Система — некоторая совокупность элементов — моделей объектов, взаимодействующих на основе прямых и обратных связей, моделирующая достижение заданной цели.
Элементы системы взаимозависимы и только во взаимодействии, все вместе (системой!) могут достичь цели, поставленной перед системой (напр., некоторого состояния, т. е. совокупности существенных свойств в определенный момент времени).
Что же такое системность? Что имеется в виду, когда говорят «системность мира», «системность мышления», «системный подход»? Поиск ответов на эти вопросы приводит к формулировке положений, которые принято называть системными принципами. Любые принципы основаны на опыте и консенсусе (общественном соглашении). Опыт изучения самых различных объектов и явлений, общественная оценка и осмысление результатов позволяют сформулировать некоторые утверждения общего характера, приложение которых к созданию, исследованию и использованию систем как моделей неких реальностей определяют методологию системного подхода. Некоторые принципы получают теоретическое обоснование, некоторые обоснованы эмпирически, а некоторые имеют характер гипотез, приложение которых к созданию систем (моделированию реалий) позволяет получать новые результаты, служащие, кстати, эмпирическим доказательством самих гипотез.
В науке известно довольно большое число принципов, они по разному сформулированы [3, 4], однако в любом изложении они являются абстракциями, т. е. обладают высокой степенью общности и пригодны для любых приложений. Древние схоласты утверждали — «Если нечто верно на уровне абстракций, оно не может быть неверным на уровне реалий». Ниже приведены наиболее важные с точки зрения автора системные принципы и необходимые комментарии к их формулировкам. Примеры не претендуют на строгость и призваны лишь наглядно показать смысл принципов.
Принцип целеполагания — цель, определяющая поведение системы, всегда задается надсистемой.
Принцип обратной связи — реакция системы на воздействие должна минимизировать отклонение системы от траектории к цели.
Принцип целеустремленности — система стремится к достижению заданной цели даже при изменении условий окружающей среды.
Принцип толерантности — система не должна быть «строгой» — отклонение в определенных пределах параметров элементов, подсистем, окружающей среды или поведения других систем не должны приводить систему к катастрофе.
Принцип оптимального разнообразия — предельно организованная и предельно неорганизованная системы мертвы.
Принцип эмерджентности — система имеет свойства, не выводимые из известных (наблюдаемых) свойств ее элементов и способов их соединения.
Принцип согласия — цели элементов и подсистем не должны противоречить цели системы.
Принцип причинности — всякое изменение состояния системы связано с определенной совокупностью условий (причиной), порождающих это изменение.
Принцип детерминизма — причина изменения состояния системы всегда лежит вне системы.
Принцип «черного ящика» — реакция системы является функцией не только внешних воздействий, но и внутренней структуры, характеристик и состояний составляющих ее элементов.
Принцип многообразия — чем многообразнее система, тем она устойчивее.
Принцип энтропии — изолированная (закрытая) система погибает.
Принцип развития — живуча только развивающаяся система.
Принцип отсутствия лишнего — лишний элемент системы погибает.
Принцип агонии — ничто не гибнет без борьбы.
Принцип сохранения количества материи — количество материи (вещества и энергии), поступающей в систему, равно количеству материи, образующейся в результате деятельности (функционирования) системы.
Принцип нелинейности — реальные системы всегда нелинейны.
Принцип оптимальной эффективности — максимальная эффективность функционирования достигается на грани устойчивости системы, но это чревато срывом системы в неустойчивое состояние.
Принцип полноты связей — связи в системе должны обеспечивать достаточно полное взаимодействие подсистем.
Принцип квалитета — качество и эффективность системы могут быть оценены только с точки зрения надсистемы.
Принцип выхода из системы — чтобы понять поведение системы необходимо выйти из системы в надсистему.
Принцип относительной случайности — случайность в данной системе может оказаться строго детерминированной зависимостью в надсистеме.
Принцип оптимума — система должна двигаться по оптимальной траектории к цели.
Принцип асимметрии — всякие взаимодействия асимметричны.
113.Д.Дидро "Мысли к истолкованию природы".
ДИДРО ДЕНИ (1713-1784)
Дидро Дени, писатель, философ-просветитель, родился в 1713 г. во Франции в семье ремесленника. В 1732 г. стал магистром искусств. Из ранних философских трудов известны «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747).
Атеистическое сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) послужило причиной ареста писателя. Выйдя из тюрьмы, Дидро стал редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780) и сумел, вместе с другими просветителями, Энциклопедию системой научного знания той эпохи и оружием в борьбе с религиозной идеологией. В философских сочинениях «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор д»Аламбера с Дидро», «Сон д»Аламбера» (1769) «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774—1780) Дидро отстаивал материалистические идеи, рассматривая все сущее как различные формообразования единой несотворенной материи. Согласно его учениям, материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития. Задолго до Ч. Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного государства.
Дидро высказывался за реализм итальянской оперы, выдвигал идею среднего жанра между трагедией и комедией, в котором отражались бы горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия, старался внести в драму будничность, чтобы приблизить происходящее на сцене к обыденной жизни: «Беседы о «Побочном сыне»«(1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758).
Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и нравственного. Герои его произведений «Монахиня» (1760), «Племянник Рамо» (1762), «Отец семейства» (1756), «Жак фаталист» (1773) дискутируют о философии и морали, в этих образах воплощен образ народа Франции с его жизнелюбием и житейской мудростью. Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические особенности. Главное в этом деле — выявить природные способности детей и развивать их.
По приглашению Екатерины II в 1773 г. он приехал в Россию, где по просьбе царицы написал «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем. Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности. Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Умер в 1784 г. в Париже.