Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. 6. Западная неклассическая философия XIX века




1. Позитивизм (от фр.положительный) – направление философии, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат научного (не философского) познания.

Этапы: первый (начальный позитивизм) – 30-е годы XIX в. Представители: О.Конт (1798-1857) – создатель социологии, основатель позитивизма. Основные идеи: наука познает не сущности, а явления; позитивная научная дисциплина является эмпирической; познавательному способу мышления присущи конструктивность, методологичность, организованность; каждая наука должна для себя стать философией; задача философии - не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Г.Спенсер (1820-1903) – английский философ. Основные идеи: 1) во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая сила; 2) эволюция есть непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движения; 3) общество как система стремится к равновесию.

«Второй» позитивизм (эмпириокритицизм, конец XIX в.-нач.ХХ в.). Основные представители: Э.Мах (1838-1916) – австрийский историк, философ, физик, представитель субъективного идеализма. Основные идеи: 1) ощущение как единственная реальность; 2) принцип «экономии мышления»; 3) биологическая интерпретация интеллекта; 4) учение о двух рядах опыта: физиологическом и психическом. Р.Авенариус (1843-1896) – швейцарский философ. Основные идеи: эмпириокритицизм как «надпартийная» философская позиция; учение о принципиальной координации. В.Оствальд (1853-1932) – немецкий физик и философ. Основные идеи: материя как комплекс энергий; «энергетическое мировоззрение» как одно из проявлений кризиса физики.

2. Философия жизни – направление в западноевропейской философской мысли последней трети XIX в., главной идеей которого было преодоление рационализма, противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью (воля, интуиция).

В.Дильтей (1833-1911) – немецкий философ. Основные идеи: 1) жизнь как способ бытия человека и культурно-исторической реальности; 2) категории жизни: значение, структура, ценность, целое и его элементы, развитие, взаимосвязь и др.; 3) жизнь как «поток переживаний»; 4) формы постижения жизни: поэзия, интуиция.

А.Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Основные идеи: иррациональное первоначало мира – воля к жизни; мир представляет иерархические объективации воли, высшая из которых - человек.

Ф.Ницше (1844-1900) – немецкий философ. Основные идеи: 1) «воля к власти» (как биокосмический принцип) и «переоценка ценностей»; 2) главный признак жизни – становление; 3) формула: «Бог умер» - разочарование в основных культурных ценностях, особенно в религии; 4) учение о «Сверхчеловеке»; 5) два вида морали: для избранных и для «толпы»; 6) искусство: дионисийское и аполлоновское начало.

А.Бергсон (1859-1941) – французский философ, представитель интуитивизма. Основные идеи: 1) подлинная первоначальная реальность – жизнь; 2) жизнь – космический процесс, «жизненный порыв», поток творческой эволюции органического мира; 3) интуиция - способ постижения жизни; 4) способность человека к творчеству связана с иррациональной интуицией.

3. Философия прагматизма – направление, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее значительного сущностного свойства человека. Ч.Пирс (1839-1914) – родоначальник прагматизма, американский философ. Основные идеи: 1) вера – наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа; 2) истина – то, что полезно; 3) наука – коллективная вера людей в представления своей эпохи. У.Джеймс (1842-1910) – американский психолог и философ. Основные идеи: 1) делай то, что окупается; 2) обосновал право на верования, недоступные доказательству; 3) сторонник «радикального эмпиризма» как сведения реальности к чистому опыту. Дж.Дьюи (1859-1952) – американский философ, основатель инструментализма. Основные идеи: 1) познание – инструмент приспособление человека к среде; 2) критерий истинности теории или гипотезы, а также моральности – практическая целесообразность.

4. Философия м арксизма - немецкая философия второй половины XIX в.. Основатели: К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Основные идеи: 1) материалистическое понимание общества и истории - учение об общественно-экономической формации и учение об историческом процессе как смене общественно-экономических формаций; 2) общественная сущность человека; 3) материалистическая диалектика: объективная диалектика бытия и субъективная диалектика мышления; 4) классификация форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

Последователи: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно, А.Лефевр, Ж.-П.Сартр.

5. Психоаналитическая философия – система идей, сформулированных З.Фрейдом в конце XIX в. о доминирующей роли бессознательного в мотивации человеческого поведения. Основные представители: З.Фрейд (1859-1939) – открыл в человеческой психике сферу бессознательного; основные понятия: либидо, эдипов комплекс, сублимация. Последователи: К.Г.Юнг (1875-1961), А.Адлер (1870-1937), В.Райх (1897-1957), К.Хорни (1885-1952), Э.Фромм (1900-1980).

6. Неокантианство – философское направление конца XVIII – нач. XIX в., последовательно проводившее линию субъективного идеализма. О.Либман – «Назад к Канту» - лозунг неокантианства. Две школы: марбургская и баденская. Представители: марбургская школа: Г.Гельмгольц (1821-1894) – немецкий естествоиспытатель и философ, автор теории иероглифов. Г.Коген (1842-1918) – один из основоположников школы, в своем учении делал акцент на логической стороне философии Канта. П.Наторп (1854-1924) – «логос» как идея, философия как метод достижения позитивного знания. Э.Кассирер (1874-1945) – создатель учения о символических формах культуры

Баденская школа: В.Виндельбанд (1848-1915). Основные идеи: философия как всеобщая наука о ценностях, дуализм мира действительности и мира ценностей. Г.Риккерт (1863-1936). Основные идеи: различие между науками о природе и науками о культуре (духе); ценности воплощаются преимущественно в сфере культуры; задача философии – исследовать сферы ценностей.

6. Реалистические направления форма современного материализма, критика субъективного идеализма, концепция независимости объекта от сознания, проблема здравого смысла. Представители: И.Гербарт (1776-1841). Основные идеи: 1) критика философии Шеллинга и Гегеля; 2) формулировка метода отношений: действительность – результат упорядочения первичных самотождественных качественных единиц (реалов) – носителей бытия. Дж.Мур (1873-1958) – английский философ, размышлял о здравом смысле и внешнем мире. Р.Селларс (1889-1973) – основоположник критического реализма и натуральной философии. Дж.Сантаяна (1863-1952) – американский философ. Основные идеи: 1) поэзия, религия и искусство как высшие формы человеческой деятельности; 2) апологетика аристократии духа. Н.Гартман (1882-1950) – американский философ, системосозидатель, представитель холизма, автор идеи о «слоях бытия» (неорганический, органический, духовный).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.