к концу. ƒело в том, что сам € так читать не люблю, мне больше нравитс€ чтение Ђвразб≠росї. ¬ Ђ“ехники россыпьюї вошли фрагменты разных се≠минаров, сгруппированные так, что эту книгу органически невозможно читать линейно. «ато ее можно читать с любого места - при условии, правда, что вы знакомы с терминами и пон€ти€ми ЌЋѕ и эриксонианского гипноза (если это не так, € буду периодически отсьшать вас к своей первой книге, кото≠ра€ в тексте будет называтьс€ сокращенно - Ђј¬ѕ√ї).

ѕримечание дл€ психотерапевтов. ¬ тексте встре≠чаетс€ профессиональный жаргон, пон€тный многим, но не всем. я по€сню два самых ходовых пон€ти€. Ђѕродвинутый

—.√орин. ЌЋѕ техники россыпью

специалистї (калька с английского Ђadvancedї) - специалист, имеющий собственный опыт работы в изучаемом на семина≠ре направлении психотерапии. ЂЌэлперї или Ђэнэлпистї -специалист, предпочитающий работать в техниках нейро-лин-гвистического программировани€.

—еминары, давшие основу книге, проводились с пози≠ций афоризма, который принадлежит не мне, но € с ним пол≠ностью согласен: Ђѕсихотерапевт- это человек, который ре≠шает свои проблемы вместе с проблемами пациента, за счет пациента и вместо проблем пациентаї. ¬ книге сказано о том, как можно делать это еще и легко, быстро, и к удоволь≠ствию пациента.

ћногое в книге €вл€етс€ отражением моего увлече≠ни€ - помещать психотерапевтические навыки в непсихоте≠рапевтический контекст.

ѕримечание дл€ пациентов. ≈сть мнение, что € пишу эту книгу исключительно в назидание потомкам -чтобы по≠смотрели и ужаснулись, узнав, что в –оссии дев€ностых го≠дов жили и такие люди...

ѕримечание дл€ тех, кто работал в группах вместе со мной. ≈сли в каком-то из персонажей книги вы узнаете себ€ или мен€, то учтите, что все совпадени€ случайны, и € вас только что об этом предупредил. » автор, и участники групп -литературные герои, ничего общего с реальной жиз≠нью не имеющие.

’очу особо подчеркнуть, что идеи многих техник и приемов, описанных в этой книге, принадлежат ¬алерию Ќиколаевичу ’мелевскому -человеку, у которого € училс€ русско€зычной модели ЌЋѕ и у которого еще можно и нужно (как говорил некогда попул€рный, а ныне все реже и реже цитируемый ¬. ». ”ль€нов-Ћенин) учитьс€, учитьс€ и учитьс€...

 нига написана по материалам семинаров, проведен≠ных в  анске, —моленске,  расно€рске,  азани, ќдессе, „е≠л€бинске в 1993-1995гг. я благодарен тем люд€м, общение с которыми было полезным мне в профессиональном плане, помогло в отборе материала дл€ книги, и было значительным событием в моей жизни.

ЌЋѕ: “ехники россыпью

—пасибо вам,

—ергей Ћевицкий, ¬алерий и Ћюбовь ’мелев-ские ( расно€рск, –осси€), ћаргарита ’афизова, —ветлана “роицка€, Ќаталь€ „умакова ( азань, –осси€),  онстантин  оваленок, »рина Ћычак (—моленск, –осси€), »рина „ерепанова (ѕермь, –осси€), —ергей Ѕыков („ел€бинск, –осси€), ѕа≠вел и Ќаталь€ Ѕеленко, ёрий „екчурин (Ќовоси≠бирск, –осси€), “аиси€ “адыка, Ќаталь€  адыше-ва, јлла ѕовереннова (ќдесса, ”краина).

I

„ј—“џ.

ќ“—Ћќ∆Ќќ√ќ  ѕ–ќ—“ќћ”

√лава 1. ѕ–»“¬ќ–я≈ћ—я

»— –≈ЌЌ»ћ» (ѕ–»ћ≈„јЌ»я  

ѕќƒ—“–ќ… ≈)

ѕодстройка - специфическое согласование гипноти≠зером своего поведени€ с поведением потенциального гип-нотика дл€ создани€ особого состо€ни€ подсознательного довери€ при общении -раппорта

¬едение - возможность мен€ть поведение гипнотика посредством изменений своего поведени€, которую получает гипнотизер после качественной подстройки.

Ќачальные навыки

(стенограмма семинара)

—. √орин:...— позиций теории сверхбодрствовани€ гип≠ноз - не об€зательно сон, даже вообще не сон, а только раз≠личное состо€ние всей коры головного мозга и одного участ≠ка коры. ¬с€ кора бодрствует, а один ее участок сверхбодр-ствует - в терминах классического гипноза мы назвали бы такой участок очагом/раппорта, того самого специфическо≠го общени€ гипнотизера с гипнотиком, когда критического осмыслени€ внушений не происходит либо критика к

ЌЋѕ: “ехники россыпью

высказывани€м гипнотизера значительно ослаблена. (ѕодроб≠нее о теории сверх - бодрствовани€ см. Ђј¬ѕ√ї, глава 1).

—уществует р€д приемов, которые позвол€ют быстро создать этот очаг раппорта или очаг сверхбодрствовани€. ¬ эриксонианском гипнозе и ЌЋѕ такие приемы объедин€ютс€ названием Ђподстройкаї и Ђприсоединениеї (а также Ђна≠стройка, отзеркаливание, отражениеї - в основном, термины визуального рада). ¬ англо€зычной литературе по невербаль≠ной коммуникации почему-то прин€то аудиальное название подстройки-Ђэхої: эхо-поза, эхо-жест. ≈ще одно аудиальное название подстройки € услышал от ¬. Ѕ. „ерных - Ђсогласие телї. ƒл€ того, чтобы создать очаг раппорта в коре головного мозга, чтобы создать согласие умов, мы соглашаемс€ сначала своим телом с телом (в смысле - с поведением) нашего парт≠нера по общению - пациента, клиента, ученика. ћы с вами изучим по отдельности компоненты такого согласи€, начав с основного навыка - подстройки к позе. ¬аша задача в упраж≠нении - прин€ть в точности такую же позу, которую прин€л ваш партнер.

(√руппа выполн€ет упражнение на подстройку к позе -см. Ђј¬ѕ√ї, глава 1, упражнение 1).

—. √орин: ћне интересно, что у вас получилось лучше, какие были сложности или уникальные достижени€...

»горь: ” мен€ были трудности.

—. √орин: ¬ какой роли?

»горь:  огда € отражал позу партнера, € испытывал очень сильный дискомфорт.

—. √орин: ѕоскольку это не первое наблюдение такого рода, € сразу скажу, что в подстройке (равно как и в упражне≠ни€х на подстройку) вашей целью не €вл€етс€ почувствовать комфорт. ¬аша цель - полностью отразить невербальное по≠ведение партнера. ≈ще какие наблюдени€?

јнна (педагог):  огда к моей позе стали подстраивать≠с€, € спокойно сидела, и вдруг растеклась...

—. √орин: ¬ каком смысле? (—мех в зале).

јнна: ” мен€ было ощущение, что все во мне абсо≠лютно расслабилось... ћне как-то пон€тней стал человек, бывший моим партнером в упражнении. ј вот когда € отра≠жала его позу, была кака€-то внутренн€€ агресси€ против него.

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

—. √орин: „еловек стал пон€тней, прекрасно... ≈ще какие наблюдени€?

ќтвет из зала: Ћучше относишьс€ к человеку, который повтор€ет твою позу.

—. √орин: ¬ основном, да. ≈сть пара контекстуальных примечаний... Ќу, например, не рекомендуетс€ отражать позу своего начальника, если он сидит вот так (откинулс€ на спин≠ку кресла, выт€нув ноги и сцепив руки за головой). ѕо јлану ѕизу эта поза называетс€ Ђ“-образнойї и интерпретируетс€ так: Ђя благополучен, € достиг вершинї. ≈сли вы пришли к начальнику с просьбой и прин€ли такую же позу, это будет невербальным вызовом. » еще: обычно мужчины довольно сильно раздвигают ноги в положении сид€, и женщинам вов≠се не об€зательно делать так дл€ отражени€ позы собеседни≠ка. Ёто тоже будет невербальным вызовом в силу культураль-ных особенностей.

„то делать, когда вы по контексту общени€ не можете максимально точно отразить позу партнера? ќтражайте ее частично. ¬ы можете отразить положение только верхней половины тела или только нижней; вы можете обратить осо≠бое внимание на отражение перекреста рук или ног партнера. ћожно только наметить отражение позы, сделав, к примеру, неполный перекрест своих конечностей, если ваш партнер сидит в полностью закрытой позе. ’от€ в идеале, конечно, лучше добиватьс€ абсолютно зеркальной подстройки, совер≠шенно точной - по крайней мере, в большинстве терапевти≠ческих ситуаций.

ќдин забавный момент, св€занный с подстройкой: по≠чему-то в группах после упражнений на подстройку возника≠ют новые сексуальные и даже семейные пары (смех в зале). Ќет, € не говорю, что это плохо, просто это не €вл€етс€ целью упражнений.

Ќекоторые предварительные выводы. ѕервый: если человек пришел к вам ругатьс€, а вы этого не хотите, начните потихоньку, постепенно подстраиватьс€ к его позе. ¬торой: ваши аргументы в споре собеседник начнет воспринимать только тогда, когда вы подстроитесь к нему. ≈ще один вывод, следствие от противного: если вам в неизвестном коллективе надо вычислить симпатии и антипатии (вплоть до вычисле≠ни€ любовной св€зи среди коллег), посмотрите, кто к кому

ЌЋѕ: “ехники россыпью

подстраиваетс€ во врем€ беседы - спонтанно и регул€рно. ¬о влюбленных парах обычно женщина подстраиваетс€ к муж≠чине.

≈ще один момент, который вы уже заметили: к челове≠ку, который к тебе подстраиваетс€, начинаешь испытывать определенную симпатию... ¬ психотерапии неоднократно ставились эксперименты вот такого плана: несколько групп больных с одной нозологией получают лечение разными ме≠тодами, сравниваетс€ эффективность методов. я читал резуль≠таты одного такого исследовани€: группу невротиков с фоби≠€ми пауков и змей разделили на три подгруппы, одну из кото≠рых лечили психоанализом, другую - лекарствами, третью -не лечили никак. „ерез год улучшение самочувстви€ пациен≠тов во всех трех группах оказалось одинаковым. »сследова≠тель не делал из этого никаких выводов, просто предоставил информацию.

¬ других исследовани€х выводы делались: в психоте≠рапии (независимо от конкретного подхода) однозначно ра≠ботает вещь, называема€ эмпатией (сочувствием, вчувствова-нием). » разница в методах психотерапии, которые работают и которые не работают, сводитс€ только к разнице в степени эмпатичности врача.

Ќо!.. ¬рач становитс€ предельно эмпатичным (не толь≠ко врач, это относитс€ ко всем, кто работает с людьми), очень попул€рным - и посто€нно приходит домой с чувством выжа≠того лимона. –абота€ в психиатрии, вы через год начинаете понимать, что надбавку за вредность просто так не плат€т, а через п€ть лет это начинают понимать окружающие. ¬се это - тоже следствие эмпатии: чем легче общатьс€ с больны≠ми, тем труднее общатьс€ со здоровыми...

ƒоктор ¬. ’мелевский на семинарах неоднократно предупреждает о том, что когда вы работаете с подстройкой (даже если вы делаете упражнение на подстройку), делайте это очень осторожно, потому что вы можете так подстроить≠с€ к субдепрессии, что придетс€ принимать антидепрессан≠ты. ” мен€ на этот счет мнение несколько иное: и упражне≠ни€ на подстройку, и сама подстройка предназначены не дл€ того, чтобы создавать максимальную эмпатию, а дл€ того, чтобы создать иллюзию максимальной эмпатии. ѕоэтому в дальнейших наших упражнени€х и в дальнейшей работе,

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

подстраива€сь ко всем аспектам невербального поведени€ ва≠шего партнера, дайте себе возможность думать в это врем€ о чем угодно еще. ¬споминайте своих подружек и их милые особенности, например. „его вы этим достигаете? ќтсутстви€ чувства выжатого лимона.

ƒл€ психотерапевта провести п€ть сеансов классичес≠кого гипноза в день - все равно, что дл€ хирурга провести п€ть операций. Ќо если вы подстраиваетесь к пациенту, ду≠ма€ о чем-то своем, вы можете двадцать сеансов в день про≠водить, и у вас еще останутс€ силы дл€ общени€ с семьей. »менно дл€ общени€, а не дл€ молчани€.

—делайте эти навыки автоматическими, осознава€, что вам совершенно не нужно входить во внутренний мир паци≠ента, потому что вы этого все равно не достигнете. ¬ы може≠те достичь галлюцинаций на эту тему, чего-то вроде: Ђя по≠чувствовал его напр€жение или его покойї - и это может быть удачной догадкой о внутреннем переживании пациента, а может и не быть, такие вещи называютс€ галлюцинацией -воспри€тием того, чего нет на самом деле.

ѕодстройка к дыханию и движени€м

—. √орин: я предлагаю вам сделать два упражнени€ на подстройку к дыханию. ¬ первом случае вы занимаетесь пр€≠мой подстройкой, то есть дышите с той же частотой и глуби≠ной, с какой дышит ваш партнер. ¬о втором случае вы согла≠суете с дыханием партнера темп и ритм своей речи - говори≠те только на выходе партнера.

Ќесколько примечаний. ¬не контекста транса, вне упо≠минани€ о том, что вам все это пригодитс€ дл€ наведени€ гип≠нотического состо€ни€, то, что вы делаете, может быть назва≠но созданием подсознательного довери€ к вам со стороны вашего партнера (термин приписывают мне). ¬ ходе общени€ иногда бывает нужно провести Ђразговор по душамї, и это бывает нужно с пациентом, клиентом, учащимс€, начальни≠ком или подчиненным... ѕримените навыки подстройки. Ќе≠зависимо от того, понимаете ли вы, о чем говорит собесед≠ник, или не понимаете - ваш партнер воспринимает вас как человека понимающего. ƒа, есть и другие способы непр€мого

ЌЋѕ: “ехники россыпью

присоединени€ к дыханию: прикосновение к партнеру, погла≠живание в такт его дыхани€. Ёто хороша€ находка дл€ масса≠жистов.

¬от еще несколько приемов создани€ подсознательно≠го довери€, которые не имеют пр€мого отношени€ к гипнозу, но в практике хороши. ƒва самых простых приема - невер≠бальные шаблоны создани€ иллюзии искренности и внима≠тельного слушани€. ќдин из этих шаблонов вам сегодн€ про≠демонстрировали все ведущие групп на презентации: жест открытых ладоней, выполненный фрагментарно. ѕолный жест выгл€дит так (разводит руки в стороны, повернув ладони к аудитории), но он слишком откровенен и в российской куль≠туре не вполне однозначен, поэтому лучше его делать не€вно, примерно так (делает правой кистью кругообразные движе≠ни€ от себ€ на уровне груди, периодически поворачива€ кисть ладонной поверхностью к аудитории), как это и делалось на презентации. ¬ключите этот жест в свой репертуар, он хоро≠шо помогает в работе с большой аудиторией.

¬торой шаблон - иллюзи€ внимательного слушани€. ќн состоит в следующем: вы наклон€ете голову чуть вправо и периодически киваете, когда партнер говорит... » можете спокойно заполн€ть историю болезни, лишь изредка гл€д€ на собеседника - он все равно будет считать, что вы его слушае≠те. я знаком с одной женщиной, врачом-педиатром, котора€ пользуетс€ большой попул€рностью у родителей больных детей, причем, что самое странное, у мамаш. я заинтересо≠валс€ тем, как она этого достигает, и пон€л, что она спонтан≠но использует именно этот шаблон. ѕо-видимому, у нее то≠нус мышц шеи справа выше, голова все врем€ чуть наклоне≠на вправо, и при этом она кивает, когда слышит чужую речь -мамаши в ней души не чают независимо от содержани€ ее рекомендаций. я как-то попыталс€ вы€снить, почему коллега всем дет€м рекомендует сок алоэ с медом (при каждом забо≠левании), вразумительного ответа не получил, но мое поло≠жительное отношение к ней, как к врачу, не изменилось (смех в зале).

Ќесколько идей о подстройке к особым состо€ни€м -имеютс€ в виду в первую очередь смех и плач.  огда вы под≠страиваетесь к этим состо€ни€м, подстройка их закрепл€ет -то есть, если вы подстроились к плачу, то ваша пациентка

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

будет плакать ровно столько, сколько вам того захочетс€.  ог≠да вам надоест ее плач, вы можете резко прекратить подстрой≠ку, и это вызовет резкое прекращение плача.

ƒл€ подстройки к особым состо€ни€м лучше всего выбрать дыхание. ясно, что смех и плач делают дыхание очень не ритмичным, поэтому сделать точную подстройку к дыха≠нию трудно - достаточно подстроитьс€ к вдоху или выдоху. ѕо моим наблюдени€м, при плаче лучше подстроитьс€ к вдо≠ху - он очень характерный, порывистый (двойной или трой≠ной вместо сплошного вдоха в покое). » дл€ подстройки до≠вольно того, что вы сделаете Ђшвыркающиеї движени€ но≠сом - по два на каждый вдох. „еловек заканчивает плакать, но в подход€щий момент вы делаете носом Ђшвырк-швыркї - и он продолжает... ≈сли вы это делаете с детьми, то они быст≠ро понимают, что вы их дразните, но все равно ничего не мо≠гут поделать - плачут после ваших провокаций. Ќу, а взрос≠лые вообще ничего не понимают (смех в зале).

—мех тоже сопровождаетс€ своеобразным ритмом ды≠хани€, и дл€ подстройки надо выбрать какую-то ключевую точку -лучше использовать окончание выдоха.  огда выдох у партнера заканчиваетс€, вы делаете утрированно резкий, неравномерный и продолжительный выдох - и партнер про≠должает сме€тьс€; и оп€ть столько, сколько вам надо.

’орошо. Ќапомню, что обща€ цель непр€мой подстрой≠ки к дыханию - вызвать у партнера иллюзорное воспри€тие вашей речи, как его собственной внутренней речи. „еловек настолько привыкает говорить на выдохе, что когда вы гово≠рите на его выдохе, он может перепутать ваши мысли со сво≠ими. Ёто значимо и в психотерапии, и в педагогике - при ин≠дивидуальных зан€ти€х с отстающими учениками. Ќе только это, конечно, но и это тоже.

ѕодстройка к внутренним ритмам

—. √орин: ћы усвоили некоторые простые шаблоны, и возможно, во врем€ перерыва у вас по€вились какие-то еще наблюдени€, замечани€, дополнени€ и достижени€...

Ќе по€вились. я хотел бы обратить ваше внимание на то, что каждое ваше достижение или трудность €вл€ютс€ уни≠кальными и могут помочь в чем-то всей группе.

ЌЋѕ: “ехники россыпью

Ўаблоны подстройки к дыханию и движени€м пред≠назначены дл€ индивидуальной работы на обычной дистан≠ции делового общени€ - рассто€нии выт€нутой руки или что-то около того. ћне забавно бывает слышать, как некоторые коллеги (хот€ чаще этим грешат экстрасенсы) начинают рас≠сказывать, как они присоедин€лись к дыханию пациента на рассто€нии 5-10 метров, а после этого вели и погружали партнера в транс невербально. я, честно говор€, не очень в это верю, потому что подстройка к дыханию и движени€м -шаблоны Ђближнего действи€ї. Ќо есть шаблоны, которые на самом деле позвол€ют осуществл€ть подстройку и ведение на большом рассто€нии.

ќдним из таких шаблонов €вл€етс€ подстройка к внут≠ренним ритмам. Ёто упражнение € вз€л у ¬. ћакдональда, немного упростив.

”пражнение 1. ¬ыполн€етс€ в группах по трое. ѕарт≠нер ј идентифицирует некоторый свой внутренний ритм... ¬ам случалось когда-нибудь слышать внутри себ€ музыку, от которой невозможно отв€затьс€? –итм музыкального произ≠ведени€ на тот момент соответствовал какому-то из ваших внутренних ритмов, достаточно важных дл€ вас. “ак вот, в роли партнера ј выберите подобный ритм из насто€щего, прошлого или будущего и дайте открытое выражение этого ритма. ћолча, без слов, движени€ми головы, движени€ми ноги, движени€ми рук... ѕросто сидите и выражайте свой внутренний ритм.

ѕартнер Ѕ сидит лицом к партнеру ј. ≈го задача - уло≠вить этот ритм, подстроитьс€ к нему и запомнить его. ћоже≠те отстукивать такт рукой или ногой (у правшей лучше полу≠чаетс€ делать это правыми конечност€ми, у левшей - левы≠ми). ѕартнер ¬ €вл€етс€ режиссером и дает во врем€ подстройки сигналы партнеру Ѕ - ускоритьс€ или замед≠литьс€.

ѕосле того как партнер Ѕ считает, что он полностью подстроилс€ к этому ритму и готов его воспроизвести, парт≠нер ј прекращает открытое выражение ритма, и партнер Ѕ рассказывает партнеру ј какую-либо историю, согласу€ свою речь с этим ритмом. Ёто будет похоже на джазовую импрови≠зацию голосом, наверное... ѕартнер ¬ по-прежнему помога≠ет партнеру Ѕ, дава€ сигналы Ђускоритьс€-замедлитьс€ї. ѕусть

—. √орин. ЌЋѕ: техники россыпью

каждый из вас побудет по одному разу в каждой роли. ѕри≠ступайте.

ќбсуждение.

—. √орин: я хотел бы услышать ваши самоотчеты при≠мерно на такую тему: ваши ощущени€, когда ваш внутренний ритм кто-то четко уловил.

ќтвет из зала: ” мен€ было такое ощущение, будто мен€ держат.

—. √орин: ѕрекрасное наблюдение, еще? ¬ообще-то подстройка к дыханию, движени€м - это тоже подстройка к ритму. ¬се это достаточно ритмично, но в этом упражнении мы получаем более из€щное выражение ритма. “рудность здесь в том, что вы подстраиваетесь по одному входу, а ре≠зультат выдаете по другому. ѕодстраиваетесь вы кинестети≠чески, а выход должен быть аудиальным, через речь.

–еплика из зала: Ёто действительно трудно.

—. √орин: —овершенно верно, но от учеников в школе этого требуют посто€нно. ¬ход визуальный: Ђѕосмотри на графикї, а выход аудиальный: Ђќтветь мне на вопросї. ƒе≠т€м приходитс€ этим овладевать, так что вы это уже умеете делать со школьных времен.

≈ще какие были наблюдени€?

»горь:  огда партнер начал говорить, это было как метафора моего внутреннего состо€ни€.

—. √орин: ћожно € предложу свою интерпретацию?  огда вы попадаете в такт чужого ритма, то все, что вы гово≠рите, абсолютно все независимо от содержани€ восприни≠маетс€ партнером как метафора текущего состо€ни€. ћожно читать учебник психологии, газетную передовицу, эротичес≠кий триллер - и это будет восприниматьс€ так же, лишь бы вы попали в ритм.

”пражнение 1ј. ѕартнер ј идентифицирует и по оче≠реди открыто выражает два ритма: один - соответствующий состо€нию активного бодрствовани€, другой - соответствую≠щий состо€нию поко€. ƒайте врем€ партнеру Ѕ дл€ подстрой≠ки к каждому из ритмов. ѕартнер ¬ по-прежнему выступает в роли режиссера, помога€ партнеру Ѕ хорошо подстроитьс€ к двум ритмам партнера ј.

ЌЋѕ: “ехники россыпью

Ќа втором этапе, когда подстройка достигнута (по край≠ней мере, партнеры Ѕ и ¬ так считают), партнер ј поворачи≠ваетс€ спиной, партнер Ѕ отходит на рассто€ние около 5 мет≠ров, и хлопками в ладоши или собственной речью воспроиз≠водит оба этих ритма по очереди. ¬оспроизводить ритмы надо достаточно громко, поскольку когда все начнут делать это упражнение, у нас будет довольно сильный шумовой фон.

“ема дл€ обсуждени€: вли€ет ли такое воспроизведе≠ние ритмов (на фоне шумовых помех, на большом рассто€≠нии) на ощущени€ партнера ј?  аждый из вас вновь по 4-5 минут должен побывать в каждой роли. «адание пон€тно? ѕриступайте.

ќбсуждение.

—амоотчеты участников: ѕо-прежнему есть ощущение, что теб€ держат. ¬оспроизведение ритмов действительно вы≠зывает соответствующие этим ритмам состо€ни€. ћы не по≠пали в ритм... и удовлетворение не наступило (смех в зале).

—. √орин: я специально просил вас установить боль≠шое рассто€ние, чтобы вы увидели, что и на этом рассто€нии возникает какой-то резонанс. ¬озможно, это была иллюстра≠ци€ к теме: как самка пингвина узнает своего птенца среди тыс€чи таких же? ѕо-видимому, она каким-то способом все врем€ настроена на его внутренний ритм.  ак радиоприем≠ник узнает станцию Ђ≈вропа-плюсї? ќн на нее настроен. » така€ настройка остаетс€, к ней можно прибегнуть в другое врем€, позже.

¬ этой точке мы может выйти на некоторые более об≠щие закономерности и более частные техники. Ќапример, така€ закономерность: если определенной проблеме соответ≠ствует определенный внутренний ритм, то нав€зав другой ритм, вы уберете эту проблему. “о же самое в виде техники описано тем же ¬. ћакдональдом - предложите пациенту, дума€ о проблеме, идентифицировать музыкальное произве≠дение, которое у пациента ассоциируетс€ с этой проблемой. ѕусть он думает о проблеме и слышит при этом определен≠ную музыку. ѕотом пусть пациент услышит любое другое музыкальное произведение и попытаетс€ продолжать ду≠мать о проблеме. ѕолучитс€ ли это у него? ¬. ћакдональд называет эту технику Ђ–азрушительные музыкальные €кор€ї,

—.√орин. ЌЋѕ: техники россыпью

мне же она кажетс€ очень близкой к шаблону взмаха в ауди-альной системе. Ћадно, это более сложные вещи, вернемс€ к простым.

ѕодстройка к интонации

—. √орин: —колько бы рекомендаций нам ни давали кни≠ги по ЌЋѕ, мы обращаем внимание в первую очередь на со≠держание речи. ƒл€ того, чтобы научитьс€ обращать внима≠ние на ее форму, нам потребуетс€ дополнительна€ трениров≠ка, и начнем мы ее вот с чего... Ёто упражнение ¬. ’мелевского - нужно рассказать хорошо известное детское стихотворение, при этом все участники группы будут следить за той информацией, которую рассказчик предоставл€ет нам своей интонацией. ћы возьмем бессмертное произведение ј. Ѕарто:

Ќаша “ан€ громко плачет, ”ронила в речку м€чик. “ише, “анечка, не плачь, Ќе утонет в речке м€ч.

я попрошу, чтобы стихотворение сначала рассказала женщина, потом мужчина. Ќачинаем.

(∆енщина и мужчина по очереди рассказывают сти≠хотворение).

“еперь давайте сравним два интонационных подхода. —одержание было одно и то же, но интонационна€ информа≠ци€ - отношение рассказчика к событию - отличалась.  аким был мужской подход к проблеме?

ќтвет из зала: ќптимистичный, утешающий.

—. √орин: ”тешающий - ничего страшного, это у всех бывает, все когда-то через это проход€т (смех в зале)... ј жен≠ский подход?

ќтвет из зала: Ёто была почти трагеди€.

—. √орин: ƒа, интонаци€ была трагичной. ¬ообще-то это стихотворение - о потере, и здесь была иллюстраци€ муж≠ского и женского отношени€ к потере, переживаемой малень≠кой девочкой, причем это отношение практически всегда вы≠ражаетс€ именно так. ћужское отношение: ЂЌу, ничего страш≠ного нетї. » женское: Ђ¬се так, но м€ч в реке - когда его

ЌЋѕ: “ехники россыпью

достанут, да и достанут ли?..ї ћногие женщины это стихот≠ворение уже в детстве терпеть не могут, об€зательно добавл€≠ют сердито: Ђћ€ч вообще не тонет!ї

ѕопрактикуйтесь еще в интерпретации интонационных подходов.

(”частники группы по очереди рассказывают стихот≠ворение, анализиру€ интонацию).

—. √орин: Ќу, не будьте столь суровыми к мужчинам, здесь был один очень интересный вариант, € такого давно не слышал... Ѕыл ответ насто€щего мужчины: Ђѕотер€ состо€≠лась, но если что - € тебе помогуї (смех в зале).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2152 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.