Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия социально-гуманитарного познания




Проблема социально-гуманитарного познания (СГП) возникла в связи с проблемой «раскола» двух культур, которая была подмечена еще Галилеем и далее широко обсуждалась в западноевропейской науке. Спор большей частью опирался на противоположные мнения относительно методологии исследования. В результате были сформированы натуралистика и гуманитаристика.

Натуралистика – обязательное заимствование и использование естественнонаучных методов исследования в любой области знания, в т.ч. и гуманитарной.

Гуманитаристика – абсолютизация особенностей социального познания и его методов.

В результате появляются новые классификации научного знания, которые пытаются обосновать специфику социально-гуманитарных наук.

Пионером в решении этих проблем был Вольтер (автор термина «Философия истории»).

В 19 веке немецким философом Дильтеем было предложено разделить все науки на две группы:

- науки о природе (номотетические);

- науки о духе (идеографические).

Его идеи далее подробно разрабатывали Виндельбанд, Риккерт, Рикер.

Особенности современного СГП

Основные оппозиции естественнонаучного и гуманитарного познания по предметному основанию следующие:

1) Естествознание, природа – это всегда объект не зависимый от познающего субъекта. В гуманитарном познании субъект познает себя сам.

2) Если природа всегда внеисторична, то человек и общество, его культура, всегда определяют особенности из развития, поэтому в естествознании возможны и необходимы всеобщие и универсальные законы, а в социально-гуманитарных науках таких законов мы не находим.

3) В природе всегда господствуют причинно-следственные связи, человеческом обществе главными являются нормы, которые опираются на ценности и идеалы, поэтому культура всегда ценностно нагружена.

4) Специфика СГП, след-но, опирается не только на конкретные факты, но и на мысли людей на эти факты, поэтому в СГП выделяют объектный и субъектный подходы к анализу тех или иных проблем. След-но, и сами науки делятся на знания, где будет преобладать объектный подход (демография, статистика, экономические науки), либо объектный и субъектный подходы одновременно (психология, языковедение), где в некоторых школах (бихейвиоризм) преобладает субъектный вариант анализа, а в других школах (Фромм, Маслоу) – объектный подход. Чисто субъективный подход – педагогика, искусствоведение, эстетика.

Т. обр., СГП ориентировано прежде всего на человека и общество и рассматривает все процессы в рамках динамики, а не статики социальных явлений. Социальное познание делает акцент на качественную сторону действительности.

В социальном познании имеет место своеобразное сочетание теории и практики, след-но, эмпирических и теоретических методов.

В СГП отсутствуют общепризнанные парадигмы. Поэтому в этом знании присутствует «неизбежность теоретического анархизма, ибо здесь нет единственно истинной теории» (Рикер).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.