Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормирование казахского просветительства как демократического направлени€ общественной жизни („.¬алиханов, ». јлтынсарин)




„окан (¬еликий ученый-историк, этнограф, географ, экономист, путешественник. ќфицер –оссийской армии, дипломат, чиновник российской администрации.)

(1835-1865)

Ќаиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в р€де его исследований, в частности, в стать€х "—леды шаманства у киргизов (казахов)", "ќ мусульманстве в степи".

ѕрожив два года в ѕетербурге, „окан работал в √лавном штабе над подготовкой к изданию карты јзии, он участвовал в издани€х трудов –усского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. «десь „окан публиковал работы, посв€щенные истории и культуре —редней јзии и зарубежного ¬остока; среди них исследовани€ " иргизы" (так тогда называли казахов), "—леды шаманства у киргизов", " иргизское родословие", "ќ кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обыча€м и культуре. ”стному народному творчеству казахов посв€щены статьи "ѕредани€ и легенды большой  иргиз- айсацкой орды", "ќчерки ƒжунгарии" и другие. ѕодчеркива€ поэтическую и музыкальную душу народа, ¬алиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочна€ птица, котора€, пролета€ пр€мо над землей, как бы одаривает наход€щихс€ в тени ее крыльев частицей своего гени€. ѕоверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особа€ музыкальна€ одаренность.

¬алиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". »нтересны его высказывани€ об особенност€х импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха.

»брай јлтынсарин родилс€ 20 окт€бр€ (1 но€бр€) 1841 года в јракарагайской волости Ќиколаевского уезда (ныне јлтынсаринский район  останайской области). »брай рано лишилс€ отца, и воспитывалс€ у своего деда - известного би€ Ѕалгожи ∆анбуршина.

¬ыдающа€с€ историческа€ заслуга јлтынсарина заключаетс€ в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в  азахстане сеть народных светских школ. ѕри жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, п€ть волостных школ, два училища дл€ детей русских посел€н.

Ўколы, созданные јлтынсариным, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Ќова€ станица в истории школ ». јлтынсарина открылась после победы ќкт€бр€: они были преобразованы в советские трудовые школы. ќдна из таких школ на родине ». јлтынсарина, в г.  устанае, - в 20-е годы была передана в ведение Ќаркомпроса  азахской ——– и реорганизована в школу - коммуну. «атем перед ¬еликой ќтечественной войной - преобразована в среднюю школу с пансионом дл€ воспитанников. ≈й было присвоено им€ ее основател€ »бра€ јлтынсарина.

ћного труда вложил ». јлтынсарин в дело подготовки учителей дл€ начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. ѕо его инициативе была открыта учительска€ школа в г. “роицке, немного позже переведена в г. ќренбург.

јлтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал дл€ них дидактические принципы обучени€ и воспитани€ детей, создал учебные и методические пособи€, регул€рно осуществл€л инспекторский надзор, ежегодно посеща€ каждую школу, заботилс€ о создании библиотеки при каждой школе.

ќколо трех лет потратил ». јлтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. ≈ще до назначени€ на должность инспектора школ “ургайской области јлтынсарин приступил к составлению учебных пособии дл€ учащихс€ русско - казахских школ. ¬ 1879 году вышли в свет два учебных пособи€ " иргизска€ хрестомати€", "Ќачальное руководство к обучению киргизов русскому €зыку". ќбе книги ». јлтынсарина занимают особое место в истории культуры  азахстана как пам€тники письменной литературы, а также как учебные пособи€, построенные по научному принципу.

Ѕольшую художественную, историческую и познавательную ценность представл€ет публицистическое наследие »бра€ јлтынсарина. ќсновную его часть составл€ет переписка казахского просветител€ с русскими друзь€ми, учител€ми и различного ранга представител€ми народного образовани€.

». јлтынсарин выступал и как ученый - этнограф. ¬ его очерках вскрываетс€ консервативна€ сущность патриархально - феодального быта и обычаев казахов. ќсобого внимани€ заслуживает труды » јлтынсарина, посв€щенные преобразованию социально - экономического стро€ и хоз€йственного быта казахского аула.

 

 

150.ѕроблема насили€ и ненасили€ в общественном развитии. »де€ геополитики. —ущность и социальные причины терроризма (ј. амю " "Ѕунтующий человек").

јльбе́р  амю́ (фр. Albert Camus, 7 но€бр€ 1913, ћондови, јлжир Ч 4 €нвар€ 1960, ¬ильблевен, ‘ранци€) Ч французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное им€ при жизни Ђ—овесть «ападаї. Ћауреат Ќобелевской премии по литературе 1957 года.

Ѕунтующий человек Ч эссе јльбера  амю, в котором анализируетс€ метафизическое и историческое развитие восстани€ и революции в обществе, особенно в «ападной ≈вропе.

 амю изучает концепции разных писателей и художников Ч Ёпикура, Ћукреци€, маркиза де —ада, √егел€, ‘едора ƒостоевского, ‘ридриха Ќицше, јндре Ѕретона, пыта€сь вывести исторический и художественный портрет бунтующего человека.

  написанию ЂЅунтующего человекаї  амю приступил в феврале 1950 г. „ерез год, в марте 1951 г., основной текст книги был завершЄн. ќтдельные главы Ч о Ќицше и Ћотреамоне Ч были опубликованы в журналах до выхода книги. ЂЅунтующий человекї был опубликован в 1951 г. в издательстве Ђ√аллимарї.

ќдним из наиболее важных аспектов современного этапа развити€ общества €вл€етс€ проблема насили€ и ненасили€, решении социальных и личных вопросов. Ёта проблема стара как человечество, ибо уже на заре истории люди столкнулись с необходимостью подавлени€ стрессовых импульсов в поведении.

¬ыйд€ из недр животного мира, человек, с одной стороны, €вл€етс€ самым неприспособленным живым существом в биологическом смысле, а с другой Ч €вл€етс€ своеобразным Ђсуперхищникомї, уничтожающим себе подобных в огромных количествах. ѕоследние исследовани€ генома человека показали наличие у р€да людей гена Ђнасили€ї, действие которого про€вл€етс€ в соответствующей среде. ƒавно замечено, что почти вс€ человеческа€ истори€ Ч истори€ войн, конфликтов, наев, ли€, убийств, жестокости и т.д. ћир €вл€етс€ скорее исключением или коротким периодом между войнами. ¬ концепции марксизма насилие понималось как Ђповивальна€ бабка вс€кого старого общества, когда оно беременело новымї.

¬ последующей философской мысли революционное насилие либо категорически осуждалось (Ћ. Ќ. “олстой, ћ. √анди, представители пацифизма), либо превозносилось как единственно эффективное средство борьбы (Ѕакунин, бланкисты, анархисты). ¬. ». Ћенин полагал, что в Ђидеале нет места насилию над людьмиї. XX в. до предела обострил дилемму Ђнасилие Ч ненасилиеї, что св€зано с по€влением €дерного оружи€ и других средств самоуничтожени€ человечества, а также с обострением отношений между богатым Ђсеверомї (Ђ«олотой миллиардї) и остальным человечеством (Ђбедный югї).  роме того, отмечаетс€ рост немотивированного насили€ в отношени€х между людьми и группами, распространение феномена серийных убийств, фанатизма и глобального терроризма.

‘илософска€ оценка этих €влений, прежде всего, св€зана с разграничением пон€тий Ђсилаї и Ђнасилиеї. ѕод насилием понимаетс€ противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев, когда Ђреволюционное насилиеї имеет соответствующее социальное оправдание. ќдин из идеологов ненасили€, лидер борьбы »ндии за независимость ћ.  . √анди, сказал так: ЂЌенасилие Ч это оружие сильныхї, полага€, что законы любви между людьми действуют, как закон гравитации, и необходимо учить людей ненасильственным способам разрешени€ проблем. –азвива€ эту мысль, выдающийс€ американский общественный де€тель ћартин Ћютер  инг писал, что Ђненависть умножает ненависть, насилие умножает насилие, и жестокость умножает жестокость, закручива€сь в адской спирали разрушени€ї. ƒабы не провалитьс€ в Ђмрачную бездну взаимного уничтожени€ї, мы должны, согласно ћ. Ћ.  ингу, осуществить наделе евангельскую заповедь и возлюбить наших врагов, научитьс€ прощать, ибо зло, творимое нашим ближним, не отражает всей сущности человека, а также искать не поражени€ и уничтожени€ нашего врага, а взаимопонимани€ и дружбы. ћы не можем избавитьс€ от врагов, отвеча€ ненавистью на ненависть, мы должны избавитьс€ от чувства вражды.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1448 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 474 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.