Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древний Китай




КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

к учебному курсу «Философия»

Для подготовки к зачетам и экзаменам

Студентов всех специальностей

Курган 2006

 

 

Кафедра философии

 

Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей

 

Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).

 

 

Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой философии

 

 

Утверждены на заседании кафедры 03.05.06 г.

 

I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА

Древняя Индия

Веды – канонический текст древнеиндийской культуры.

Даршаны – религиозно-философские учения древней Индии.

По отношению к признанию авторитета Вед древнеиндийские даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед (ортодоксальные даршаны), настика – не признающих (неортодоксальные даршаны).

К астике относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к настике: локаята (чарвака), адживика, джайнизм, буддизм. Монистические учения: локаята (чарвака) – материалистическое; веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика, адживика – объективно-идеалисти-ческие. Санкхья – дуалистическое.

Важнейшие понятия:

- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание), душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним (идея тождества атмана и брахмана);

- брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;

- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;

- сансара – идея перерождения личности или души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек и т.д.) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;

- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений (сансары), достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;

- нирвана –состояние отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира;

- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель;

- майя – иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная.

Древний Китай

Важнейшие философские школы - даосизм (основоположник – Лао-Цзы), конфуцианство (основоположник – Кун-цзы или Конфуций).

Важнейшие понятия:

- дао –в даосизме:вечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной, генетическое и субстанциальное начало и основа всего сущего; в конфуцианстве: дао лишено космологической окраски, имеет смысл морального закона, этического принципа, долга, пути поведения человека и зависит от его образованности;

- дэ – проявление дао в конкретных вещах, раскрывающее их сущность;

- ян и инь –понятия, характеризующие противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т.д. Эти противоположности находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;

- тайцзи – «великий предел», «великое начало», «великое единство», изначальный хаос, небытие, из которого рождается бытие, порождает инь и ян;

- ци (чи) – энергия, жизненная сила мироздания и человека;

- да тун – в даосизме: принцип «всеобщей гармонии» природы, а человек – ее часть;

- у вэй – в даосизме: принцип «осознанного недеяния» человека по отношению к естественному ходу процессов в природе;

- жэнь – у Конфуция: понятие, означающее гуманность, добродетель человека; жэнь образуют: 1) любовь к людям; 2) правильное отношение к обществу (следование традиции, почитание старших); 3) любовь к природе; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;

- ли – понятие философии Конфуция, означающее «закон, этикет, руководящий принцип», призванный устанавливать гармоничное отношение между людьми, тесно связан с жэнь;

- золотое правило морали – этический принцип Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 553 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.