Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие, прогресс и регресс. ≈динство и многообразие мировой истории




–азвитие Ц процесс движени€ от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого €вл€етс€ исчезновение старого и возникновение нового. –. неорганических систем, живого мира, человеческого общества, познани€ подчин€етс€ общим законам диалектики. ƒл€ –. характерна спиралевидна€ форма. ¬с€кий отдельный процесс –. имеет начало и конец. ѕричем уже в начале в тенденции содержитс€ конец –., а завершение данного цикла –. кладет начало новому циклу, в котором неизбежно повтор€ютс€ некоторые особенности первого. –. Ц имманентный процесс: перехода от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатс€ тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. ѕри этом только на достаточно высокой ступени –. полностью вы€вл€ютс€ и впервые станов€тс€ пон€тными намеки на высшее, содержащеес€ в низшем. Ќапример, сознание есть результат –. материи, и лишь с этой точки зрени€ можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражени€. ¬оспроизведение –. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической логики. ѕрогресс и регресс (лат. progressus Ц движение вперед; regressus Ц возвращение) Ц противоположные формы развити€ общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восход€щей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себ€ формам, застой и деградацию.  ритерием общественного ѕ. —лужит прежде всего степень развити€ производительных сил, экономического стро€, а также определ€емых им надстроечных институтов, развити€ и распространени€ науки и культуры, развити€ личности, степень возрастани€ общественной свободы. ¬ отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение дл€ характеристики развити€ общества с точки зрени€ его ѕ. или –. могут приобретать в силу своей относительности самосто€тельности такие общественные €влени€, как формы политической жизни, культура, образование и т.д., хот€ они вторичны, производны и определ€ютс€ экономическим строем общества. ѕримером общественного –., обусловленного политическими факторами, может служить истори€ стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм)  райне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. ’от€ эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью ѕ. общества, им всегда присущи черты –., которые станов€тс€ преобладающим в период упадка данного общества. ќднако тогда –. не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развити€ всего человеческого общества €вл€етс€ не –., а ѕ., выражающийс€ в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. “ак, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуетс€ в целом €влением –., тем не менее при капитализме наблюдаетс€ ѕ. множества отраслей науки и техники, а также р€да др. общественных €влений. ќднако дл€ оценки жизненности данного общества, его способности к ѕ. или –. важно определение общей тенденции его развити€, помогающее заинтересованным в ѕ. общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развити€. ¬ философии и социологии пон€тие Уѕ.Ф и У–.Ф наход€т различные толковани€. ћыслители периода прогрессивного развити€ капитализма (¬ико, √ердер, √егель и др.) признавали ѕ. и пытались его рационально обосновать. ƒл€ периода упадка капитализма, начавшегос€ со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены  онтом, и историко-культурный (основоположник Ц рус. ”ченый-слав€нофил Ќ.я. ƒанилевский; сторонники ƒж. “ойнби, ѕ.ј. —орокин и др.). —огласно концепции позитивистов, истори€ должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновени€ в сущность истории в целом и без попыток пон€ть €вление ѕ. и р.  ультурно-историческа€ концепци€ считает важнейшим способом изучени€ ѕ. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизации. „еловеческую историю она рассматривает как смену самосто€тельных УтиповФ культур или цивилизаций, с собственными периодами ѕ. и р. Ћишь в современную эпоху, согласно “ойнби и —орокину, благодар€ расширению межкультурных св€зей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовли€ние различных культур. ѕоэтому ѕ. мыслим теперь как дальнейша€ интеграци€ различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. ќднако эта интеграци€, с точки зрени€ “ойнби, должна осуществл€тьс€ на основе капиталистической культуры «апада. Ќекоторые буржуазные психологические теории пытаютс€ объ€сн€ть €влени€ истории субъективными факторами, например особенност€ми тех или иных УисторическихФ личностей. Ќаучное объ€снение ѕ. и р. дано марксизмом-ленинизмом. ѕ. как поступательное развитие без рецидивов –. возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе.

 

85.„. ¬алиханов Ђ—леды шаманства у киргизовї, Ђќ мусульманстве в степиї, Ђ«аписки о судебной реформеї.

¬ работе "—леды шаманства у киргизов" великий казахский ученый пишет: "ћусульманство среди народа неграмотного без мулл не могло укоренитьс€, но оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние шаманские пон€ти€. ќттого изменению подверглись им€, слово, а не мысль". ¬ работе "ћусульманство в степи" читаем: "ћусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. ќно грозит нам разъединением народа в будущем. ћежду киргизами еще много таких, которые и не знают и имени ћагомета, и наши шаманы во многих местах еще не утратили своего значени€. ” нас в степи теперь период двоевери€, как было на –уси во врем€ преподобного Ќестора. Ќаши книжники также энергически, как книжники древней –уси, преследуют свою народную старину. Ќаши предани€, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги, а наши €зыческие обр€ды, игры и торжества они называют не иначе, как бесовскими. ѕод вли€нием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учени€ народность на все более и более принимает общемусульманский тип". “ам же следующее утверждение „окана ¬алиханова: "Ќет никакого сомнени€, что причиною отчуждени€ татар от русских и причиною всех плачевных €влений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть". „окан ¬алиханов категорически против гонени€ на служителей культа: "√онение придает преследуемой вере, как замечено было не раз, еще больше энергии и жизненности. –усский раскол представл€ет в этом отношении поучительный пример. Ќо мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной вс€кому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побо€х". ќ браке Ц малолетних дочерейЕ ѕредложени€ Ц 2. ”твердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут насто€тельные просьбы о том со стороны народа. 4. Ќе дозвол€ть ишанам и ходжам, приезжающим из —редней јзии к татарским семинаристам, жить в кочевь€х киргиз без определенных зан€тий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ подобно тем, которые существуют теперь в Ѕа€н-јульском и  аркаралинском округах. Ќо против такого зала, как ислам, недостаточно одних паллиативных мер. ќтн€тие судейских прав не лиши мулл того вли€ни€, которое они будет иметь как св€щенники.  роме мулл, у нас много и других вредных шарлатанов". ќн собирает казахский фольклор, пишет статью Ђ—леды шаманства у киргизї, где обнаруживает серьезное понимание этого €влени€. «имой 1864 г. ¬алиханов был приглашен в ќмск дл€ помощи в подготовке судебной реформы. ¬ св€зи с этим им была составлена Ђ«аписка о судебной реформе у киргиз —ибирского ведомстваї, в которой он рассматривает историю возникновени€ и развити€ суда биев.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2131 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

328 - | 300 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.