Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Некоторые тенденции развития современной философии и науки




В последние десятилетия XX века в культуре западных обществ оформляются и заявляют о себе особые тенденции, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI века: кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания.

Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. В философских дискуссиях последних десятилетий понятие «модерн» закрепилось за исторической эпохой.

Важнейшие черты модерна:

Модернизация – главная стратегия развития общества. Происходит отделение знания от религии, наука дистанцируется от философии, морали и искусства.

Субъект, познающий мир в соответствии с требованиями теоретического разума, провозглашается исходным пунктом философии.

Для модерна характерны культ науки и «сциентизация» любого знания, а также проистекающая отсюда вера в социальный и научно-технический прогресс.

4. Развитие и обоснование идей господствующей и контролирующей рациональности, которая понимается как инструмент тотального господства человека над природой, эффективного контроля и власти общества над индивидуальной волей и желаниями субъекта.

Постмодернистские дискуссии начались с резких и решительных обвинений в адрес эпохи модерна и ее базовых ценностей, с критики идеи рациональности жизни и мышления.

В широком философском и социально-культурологическом смысле термин «постмодернизм» впервые употребляет А. Тойнби в своей книге «Изучение истории» (1947) для выражения идеи конца западного господства в религии и культуре.

Существенные изменения происходят в сфере искусства, которое все в большей мере ориентируется на массовую аудиторию, переходя от вербальности к телесности, используя жест, ритуал.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и масс-медиа, основные характеристики которого достаточно неопределенны. Это значит, что в этом обществе нет ярко выраженной социально-классовой структуры, а основным критерием деления людей на социальные слои выступает размер потребления. В этом обществе господствует конформизм, редко используется термин «народ» или «гражданин», а все чаще речь идет о потребителях, клиентах, электорате. Ярче всего особенности новой эпохи проявили себя в судьбе интеллигента или вообще интеллектуала. Поэтому Лиотар публикует книгу «Могила интеллектуала», где указывает, что в наши дни «писатель и художник, творец вообще уступает журналисту и эксперту». В постмодернистском обществе в качестве типичных представителей выделяют людей двух типов: яппи (молодой горожанин профессионал) и зомби. Яппи – молодой преуспевающий представитель среднего класса, нацелен на карьеру и финансовый успех, лишен интеллигентских комплексов, поэтому ради успеха готов пожертвовать любыми принципами. Зомби – запрограммированное существо, не способное к самостоятельному мышлению, человек, который всегда к чему-то подключен. Его часто сравнивают с магнитофоном.Мировоззрение человека постмодерна часто называют софт-идеологией.

Глобализация – это растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате постоянно и интенсивно увеличивающегося объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.

Глобализация понимается Р. Робертсоном как становление мира в виде единого, или общего, социального пространства, обнаруживающего себя в различных культурно-идеологических конструкциях либо дискурсах. Глобализация, понятая как исторически длительный и значимый процесс, центрирует многие современные концепции и теоретические модели социодинамики. Например, Ф. Бродель трактует глобализацию как один из этапов развития именно капиталистической системы. И. Валлерстайнполагает, что она длится уже 500 лет и охватывает историю всей «капиталистической мир-экономики».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1160 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.