Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒейстивительность и возможность, необходимость и случайность




Ќеобходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости €влени€, выражают различные аспекты, типы св€зей, степень детерминированности €влени€. ѕри определенных услови€х необходимость - вещь, €вление в их всеобщей закономерной св€зи внутренних, устойчивых, повтор€ющихс€, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развити€; выражение такой ступени движени€ познани€ в глубь объекта, когда вскрываютс€ его сущность, закон; способ превращени€ возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеетс€ только одна возможность, превращающа€с€ в действительность.

—лучайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных св€зей действительности; выражение начального пункта познани€ объекта; результат перекрещивани€ независимых причинных процессов, событий; способ превращени€ возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных услови€х имеетс€ несколько различных возможностей, могущих превратитьс€ в действительность, но реализуетс€ только одна из них; форма про€влени€ необходимости и дополнение к ней.

Ќеобходимость выражаетс€ главными, регул€рными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуетс€ строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развити€ €влений. Ќеобходимость не сводитс€ к неизбежности. ѕоследн€€ - только одна из стадий ее развити€, одна из форм ее осуществлени€. —лучайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличаетс€ от нее особенностью своих причин. ќна по€вл€етс€ в результате действи€ отдаленных, нерегул€рных, непосто€нных, незначительных, малых причин или одновременного воздействи€ комплекса сложных причин, характеризуетс€ неоднозначностью, неопределенностью своего протекани€. ќдин и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе св€зей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе св€зей.

¬озможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развити€ каждого предмета или €влени€ в природе, обществе и мышлении.

¬озможность - есть объективно существующа€ тенденци€ развити€ предмета. ќна возникает на основе той или иной закономерности развити€ предмета и выражает эту закономерность.

ƒействительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосв€зи развити€ предметов и всех ее про€влений.

¬озможность и ƒействительность - это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движени€ и развити€ материи. ¬. и д.- соотносительные категории, выражающие диалектический характер вс€кого процесса развити€. ¬ процессе развити€ каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или ина€ возможность превращаетс€ в действительность.  ака€ из возможностей превратитс€ в действительность - это зависит от обсто€тельств, от условий, в которых протекает развитие. ѕримером такого превращени€ может служить любое превращение предмета из одного качественного состо€ни€ в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. ¬ случае, когда зерно превращаетс€ в растение, зерно €вл€етс€ исходным пунктом, а растение - результатом развити€. «ерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развити€. ѕри благопри€тных температурных и пр. услови€х его основна€ биологическа€ тенденци€ прокладывает себе путь и получает всестороннее про€вление: зерно развиваетс€ в растение. ¬ зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растени€ - его первую ступень развити€, теперь налицо действительность растени€ - его втора€ ступень развити€. ¬озможность превратилась в действительность.

¬озможность €вл€етс€ более бедным и абстрактным пон€тием, а действительность более богатым и конкретным. ƒействительность в самом широком смысле - это весь объективно существующий мир, объективна€ реальность, бытие материи вообще, вс€ материальна€ действительность. ¬ плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставл€етс€ сознанию, хот€ сознание само €вл€етс€ частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление €вл€етс€ не абсолютным, но лишь относительным. ¬ более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. ƒействительность как материальный мир представл€ет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюс€ материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, €влений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превраща€сь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. ѕри этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращени€ некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденци€ развити€, как возможность, прежде чем он стал действительностью. “. о., действительность в собственном смысле есть ступень развити€ каждого отдельного предмета; она представл€ет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставл€етс€ возможности. ƒействительность растени€ - это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему пон€тию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат - исходному пункту развити€, как действительность - возможности.

 

87. „то такое техника? ѕроблемы гуманизации и гуманитаризации технического образовани€. ѕерспективы и границы современной техногенной цивилизации.

“ехника (от греч. téchne Ч искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой де€тельности, создаваемых дл€ осуществлени€ процессов производства и обслуживани€ непроизводственных потребностей общества. ¬ “. материализованы знани€ и опыт, накопленные человечеством в ходе развити€ общественного производства. ќсновное назначение “. Ч частична€ или полна€ замена производственных функций человека с целью облегчени€ труда и повышени€ его производительности. “. позвол€ет на основе познани€ законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе целесообразной трудовой де€тельности; с еЄ помощью рационально (комплексно) используют природные ресурсы, осваивают недра «емли, ћировой океан, воздушное и космические пространства. Ќередко термин "“." примен€ют также дл€ совокупной характеристики навыков и приЄмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, “. делопроизводства, “. танца, “. игры на фортепиано и т. п.). ѕо мере развити€ производства и создани€ новых орудий труда “. освобождает человека от выполнени€ различных производственных функций, св€занных как с физическим, так и с умственным трудом. “. примен€етс€ дл€ воздействи€ на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; дл€ получени€, передачи и преобразовани€ энергии; исследовани€ законов развити€ природы и общества; передвижени€ и св€зи; сбора, хранени€, обработки и передачи информации; обслуживани€ быта; управлени€ обществом; обеспечени€ обороноспособности и ведени€ войны. ѕо функциональному назначению различают “. производственную, в том числе энергетическую, и непроизводственную Ч бытовую, научных исследований, образовани€ и культуры, военную, медицинскую и др. ѕо масштабам применени€ основную часть технических средств составл€ет производственна€ “.: машины, механизмы, инструменты, аппаратура управлени€ машинами и технологическими процессами, производственные здани€ и сооружени€, дороги, мосты, каналы, средства транспорта, коммуникации, св€зи и т. д. Ќаиболее активна€ часть производств. “. Ч машины, в составе которых можно выделить несколько основных групп: технологические машины Ч металлообрабатывающие, строительные, горные, металлургические, сельскохоз€йственные, текстильные, пищевые, бумагоделательные и др.; транспортные машины Ч автомобили, тепловозы, электровозы, самолЄты, теплоходы и др.; транспортирующие машины Ч конвейеры, элеваторы, краны, подъЄмники и др.; контрольно-управл€ющие и вычислительные машины (в том числе централизованного контрол€ и управлени€, информационные и др.); энергетические машины Ч электрические, двигатели внутреннего сгорани€, турбины и т. д. —реди технических средств современного производства важнейша€ роль принадлежит энергетической “., служащей дл€ получени€ и преобразовани€ энергии. “ехногенному типу развити€ предшествовал традиционалистический. ¬ современную эпоху он реализуетс€ во всех регионах планеты. —овременные япони€,  итай, ёжна€  оре€, —Ўј, страны «ападной и ¬осточной ≈вропы принадлежат к техногенной цивилизации. “ермин Утехногенна€ цивилизаци€ Ф выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет посто€нный поиск и применение новых технологий (как производственных, так и социального управлени€). “ехногенные общества, возникнув, сразу же начали оказывать вли€ние на традиционное общество. ƒинамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды де€тельности, их средства и цели мен€ютс€ очень медленно, иногда воспроизвод€сь на прот€жении веков. ¬ системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое врем€ господствовало понимание природы как неорганического мира, который представл€ет собой особое закономерно упор€доченное поле объектов, выступающее материалами и ресурсами дл€ человеческой де€тельности. »з плюсов выделим то, что техногенна€ цивилизаци€ дала человечеству множество достижений, из минусов Ц глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.). ѕостиндустриальное общество в контексте Уинформационной революцииФ характеризует пон€тие информационное общество. Ётот термин предложен €понским теоретиком  .  о€мой. —уть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному дл€ теории постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один Ц информационный сектор, который и €вл€етс€ системообразующим дл€ информационного общества. »нформаци€ Ц ключевой фактор производства, превосход€щий по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. »нформационные технологии привод€т к качественным переменам. ѕри этом отличительной характеристикой информационного общества становитс€ изменение характера межличностных отношений, которые оказываютс€ все менее устойчивыми. »з трех типов св€зей: длительные (родственные), среднесрочные (дружеские), кратковременные контакты, доминирующее положение получают именно последние.  роме того, в политической сфере прогнозируетс€ ослабление роли национального государства, решительна€ децентрализаци€ структур управлени€, распад иерархических структур управлени€, усиление роли этнических, религиозных и др. меньшинств. »нформационные технологии привод€т к качественным переменам. ѕроисходит децентрализаци€ и деурбанизаци€ производства. Ќа смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. ‘ормируетс€ также нова€ культура потреблени€Цустановка на приобретение Ђвещей одноразового использовани€ї, укоренное обновление товаров, традиционно считавшихс€ Ђтоварами длительного пользовани€ї. ¬ывод: »з проведенного анализа следует, что цивилизаци€ возникает на определенной ступени развити€ общества и представл€ет собой такой аспект человеческой де€тельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегул€цию социального организма, осуществл€емых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества. ѕредельным уровнем типизации исторического процесса €вл€етс€ мирова€ цивилизаци€. Ёто пон€тие включает в себ€ всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различи€м.

88.ѕлатон Ђ√осударствої (—труктура и основные идеи).

√осударство, по ѕлатону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчени€ условий своего существовани€. —огласно ѕлатону, государство Увозникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себ€, но нуждаетс€ еще во многом. “аким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого дл€ удовлетворени€ той или иной потребности. »спытыва€ нужду во многом, многие люди собираютс€ воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...Ф. –азрабатыва€ концепцию идеального государства, ѕлатон исходит из того соответстви€, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. ¬ государстве и в душе каждого отдельного человека имеютс€ одни и те же начала. “рем началам человеческой души, а именно, разумному, €ростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала Ч совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сослови€ Ч философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). √осударство, по ѕлатону, может считатьс€ справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполн€ет в нем свое дело и не вмешиваетс€ в дела других. ѕри этом предполагаетс€ иерархическа€ соподчиненность этих начал во им€ сохранени€ целого. ¬ государстве могут существовать три основные формы правлени€ Ч монархи€, аристократи€ и демократи€. ¬ свою очередь, кажда€ из них делитс€ на две формы. «аконна€ монархи€ Ч это власть просвещенного цар€, незаконна€ Ч тирани€; власть просвещенных и немногих Ч аристократи€, власть немногих, думающих только о себе, Ч олигархи€. ƒемократи€ как власть всех может быть законной и незаконной. —импатии ѕлатона однозначно на стороне царской власти.  ажда€ форма государства, по ѕлатону, гибнет из-за внутренних противоречий. ѕоэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок дл€ волнений, ѕлатон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. ”правление государством ѕлатон характеризует как царское искусство, главным дл€ которого будет наличие истинного царского знани€ и способность управл€ть людьми. ≈сли правители имеют такие данные, то будет уже неважно, прав€т ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1614 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

543 - | 424 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.