Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание в жизни человека




Сознание в жизни индивида - это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления. Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может. Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой. Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды. Второе направление -идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает. И третье направление в сознании индивида - это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

Сознание делает жизнь человека просветленной, понятной, целенаправленной. А происходит это в результате проникновения и закрепления в сознании личности научных и иных знаний, мнений, жизненного опыта и т.д. Поэтому важнейшим компонентом сознания является память, без которой его нет и быть не может. Безусловно, животные тоже обладают памятью. Однако у человека она представляет особую ипостась сознания, которая не просто закрепляет информацию, но и способствует творческому ее преобразованию посредством мышления. Это принципиально отличает психику человека и животных. Человек анализирует информацию, критично ее оценивает и отбирает для реализации собственных интересов. Поэтому память - не столько накопитель необходимых знаний и жизненного опыта, сколько ориентир для осмысления мира, посредством которого личность понятийно отражает, субъективно оценивает все многообразие форм бытия и мобилизуется к осмысленному действию. «У каждого есть перед глазами определенная цель, - писал К. Маркс, - которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» [17].

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера). В начале XIX века европейские ученые столкнулись с необычным фактом. В Нюрнберге (Германия, 1828 г.) появился странный молодой человек по имени Каспар Хаузер. Ему было примерно лет шестнадцать, но выглядел он абсолютно беспомощным. Более того, он не говорил и ничего не понимал, не принимал никакой пищи, кроме хлеба и воды. А главное, он ничего не умел делать. Попытки же реабилитировать в нем качества человека, осознающего мир, в целом результатов не дали. Максимум, что удалось сделать ученым, так это научить юношу нескольким обыденным словам и приемам нормального человеческого поведения: есть кашу, спать в кровати и т.п. Причиной же отсутствия у него начал сознания, речи, культуры, как тогда установили, было поведение родителей мальчика, которые изолировали его от всяческого общения. Затем они почему-то выпустили сына к людям, надеясь, видимо, на его естественное выживание. Этот странный, а точнее, страшный факт отсутствия в человеке сознательного начала навел ученых на мысль, что качества и свойства сознания, характерные для Homo sapiens, такие, как образное и понятийное мышление, осмысленная речь, не наследуются. По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин, допуская в принципе элементы антропоморфизма, исследовал поведение животных и человека. Тем самым он заложил основы учения о поведении и установил, что врожденные качества - это нижайшая ступень психической деятельности человека. А пример с Хаузером позволил отделить врожденные психические качества от приобретенных, установив зависимость формирования сознания от социализации индивида, культурного становления личности.

Относительно недавно в российской печати появилось сообщение о том, что в Кировской области обнаружили девочку, которая по воле матери с рождения пребывала в сундуке. Когда же ее вызволили из «заточения», она представляла собой ужасное существо с полным отсутствием элементарных форм сознания. Девочка не умела ходить, сидеть, не могла членораздельно говорить. Восемь лет, проведенные Машей Мурыгиной (так назвали девочку) в Мурыгинском детском интернате, вернули ей человеческий облик, но не больше. К двадцати годам она усвоила лишь некоторые манеры: научилась ходить, принимать по-человечески пищу, сидеть за столом. После нескольких лет обучения она понемногу стала усваивать речь, при этом непонимание смысла многих слов компенсировала чутьем. Письменная же речь и арифметика ей не дались вообще.

Большой интерес у ученых-медиков, психологов и философов вызывают те дети, в воспитании которых люди по тем или иным причинам не принимали участия вообще. Речь идет о реальных прототипах киплинговского Маугли. Кстати, таких детей сегодня уже насчитывается не один десяток. У них, как правило, человеческим можно считать лишь тело, тогда как психика и поведение их соответствуют таковым у животных, среди которых им пришлось жить. Если младенец, попавший к животным, выживает физически при определенных обстоятельствах, он не становится человеком в полном смысле слова, то есть существом, обладающим сознанием. Для этого ребенку в ранний период его жизни необходимо пройти активную социализацию. Трудно не согласиться с мнением, что любой «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [18].

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» - сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статуе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания. Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность. Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле - культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Современный психолог Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» [19].

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека - в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, - он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания. Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения - духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1871 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.