Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетическое сознание ,его критерий. ƒизайнерска€ де€тельность. Ёстетика казахского народа




Ёстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосв€занность различных про€влений дух жизни чел и общества в целом. —интетическа€ функци€ эстет формы освоени€ действительности про€вилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Ќеобходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств пон€ти€ - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное про€вление этого сознани€. Ёстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. „ел оценивает с эсет позиций любое свое про€вление, каждое противосто€щее ему объект €вление, все, что вовлекаетс€ в сферу его опыта. »скусство же - это профессиональна€ сфера де€тельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

¬ истории культуры сложились 2 концепции эст сознани€: перва€ - онтологическа€- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого быти€, втора€ - гносеологическа€, сложивша€с€ уже в обособившейс€ эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознани€.

ќбе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины. — одной стороны, эстет качества настолько УчеловечныФ в своей основе, что их нельз€ рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. —уществование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. — др стороны эстет качества могут про€витьс€ не только в де€тельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Ёстет категшории €вл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюс€ в его многообр взаимоотношени€х с миром.

Ёта дво€ка€ природа эстет сознани€, равно завис€ща€ и от субъекта и от объекта эстет созерцани€, нуждаетс€ в интерпретации. ¬ чем зависимость эстет ощущени€ от объекта созерцани€? ¬ том, что эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. ¬ыразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет наслаждени€. ¬ чем же тогда зав-ть эстет ощущ от субъекта? ¬ том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие дл€ того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. ¬нутренн€€ жизнь предмета должна как бы очеловечитьс€. » только в этом случае, если налицо оба услови€ - и вешн€€ форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состо€тьс€ эстетическое событие.

ћежду тем не только педмет очеловечиваетс€ но и человек как бы опредмечиваетс€ в эстет акте. ¬скрыва€ в объекте его внутр смысл чел тем самым как бы одар€ет природу частицей своего духа. „ел созерцает себ€ в созданном им мире. ¬ наиболее конкретном и нагл€дном виде это опредмечивание чел сущности про€вл€етс€ в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. »менно благодар€ труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говор€ такие чувства, кот способны к челов наслаждени€мФ.

“.о. между эстет сознанием и развитием труд де€тельности людей имеетс€ генетическа€ св€зь. ќднако ее нельз€ абсолютизировать. ƒл€ развитого общ созани€ эстетическое тем и отличаетс€ от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко е св€занное с категорией пользы. Ёстет переживание ценно само по себе. Ёто не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружени€)., это говорит о том, что е никакого императива, заставл€ющего нас видеть красоту только в полезном. »наче бы ни музыка ни живопись не были бы дл€ нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобна€ техника.

Ёстетическое, таким образом, есть непосредственно данна€ чувственна€ выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающа€ в себе процесс опредмечивани€ челов сущности и очеловечивани€ прир мира, котора€ воспринимаетс€ и переживаетс€ чел-ком как самосто€тельна€ жизенна€ ценность.

Ѕудучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не €вл€етс€ одной только вещественной данностью. ¬се веществ характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1263 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

828 - | 613 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.