Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬осточна€ средневекова€ наука. –азвитие математического знани€, алгебры, медицины, логики идр. ( јль  инди ,аль ‘араби, ибн —ина, аль ’орезми)




—редневековый ¬осток был богаче и культурнее. —толица арабского халифатаЧЅагдадЧбыла украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполн€ла пестра€ разно€зычна€ толпа. јрабские купцы снар€жали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовл€лись золотые и серебр€ные украшени€. ¬осток славилс€ пр€ност€ми и сладост€ми, ароматическими веществами. Ёто был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. ¬ этом мире могла найти приют и дать толчок новым знани€м гонима€ христианской церковью наука древности.

Ўирока€ торговл€ давала богатый материал дл€ математических задач, дальние путешестви€ стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства. ѕоэтому нова€ математика, удобна€ дл€ решени€ вычислительных задач, берет начало на ¬остоке. ’орезмиец јбу јбдалла ћухаммед ибн ћуса аль-’орезми (ок 780 Чок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-ћамуна, был автором арифметики и трактата по алгебре. »з арифметического трактата ≈вропа познакомилась с индийской позиционной системой чисел и употреблением нул€, арабскими цифрами, арифметическими действи€ми с целыми числами и дроб€ми. јлгебраический трактат ’орезми дал им€ новому разделу математики Ч алгебре (Ђјль-ƒжабарї) ¬ трактате ’орезми решаютс€ линейные и квадратные уравнени€.

ѕоследующие за ’орезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. в ≈вропе уже по€вл€ютс€ переводы трактатов ’орезми и других восточных авторов.   началу научной революции  оперника Ч √алиле€ нова€ нумераци€, алгебра и тригонометри€ были не только освоены, но и развиты европейскими учеными.

“руды јристотел€ и ѕтолеме€ пришли на кафедры средневековых университетов также в арабских пере водах.

ќднако задолго до арабов достижени€ античной науки стали известными в странах «акавказь€. јрмени€ и √рузи€ еще в IV в. установили тесные экономические и культурные св€зи с ¬изантией. ’ристианство проникло в эти страны задолго до крещени€ –уси ”же в 301 г. христианство стало в јрмении государственной религией, идеоло-

гической опорой раннего феодализма. ¬ VЧVII вв. на арм€нский €зык были переведены труды јристотел€, ѕлатона и христианских богословов.

«наменитый арм€нский ученый начала VII в. јнани€ Ўиракаци путешествовал в ¬изантию, изучал математику и философию и, вернувшись на родину, основал школу, в которой преподавал математику, астрономию, географию »м был составлен арм€нский учебник арифметики, выпущен трактат по космографии. Ётот трактат свидетельствует о глубоком знании Ўиракаци трудов греческого ученого јристотел€. ¬ своем сочинении Ўиракаци рассматривает и чисто астрономические вопросы: пытаетс€ оценить рассто€ние до —олнца и Ћуны, составл€ет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движений —олнца и Ћуны и трудов древних ученых по этому вопросу.

Ўиракаци был разносторонним ученым, св€завшим молодую арм€нскую науку с античным наследием.   сожалению, роль закавказских ученых в развитии естественнонаучных знаний и освоении античного наследи€ не исследована в достаточной мере. ѕример Ўиракаци показывает, что «акавказье знало античную науку непосредственно из первоисточника, от самих греков.

јрабы начали культивировать и экспериментальную науку. ћухаммед ибн јхмед аль-Ѕируни (Ѕируни) производил точные определени€ плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им Ђконического прибораї. Ђ онический приборї Ѕируни представл€л собой сосуд, суживающийс€ кверху и оканчивающийс€ ÷илиндрической шейкой. ѕосредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припа€на изогнута€ трубка соответствующего размера. ¬ сосуд наливали воду.  уски металла, плотность которого определ€лась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Ўейка была достаточно узкой (Ђшириной с мизинецї), чтобы Ђподъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну просаї. —ама же трубка после р€да опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. ѕо измерени€м Ѕируни плотность золота, переведенна€ на современные единицы измерени€, равна 19,5, ртути -13,56.

јль-‘араби ¬еликий мыслитель ¬остока ¬ыполнила: „упилко ≈. ‘акультет: Ё и »“ √руппа: 07101 оценка ѕрин€ла:  апасова √.«. ”сть- аменогорск 2008 јбу Ќаср ћуххамад »бн ћуххамад ибн “архан ибн ”злаг аль-‘араби родилс€ в 870 году в городе ‘арабе сто€вшем некогда на юге  азахстана у места впадени€

јрыси в —ырдарью. ќн Ц выходец из привилегированных слоев тюркского племени, о чем свидетельствуют наличие в составе его полного имени термина Ђ“арханї. јль-‘араби прожил 80 лет. ≈го творческа€ жизнь была посв€щена научной де€тельности, осмыслению развити€ античной философии јристотел€, ѕлатона и др. √ород переживал пору экономического и культурного расцвета. »звестно, что экономика составл€ет материальную основу развити€ духовной культуры.

ярким примером этому €вл€ютс€ социально-этические произведени€ аль-‘араби, в которых, не называ€ имен, он говорит о люд€х своей эпохи, о правител€х. Ќе все в структуре общества того времени было по душе мыслителю, но он избегает высказыватьс€ пр€мо, име€, видимо, дл€ этого достаточные основани€. ≈го протест завуалирован, он говорит аллегорически о Ђдобродетельномї и Ђневежественныхї городах. ѕоказыва€ жителей Ђдобродетельногої и Ђневежественныхї

городов, он оставл€ет свободу выбора люд€м, ибо верит в торжество разумного начала в человеке, убежден, что человек Ђдостигает счасть€ при совокупности обсто€тельств, которые влекут за собой похвалу и порицаниеї. јль-‘араби сравнительно рано ушел из родного города в поисках знани€ он посетил многие культурные центры своего времени: Ѕагдад, ƒамаск,  аир, ’орасан, ћерв, ’арран, јлеппо. ѕрежде всего, аль-‘араби направл€лс€ в

Ѕагдад, столицу арабского халифата при јббасидах. Ёто был крупный культурный центр, в который стекались ученые, поэты, музыканты. ѕриехав в Ѕагдад, аль-‘араби вместе с сирийским христианином ёханной бен ’айланом зан€лс€ философией и естественнонаучными дисциплинами. ¬рем€ жизни аль-‘араби совпадает с политической неустойчивостью аббасидского халифата. ѕоследние годы своей жизни аль-‘араби провел при дворе

јбу ё́суф яку́б ибн »сха́к ибн —аббах аль- и́нди, употребительное сокращение имени Ч аль- и́нди (араб. أبو يوسف يعقوب إبن إسحاق الكندي‎‎, англ. Abū Yūsuf Yaqūb ibn Ishāq al-Kindī; около 801Ч873) Ч арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. –одилс€, по разным данным, в  уфе или в Ѕасре[1][2][3], детство провЄл в Ѕасре, работал в ƒоме мудрости в Ѕагдаде. Ѕыл фаворитом халифов ал-ћамуна (813Ч833) и ал-ћутасима (833Ч842), которые были покровител€ми представителей раннего калама Ч мутазилитов. ѕри ал-ћутаваккиле (с 847) подвергалс€ гонени€м. аль- инди €вл€етс€ автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. јль- инди первым в исламском мире обратилс€ к философским трудам јристотел€, став основоположником перипатетизма на мусульманском ¬остоке. ≈му принадлежат Ђќбзор сочинений јристотел€ї, Ђќ п€ти сущност€хї, Ђќ ближайшей причине возникновени€ и уничтожени€ї, Ђќб определени€х и описани€х вещейї.

—леду€ јристотелю, аль- инди утверждал, что Ђизвечное Ч это то, что вообще никогда не могло быть несуществующимї. —уществование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожаетс€ и не измен€етс€, поскольку не €вл€етс€ телом. ¬ качестве такого не имеющего определени€ начала аль- инди называл материю, котора€ выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различи€, твор€щей вещи, €вл€ющейс€ их потенцией. Ќе имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигаетс€ человеческим умом, не может стать предметом исследовани€, а значит и предметом философии, изучающей лишь такие вещи, природу которых она может познать.

јбу́ јли́ ’усе́йн ибн јбдалла́х ибн —и́на [1], или јвице́нна (јфшана близ Ѕухары, 16 августа 980 года Ч ’амадан, 18 июн€ 1037) Ч средневековый персидский[2] учЄный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Ѕыл придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое врем€ был визирем в ’амадане. ¬сего написал более 450 трудов в 29 област€х науки, из которых до нас дошли только 274. ѕоследние четырнадцать лет жизни (1023Ч1037) служил в »сфахане при дворе эмира јла ад-ƒавла, где дл€ него создали благопри€тные услови€ дл€ научной де€тельности. ќн был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. ¬ течение этих лет »бн —ина, подстЄгиваемый критикой его стил€, обратилс€ к изучению литературы и филологии. “акже продолжал плодотворную научную работу. «авершил Ђ анон врачебной наукиї. ћногие рукописей трудов, в том числе Ђ нига справедливостиї (Ђ итаб ул-инсафї) сгорели во врем€ нападени€ на »сфахан газнийского войска. ¬о врем€ одного из военных походов правител€ »сфахана, у »бн —ины открылась т€жЄла€ желудочна€ болезнь, от которой вылечить себ€ он не смог. ”мер »бн —ина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. ¬ завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всЄ своЄ имущество бедн€кам.

ѕохоронили јвиценну в ’амадане у городской стены, а через восемь мес€цев его прах перевезли в »сфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

»бн —ина был учЄный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. ‘илософ отличалс€ феноменальной пам€тью и остротой мысли. Ќаписанный на арабском энциклопедический труд Ђ нига исцелени€ї (Ђ итаб аль-Ўифаї) посв€щЄн логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. Ђ нига знани€ї (Ђƒаниш-намэї) также €вл€етс€ энциклопедией.

јбу́ јбдулла́х (или јбу ƒжафар) ћуха́ммад ибн ћуса́ аль-’орезми́ (араб. أبو عبد الله محمد بن موسی الخوارزمی‎‎; ок. 783, ’ива, ’орезм Ч ок. 850, Ѕагдад) Ч один из крупнейших средневековых учЄных (математик, астроном, географ и историк) IX века, основатель классической алгебры. јль-’орезми родилс€ в эпоху великого культурного и научного подъема в исламском мире[3]. Ќачальное образование он получил у выдающихс€ ученых ћавераннахра и ’орезма. Ќа родине он познакомилс€ с индийской и греческой наукой, а в Ѕагдад он попал уже вполне сложившимс€ ученым[4].

¬ 819 году аль-’орезми переехал в пригород Ѕагдада,  аттраббула[5]. ¬ Ѕагдаде он провЄл значительный период своей жизни, возглавл€€ при халифе аль-ћамуне (813Ч833) Ђƒома ћудростиї (араб. ЂЅайт аль-хикмаї). ƒо того, как стать халифом аль-ћамун был наместником восточных провинций ’алифата и не исключено, что с 809 года аль-’орезми был одним из придворных ученых аль-ћамуна[5]. ¬ одном из своих сочинений аль-’орезми с похвалой отозвалс€ об аль-ћамуне, отмеча€, что Ђлюбовь к науке и стремление приближать к себе ученых, простира€ над ними крыло своего покровительства и помога€ им в разъ€снении того, что дл€ них не€сно, и в облегчении того, что дл€ них затруднительної.[2].

Ђƒом мудростиї был своего рода јкадемией наук, где работали ученые из —ирии, ≈гипта, ѕерсии, ’орасана и ћавераннахра[4]. ¬ ней находилась библиотека с большим количеством старинных рукописей и астрономическа€ обсерватори€. «десь на арабский €зык были переведены многие греческие философские и научные труды[3]. ¬ это же врем€ там работали ’аббаш аль-’асиб, ал-‘аргани, »бн “урк, аль- инди и другие выдающиес€ учЄные.

ѕо заказу халифа аль-ћамуна аль-’орезми работал над созданием инструментов дл€ измерени€ объЄма и длины окружности земли[6]. ¬ 827 году в пустыне —инджар аль-’орезми принимал участие в измерении длины градуса дуги земного меридиана с целью уточнить величину окружности «емли, найденную в древности[2]. »змерени€, сделанные в пустыне —инджар оставались не превзойденными по точности на прот€жении 700 лет[4].

ѕримерно в 830 году ћухаммад ибн ћуса аль-’орезми создал первый известный арабский трактат по алгебре. јль-’орезми посв€тил два своих произведени€ халифу аль-ћамуну, который оказывал покровительство учЄным Ѕагдада[3].

ѕри халифе аль-¬асике (842Ч847) ал-’орезми возглавл€л экспедицию к хазарам. ѕоследнее упоминание о нЄм относитс€ к 847 году.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1972 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

760 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.