Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщественно- политическа€ мысль  азахстана в начале XX в. (ћ.ƒулатов, ј.Ѕайтурсынов,—. “орайгыров)




—реди крупнейших общественно Ц политических де€телей казахского общества конца ’≤’ начала ’’ веков особо выдел€етс€ фигура јлихана Ќурмухамедулы Ѕукейханова. ј. Ќ. Ѕукейханов родилс€ 5 марта 1870 года в ауле є 7 “окраунской волости  аркаралинского уезда —емипалатинской области. јлихан €вл€етс€ потомком Ѕукейхана, сына именитого Ђкокжала Ѕарак ханаї. Ѕукейхан один из последних казахских ханов, занимавших ханский престол. ¬ 1877 году отец Ќурмухамед определил сына в медресе муллы «афира в  аркаралинске, открытую в 1845 году  унанбаем ќскенбаевым, отцом великого јба€. ”спешно завершив учебу в медресе в 1879 году јлихан переходит в  аркаралинскую начальную русско Ц казахскую школу, а затем поступает в городское профессиональное училище с четырехгодичным курсом обучени€. ¬  аркаралинске нар€ду с казахской грамматикой и литературой он изучал и русскую. ќсобенно ему нравились стихи јба€. ¬  аркаралинской библиотеке, организованной при помощи екатеринбургских заводчиков ѕоповых и ссыльных реаолюционеров, он знакомитс€ с русской мировой литературой. ѕосле окончани€ школы в  аркаралинске јлихан с целью продолжени€ своего образовани€, в 1886 году отправл€етс€ в город ќмск, который €вл€етс€ одним из культурных административных центров —тепного кра€. јлихан Ѕукейханов относитьс€ к числу выдающихс€ политических и общественных де€телей казахского народа. ¬сю жизнь он посв€тил делу освобождени€ своего народа от социального и насильного гнета, его просвещению и процветанию. јхмет Ѕайтурсынов Ц поэт, ученный, тюролог, педагог, переводчик, публицист, знаток юриспруденции, общественный де€тель. ¬ свое врем€ он стал жертвой сталинских репрессий, более полувека его им€ не занимало достойного места в истории  азахстана. Ћишь сейчас, в услови€х перемен, когда устран€ютс€ Ђбелыеї п€тна истории, народу возвращены имена таких его де€телей, как Ўакарим  удайбердиев, јхмет Ѕайтурсынов, ћагжан ∆умабаев, ∆усупбек јймаутов и другие. јхмет Ѕайтурсынов родилс€ 28 €нвар€ 1873 года в местечке —арытубек вблизи селени€ џзбан ∆ангельдинского района  останайской области, в семье простого кресть€нина. ≈го отец, Ѕайтурсын Ўоайулы был пр€молинейным, справедливым, стойким и свободомысл€щим человеком.
јхмет обучалс€ грамоте у аульного муллы. ¬ 1886 году он поступил в “ургайское двухклассное русско Ц казахское училище, затем училс€ в школе киргизских учителей в ќренбурге, которую он окончил в в 1895 году. √оды проживани€ в  аркаралинске примечательны тем, что здесь ј.Ѕайтарсынов знакомитьс€ с политиками современных взгл€дов ј. Ѕукейхановым и ∆. јкбаевым. ј. Ѕайтурсынов все больше убеждаетс€ в том, что стране нужны грамотные, образованные люди, нужны школы, книги. ќн стал автором и составителем казахского буквар€ и алфавита. “ак, ј.Ѕайтарсынов становитс€ на путь просветительства. –еволюци€ 1905 Ц 1907 годов вызвала в нем надежду на перемены. Ѕайтурсынов активно участвует в народных волнени€х, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интелегентов, вместе с ними составл€ет  аркаралинскую питицию в адрес правительства в ѕетербурге. 1913 Ц 1917 гг. Ц примечательны период в жизни ј.Ѕайтурсынова. ќн был редактором газеты Ђ азахї, единственной тогда на казахском €зыке выпускавшийс€ в ќренбурге. јхмет был разносторонним человеком, прекрасным певцом, музыкантом, даже проводил бои на борцовском ковре. ƒулатов ћиржакып (ћир-якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Ѕукейхановым и Ѕайтурсыновым в ту тройку, котора€ обозначила веху возрождени€ национального самосознани€ казахов в XX в. ∆изнь и творчество ћиржакыпа ƒулатова тесно св€заны с партией "јлаш" и правительством јлаш ќрды. ћысл€щие люди, и их в числе прежде всего ћиржакып, не могли остатьс€ в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. ƒл€ выхода из создавшейс€ ситуации они считали необходимым избавитьс€ от бескультурь€, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. «десь они были продолжател€ми просветителей XIX в. ¬ 1916 году он, а также ј.Ѕайтурсынов и ј.Ѕукейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, наход€щийс€ и без того на грани вымирани€, до самого насто€щего голода, так как он лишитс€ самой производительной части общества. ћиржакип был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим. ƒулатов участвовал в разработке программных документов партии "јлаш" и правительства јлаш ќрды" совместно с ј.Ѕайтурсыновым, в которых, по сути дела, отправл€€сь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедани€, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. ќбщее политическое устройство реформированной –оссии мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым ƒумой президентом. Ќаход€сь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", он по€снил: "ћы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". ћиржакып резко выступил против реформировани€ арабского алфавита, счита€ €зыковую реформу средством разорвать св€зи народа с письменной историей народа, котора€ положит начало потере родного €зыка, отчуждению народа от собственной истории. ќн остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о €кобы "государственном статусе" казахского €зыка и вс€чески старалс€ отсто€ть права казахского €зыка и религии. ƒаже перед неправедным судом он не склонил головы и за€вил в последнем своем официальном слове: "–ади будущего своего народа € об€зан делать все возможное. ≈сли € заблуждаюсь, то вместе с народом. –ано или поздно, истина восторжествует".

142.ј.»,√ерцен " ѕисьма об изучении природы" (письмо первое и второе).

Уѕ»—№ћј ќЅ »«”„≈Ќ»» ѕ–»–ќƒџФ - одно из основных философских произведений ј. ». √ерцена. Ќаписаны в 1844Ч45. ќпубликованы в журнале Уќтечественные запискиФ за 1845 и 1846. ¬ 30-томном —обрании сочинений √ерцена помещены в т. 3 (M., 1954).

Ёто соч. в переписке √ерцен иногда называет "ѕисьмами об естествознании", т. к. оно посв€щено анализу взаимоотношений философии и естествознани€. ¬ нем подчеркиваетс€ важность преодолени€ антагонизма между философией и естествознанием, значение философии дл€ наук о природе и необходимость дл€ философии опиратьс€ на естественные науки, к-рыми "многое у€сн€етс€ в вечных вопросах" √ерцен ј. ». —обр. соч.: ¬ 30 т. ћ., 1954. “. 2. —. 385). ќднако така€ проблематика составл€ет содержание гл. обр. первых двух писем: "Ёмпири€ и идеализм" и "Ќаука и природа - феноменологи€ мышлени€". ќстальные 6 писем были посв€щены изложению истории философии. ѕравда, и последнюю √ерцен рассматривает под углом зрени€ преодолени€ разрыва между природой и духом, между познанием €влени€ и познанием сущности. ƒревн. философи€, по √ерцену, была односторонн€ в своей слитности с миром, в своей опоре на природу, средневекова€ была односторонн€ в сосредоточенности в себе, в духе человеческом. Ќова€ философи€ со времен –. ƒекарта и ‘. Ѕэкона постепенно преодолевает дуализм природы и духа, развива€ вечное (дух) из временного (природы). “. обр., √ерцен подводит читател€ к выводу, что вс€ истори€ философии свидетельствует о стремлении человека у€снить ту истину, что духа вне природы не существует, что природа развиваетс€ до духа и в нем познает самое себ€.

ѕереосмыслива€ философское наследие, в т. ч. диалектику, √ерцен намечает новый тип философствовани€. √егель, по его мнению, своим философским творчеством показал предел, до которого может дойти идеализм, и одновременно обозначил выход за этот предел. ѕри отказе от гегелевского идеализма, но при сохранении того, что немецким философом приобретено, перед философией открываютс€ новые перспективы. √ерцен полагает, что естествознание имело основани€ отказывать в доверии прежней философии, котора€ не обходилась без схоластики и мистицизма, без пустой метафизики. Ќовейшему естествознанию, переросшему эмпирический уровень, не обойтись без философии. » философии, считает √ерцен, если она не хочет ходить на бестелесных ногах, не обойтись без естествознани€. ѕрирода существует реально и постигаетс€ в сознании Ч философском и естественнонаучном. ‘ормы исторического мира столь же естественны, как и формы мира физического. ѕрироду √ерцен определ€ет как процесс, движение. ¬ развитии человечества, подчеркивает он, также нет ничего неподвижного. ќно не давало подписки жить всегда, как теперь. ¬се существующее, развива€сь, посто€нно отрекаетс€ от устаревших форм, то, что удовлетвор€ло вчера, ныне отрицаетс€ как неестественное. ќтрицание и преемственность, как две стороны единого процесса развити€, специально и подробно прослеживаютс€ √ерценом в истории философии, начина€ от античности до 19 в. УѕисьмаФ оказали большое вли€ние на общественное сознание –оссии сер. 19 в.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1972 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1907 - | 1821 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.