Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феномен культуры. Основные направления его философского анализа




Философия культура как раздел философского знания формируется в 19 - начале 20 века.

Культура – древний термин, его формирование началось в древнеримской цивилизации (cultusagri, cultura). В современном значении термин впервые Цицерон, считая, что это все, что создано человеком, как в материальном, так и в духовном плане. Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать что понятие культура имеет 3 основных значения: а) культура – возделывание, производство, творчество; б) воспитание, образование, развитие (в таком значение термин начинается пониматься с 17-18 веков); в) поклонение и почитание, имеется ввиду религиозный культ. Сущностью человеческой культуры является определение возможностей человеческой жизни и реализации собственно человеческого способа существования. Это значит, что человеческая культура в рамках наследования базируется не на инстинктах, а создается и передается с помощью сознания и символических систем. Т.о., человеческая культура выражает и воплощает социальное.

В качестве основных философско-методологических подходов к исследованию культуры можно выделить следующие: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой.

Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60-70-х годах XX века. В рамках аксиологического подхода культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев). Ценности полагаются важнейшим системно-образующим фактором культуры, определяющим ее строение, целостность, базовые функции и свойства.

Системно-деятельностная концепция формируется в 70-е годы XX века. Деятельностный подход – совокупность различных форм и типов жизнедеятельности (орудия труда, знаки, создания норм и правил поведения).

Структурно-семиотический подход формируется в русле методологии исследования разнообразных феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности и т.д. Основные положения семиотической концепции культуры разрабатывались в трудах Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, В.Я. Пропп, Р. Барт, К. Леви-Стросса, У. Эко, М. Фуко, Л. Гольдман, А. Моль и др.

С точки зрения обсуждаемого подхода, культура — это универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества.

Психоаналитическая концепция культуры складывается на основе философской интерпретации идей 3. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов.

Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Г.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, П. Рикер и др.) центрировано вокруг проблемы бытия и обретает смысл в контексте поиска истоков жизни и свободы человека, раскрытия специфики его внутреннего бытия.

Культура предстает особым, духовным измерением бытия, которое порождается стремлением человека к безграничной коммуникации, к свободному осуществлению его личности на основе экзистенции.

Игровая концепция культуры складывается в современной философии (Й.Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт и др.). В рамках игрового подхода под культурой понимается направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов (И. Хейзинга). При этом в качестве важнейших характеристик культуры отмечаются:

равновесие материальных и духовных ценностей, а также гармония между различными группами духовных ценностей: интеллектуальными, моральными, эстетическими;

направленность культуры на благо, на реализацию позитивных религиозных, моральных, социальных ценностей;

особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, который предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений, покорение и обуздание животных инстинктов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1857 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.