Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные проблемы социальной динамики общества




Философия истории-раздел философии,кот.изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общ-ва,факторы влияющие на исторический процесс, исторические закономерности,а также особенности и формы исторического познания.

18 в. этап становления как самост-го раздела.

Классич.философия во взгляде на историю несмотря на разнообразие мнений представляет нам большей частью идеи,теории,связанные с верой в возможность прогрессивного развития человеч-ва,наличие всеобщих закономерностей в историческом процессе и следовательно существование всеобщей,всемирнойистории,кот.включает в себя более или менее похожие этапы развития всех народов.

Неклассическая филос.,кот.формир-ся в 19-20 в.(Сорокин,Данилевский,Шпенглер,Ясперс) отстаивает позицию,согласнокот.у чел-ва нет единой истории и следовательно история-это совок-ть самобытных разнообразных неповторимых самостоятельных уникальных исторических культур,т.е.они критикуют европоцентризм классической традиции и стоят на позиции принципиального плюрализма в понимании исторической реальности.

На проблему происхождения общ-ва в филос.историисущ.несколько взглядов или несколько подходов:1)креациониский-формир-ся в русле религиозного понимания происх.общ-ва 2) натуралистический-базируется на естественном характере происхожд. общ-ва (Платон,Аристотель,Дарвин). 3) эволюционный-развитие общ-ва,как постепенный, естественный процесс его выделения из природы в рамках длительной исторической эволюции.

Этапы социогенеза:1) труд.деят-ть2)возникновениемышления,речи 3) формирование различных форм социальности и культуры(моногамная семья,институт частной собственности,гос-во,сложные формы духовности),марксизм-эволюционная позиция, психофизиологич.концепция-Фрейда,игровая концепция-Хейзинга.

Факторы,влияющие на развитие и формирование общ-ва:соц-я реальность в рамках объяснения своих закономерностей включает в это объяснение действие двух видов факторов:объективных и субъективных.Объект-е-независимые от воли и от сознания людей: соц.-эконом-е,природно-географ-е,демограф-е,этнокульт-е,технико-технологические.Субъект-е факторы представлены в качестве сознат-й деят-тилюдей,т.е.деят-ти различных соц-ыхсубъектов.Соц-е субъекты-это индивиды,соц-е группы,политическиеинституты,элиты(эконом-я,полит-я,худож-я),массы,толпа,человеч-во в целом.

При абсолютиз-и объективных и субъективных фак-в можно говорить и фатализме или волюнтаризме в истори-м процессе.

Каковы источники истор-го развития: в марксизме-источниками явл-сяантогонестич-е противоречия;Парсонс-устойчивое развитие общ-ва обеспечивается состоянием гармонии между его подсистемами,а также стремлением общ-ва к социа-муравновесию;Ю.Хабермас-динамикуразви-я общ-ва придают многовариант-е социальн.конфликты.

Направленность исторического процесса:1.линейный;2.нелинейный

Линейный(поступательно-стадиальн.)-понимают историю, как постепенное, постоянное развитие основанное на преемственности,накопленном знании и опыте.Этот вариант может быть прогрессивный и регрессивный.Регрессивныйвариант:Герадот.Ярким примером прогрессивного подхода,т.е. линейной модели понимания истории явл.маркс-е теории общ-но-экономических формаций.Общ-но-эконом-я формация-это исторический тип общ-ва,основан-й на определ-м способе производства и выступающий,как ступень прогрессивного развития мировой истории.

Маркс в истории человечества выделил три формации, экономический базис кот-х опирался на общинную,частную и общественную собственность.

Закон перехода от одной формации к другой опред-ся спецификой способа производства. Согласно марксизму история развития общ-ва направлена к формированию общ-васоц-ой справедливости,т.е.коммунизму.Цель-соц-е равенство.Концеп-я общ-х эконом-х формаций явл.самост-м направлением философии истории так назыв-м формационным подходом.

В 19-20вв. в неклассич.филосиф. появляются претензии к европацентризму,согласно которому история Европы-это идеальная модель для развития истории челов-ва в целом. Появл-ся новые нелинейные концепции,кот. подчеркивают своеобразие,уникальность различных историч-х судеб и культур(Сорокин,Данилевский)

Формы развития соц-й динамики:этоэволюционные,постепенные изменения, всевозможные реформы,кот.опираются на соверш-е законодат-ва,что в результате должно привести к соц-м изменениям, революц-е - коренные,качеств-е изменения,кот.охватывают широкие слои общ-ва,целыеклассы,чаще всего осущ-ся свержением существ-го строя.

Однозначной оценки нет эволюц-го и революц-го подхода.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1690 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2268 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.