Род бану аль-Мусталик представлял собой одно из ответвлений племени Хуза‘а. В целом всё это племя поддерживало посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и хорошо относилось к нему, но этот род поддерживал курайшитов.
Когда посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, передали, что люди из рода бану аль-Мусталик готовятся к сражению с ним, он, да благословит его Аллаh и приветствует, послал к ним Бурайду ибн аль-Хусайба, поручив ему проверить правильность этих сведений. После того, как достоверность их подтвердилась, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, оставил за себя в Медине Зайда ибн Харису (а по другим сведениям, кого-то другого) и поспешил выступить против бану аль-Мусталик во главе семисот воинов, чтобы застигнуть их врасплох в районе колодца аль-Мурайси, где жили эти люди. В результате внезапного нападения часть мужчин из бану аль-Мусталик разбежалась, часть была перебита, а их жёны и дети вместе со всем имуществом достались мусульманам (этот поход состоялся в месяце ша‘бан 6-го, а по другим данным, 5-го года Хиджры). Среди пленных находилась и дочь главы бану аль-Мусталик аль-Хариса бинт Абу Дирара Джувайрийа, которую Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, освободил после возвращения в Медину и взял себе в жёны, когда она приняла Ислам. После этого мусульмане освободили ещё сто человек из числа бану аль-Мусталик, которые приняли Ислам и стали говорить: «Теперь мы стали родственниками посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, по женской линии». Таким образом, Джувайрийа, да будет доволен ею Аллаh, принесла своим соплеменникам больше блага, чем любая иная женщина.
Таковы обстоятельства похода на бану аль-Мусталик, в которых нет ничего необычного за исключением того, что во время этого похода произошли два неприятных события, которые лицемеры постарались использовать для того, чтобы посеять раздоры не только в исламском обществе, но даже и в семье Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует.
1. Слова главы лицемеров Ибн Убаййа: «Поистине, когда мы вернёмся в Медину, то могущественные выгонят из неё презренных!»
Причиной этого послужило то, что один из союзников мухаджиров поспорил с неким ансаром из-за воды у колодца аль-Мурайси и дело кончилось тем, что мухаджир ударил ансара, после чего ансар стал звать на помощь своих товарищей, а мухаджир – своих, и скоро там собралось множество людей с обеих сторон. Узнав об этом, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, поспешил к ним и сказал: «Неужели же вы в моём присутствии поступите так же, как поступали вы во времена джахилиййи?!», после чего они одумались и разошлись.
Среди участников похода на бану аль-Мусталик находилась и группа лицемеров Медины, которые до этого никогда не принимали участия в сражениях, и вместе с ними был их глава Абдулла ибн Убайй. Узнав об этом происшествии, он пришёл в ярость и воскликнул: «Неужели они осмелились сделать это?! Они стали враждовать с нами и превзошли нас по численности на нашей собственной земле! Клянусь Аллаhом, правильно говорили старики: раскормишь свою собаку, так она тебя же и съест. Клянусь Аллаhом, когда мы вернёмся в Медину, то могущественные выгонят из неё презренных!», относя к числу могущественных самого себя, а к числу презренных – посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует и да упасёт Он нас от подобного! И он принялся всячески разжигать смуту и даже сказал своим товарищам: «Вот что сделали вы самим себе: поселили их на своей земле и разделили с ними своё имущество, в то время как если бы вы им ничего не дали, то клянусь Аллаhом, ушли бы они от вас в другие края!»
Он произнёс эти слова в присутствии одного юноши, отличавшегося своей искренней верой, которого звали Зайд ибн Аркам. Он не смог вытерпеть подобного и сразу же передал его слова посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который призвал к себе Ибн Убаййа и спросил его об этом, однако тот стал клясться, что ничего подобного не говорил, после чего Аллаh ниспослал суру «Лицемеры», в которой Он покрыл его позором, и позор этот останется на нём до самого дня Воскресения.
Что же касается сына этого лицемера, которого также звали Абдулла, то он был истинно верующим, и он встал у ворот Медины с мечом в руках и заявил собственному отцу: «Клянусь Аллаhом, ты не пройдёшь здесь, пока не получишь на это разрешения от посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, ибо это он могущественный, а ты – презренный!» Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, послал к ним человека, которому он велел передать, что разрешает Ибн Убаййу пройти, и лишь тогда сын дал ему дорогу, на чём первое происшествие и закончилось.
2. Клеветнические заявления лицемеров.
Причиной второго неприятного инцидента послужило следующее. Возвращаясь домой после похода на бану аль-Мусталик, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сделал остановку неподалеку от Медины, а когда наступила ночь, он, да благословит его Аллаh и приветствует, дал сигнал трогаться в путь. В этом походе принимала участие также и Аиша, да будет доволен ею Аллаh, которая в это время отлучилась по своей надобности, а когда вернулась назад, обнаружила, что потеряла своё ожерелье. Тогда она вернулась туда, где могла потерять это ожерелье, и искала его, пока не нашла. Тем временем участники похода двинулись в путь, погрузив на верблюда и её паланкин и будучи уверенными в том, что она находится внутри этого паланкина. При этом они не обратили внимания на его лёгкость, поскольку их было много, а сама Аиша, да будет доволен ею Аллаh, была легкой. Вернувшись на стоянку, Аиша никого там уже не нашла, и тогда она села на землю, решив что они заметят её отсутствие и вернутся на это место. Через некоторое время её одолела дремота, и она заснула.
Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, по имени Сафван ибн аль-Му‘атталь, да будет доволен им Аллаh, которого Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, оставил проверить чтобы ничего не осталось после войска, увидел спящую фигуру. Когда он приблизился к ней, то понял, что это Аиша, да будет доволен ею Аллаh, так как ему приходилось видеть её ещё до того, как она стала носить покрывало. Узнав её, он воскликнул: «Поистине, мы принадлежим Аллаhу и к Нему мы возвращаемся! Неужели это жена посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует?!», и больше не произнёс ни слова. Аиша же, да будет доволен ею Аллаh, проснулась от его голоса и прикрыла лицо одеждой, а Сафван подвёл к ней свою верблюдицу и заставил её опуститься на колени, а когда Аиша уселась на неё, он взял верблюдицу под уздцы и довёл её до следующей стоянки отряда, расположившегося на отдых в Нахр аз-Захира.
Увидев это, враг Аллаhа Абдулла Ибн Убайй сразу нашёл повод для проявления скрываемой им ненависти и принялся ложно обвинять Аишу, да будет доволен ею Аллаh, в супружеской неверности, повсюду распространяя свою клевету и добавляя к этому всевозможные вымышленные им самим подробности. Его друзья старались не отставать от него и продолжали распространять эти домыслы и после возвращения в Медину, в результате чего на их обман поддались и некоторые из верующих,
Вернувшись в Медину, Аиша, да будет доволен ею Аллаh, заболела, и болезнь её продолжалась целый месяц, в течение которого люди в Медине находились в состоянии возбуждения, подогревавшегося клеветниками, тогда как Аиша, да будет доволен ею Аллаh, ничего и не знала обо всём этом. Её смущало лишь то, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, уже не был с ней столь добр, как прежде, поскольку теперь он, да благословит его Аллаh и приветствует, только заходил к ней, приветствовал её и справлялся о здоровье, а потом возвращался к себе, не присаживаясь у её постели.
Всё это время Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, хранил молчание и не разговаривал с людьми, но поскольку ожидание ниспослания Откровения затянулось, в конце концов он созвал на совет своих сподвижников. Али посоветовал ему расстаться с ней, а Усама ибн Зайд и другие – оставить её, так как они считали, что она ни в чём не повинна.
Тогда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, поднялся на минбар и потребовал от человека, из-за которого в его семье начались раздоры, неопровержимых доказательств выдвигаемых им обвинений, имея в виду Абдуллу Ибн Убаййа. Когда его слова услышал глава ауситов, он выразил желание покарать клеветника смертью, что привело в ярость главу хазраджитов, так как Ибн Убайй принадлежал к племени Хазрадж. Дело чуть было не дошло до столкновения между ауситами и хазраджитами, однако посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, успокоил людей.
В тот же день, когда уже стемнело, Аиша, да будет доволен ею Аллаh, оправившаяся от своей болезни, вышла из дома по своей надобности в сопровождении одной женщины по имени Умм Мистах. Эта женщина наступила на край своего плаща и в сердцах принялась проклинать собственного сына Мистаха, что не понравилось Аише, да будет доволен ею Аллаh, и тогда эта женщина рассказала ей о тех слухах, что распространяли по Медине клеветники, добавив к этому, что её сын также передаёт людям их слова. И когда Аиша, да будет доволен ею Аллаh, вернулась к себе, она испросила разрешения посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и пошла к своим родителям, которые обо всем рассказали ей. Услышав подтверждение словам Умм Мистах, она заплакала и продолжала плакать безостановочно в течение двух ночей и одного дня, не сомкнув глаз, так что родители её даже стали опасаться, что из-за этого она совершенно лишится последних остатков сил.
А наутро, по истечении второй из этих двух ночей, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пришёл к ней, сел, произнёс слова свидетельства веры и сказал:
«О Аиша! Дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты ни в чём неповинна, то Аллаh оправдает тебя, если же ты согрешила, то попроси прощения у Аллаhа и покайся пред Ним, ибо если раб признается в своём грехе, а потом покается, то Аллаh примет его покаяние!»
Когда она услышала эти слова, её слёзы высохли, и она попросила своих родителей дать ответ, но они не знали, что сказать, и тогда Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сама сказала им: «Я узнала о том, что вы услышали эти слова, и они запали вам в душу так, что вы поверили в это, поэтому если бы я сказала вам, что я невиновна, а Аллаh знает, что так оно и есть, – то вы не поверили бы мне, а если бы я призналась в этом, а Аллаh знает, что я к этому непричастна, то вы поверили бы мне! И клянусь Аллаhом, не знаю я, что сказать, и могу повторить лишь слова Йусуфа: «Прекрасно терпение, и к Аллаhу следует обращаться за помощью в том, о чём вы говорите» (Йусуф, 18).
А потом Аиша, да будет доволен ею Аллаh, ушла и легла на свою постель, а через некоторое время посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, было ниспослано Откровение, он, да благословит его Аллаh и приветствует, заулыбался и первыми словами его после этого были слова: «О Аиша! Аллаh оправдал тебя!», после чего её мать сказала: «Иди к нему», но она отказалась.
Что же касается аятов, которые Всевышний Аллаh ниспослал в оправдание Аиши, да будет доволен ею Аллаh, то они начинаются с аята, в котором сказано: «Поистине, те, которые возвели великую ложь, – из числа вас же самих. Не считайте её [ложь] злом для вас, напротив, это для вас благо. Каждого мужа из них постигнет наказание за его грех, а тому, кто совершил грех наибольший, уготовано великое наказание» (Свет, 11), и заканчиваются двадцатым аятом этой суры.
А после этого посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, обратился к людям с минбара и передал им слова Аллаhа, ниспосланные Им в оправдание Аиши, да будет доволен ею Аллаh. Спустившись же вниз с минбара, он велел подвергнуть бичеванию за распространение клеветы двух мужчин и одну женщину из числа верующих, каждый из которых получил по восемьдесят ударов. Наказанию подверглись Хассан ибн Сабит, Мистах ибн Усаса и Хамуна бинт Джахш. Что же касается главы лицемеров Абдуллы ибн Убаййа и его товарищей, то в этом мире они не подверглись наказанию, однако в день Воскресения все они предстанут пред Аллаhом, и в день этот никому не помогут ни богатство, ни множество сыновей, если не явится человек к Аллаhу со здравым сердцем.
УМРА ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует,