Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предметом социальной философии является отношение между обществом людей и общественным человеком




Анализируя предмет социальной философии, нельзя не заметить ее связь с другими науками, прежде всего с философией истории. Философия истории представляет собой осмысление истории человечества с точки зрения взаимодействия в этой реальной истории субъективных сил и объективных условий, необходимостей и случайностей и т.п. Философия истории стремится открыть в истории человечества какую-то конечную цель, которой подчинено развитие общества. Такой целью является стремление гегелевского мирового духа к прусскому государству, материальных производительных сил к коммунистическому обществу и т.п. Таким образом, предмет философии истории и предмет социальной философии тесно переплетаются.

В отличие от философии истории социальная философия, помимо этой проблемы, рассматривает взаимосвязь человека и общества исторически - в виде истории отдельных цивилизаций, в которых общее (социальная философия) становится особенным, т.е. конкретизируется. Проблемами социальной философии также являются: детерминизм исторического процесса, его движущие силы, единство природного и социального в историческом процессе, его периодизация, единство и многообразие исторического процесса и т.п. Можно сказать, что в философии истории социально-философские проблемы приобретают определенную конкретность, приближение к реальному историческому процессу.

Социальная философия связана с историей. История в узком смысле слова есть наука о человеческом прошлом, которое определенным образом интерпретируется историком. История обществ и человечества представляет собой совокупность конкретных и многообразных событий, находящихся в определенной пространственной и временной взаимосвязи. История как наука изучает эти события во временной и логической последовательности. Поэтому В.О. Ключевский писал об истории как науке:

В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени [людей, обществ, человечества], процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории... служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах1.

История - это конкретная (эмпирическая) и теоретическая наука. Первый этап исторического познания включает в себя точное описание и знание социальных фактов (событий), их хронологии, места их происхождения. Собирание исторических (социальных) фактов - это основа (эмпирическая) исторической науки. Следующий теоретический этап исторического познания - систематизация и обобщение собранных исторических фактов. Он предполагает наличие у историка определенной социально-философской гипотезы человеческой истории, включающей общее представление о строении общества, его движущих силах, взаимодействии обществ внутри человечества и т.п. Таким образом, социальная философия, образуя методологическую основу теоретической составляющей истории, объединяющей исторические факты, частично входит в структуру истории. Это можно изобразить в следующей иерархической последовательности: исторические факты - история народов - история человечества - социальная философия.

Теснее связана социальная философия с социологией. Социология - это наука об обществе как результате деятельности личностей, социальных общностей, институтов. Социология тоже изучает общество, но не со стороны отношения общественного сознания и общественного бытия, а со стороны некоторых структурных элементов общества, их деятельности и взаимоотношений между ними. В этой связи одни социологи (Э. Дюркгейм и др.) полагают, что предметом социологии выступают социальные факты (результат коллективной деятельности), другие (М. Вебер и др.) - социальное поведение (его интересы и мотивы), а третьи (марксисты) - законы функционирования и развития общества как целостной экономической системы (формации).

В социологии можно выделить три уровня исследования: 1) эмпирический (конкретно-социологические исследования), направленный на получение социологических фактов и эмпирических выводов; 2) отраслевой (социология труда, социология семьи, социология образования и т.п.), представляющий социологические теории среднего уровня (отраслевые); 3) теоретический (теоретическая социология), на котором общество изучается как общественный организм с присущими ему законами функционирования и развития. Последний уровень является социально-философским, он представляет собой часть социальной философии, но не социальную философию в целом. Социальная философия значительно шире и глубже той части теоретической социологии, которая входит в структуру последней. В отличие от социологии история не включает

в свой состав социальную философию, которая остается лишь методологической (внешней) основой исторического исследования.

Социальная философия тесно связана также с социально-исторической антропологией. Слово "антропология" свидетельствует об изучении человека, "социально-исторический" - говорит об изучении истории с социологической стороны. В целом же социально-историческая антропология представляет собой науку о человеке, который рождается, социализируется, действует, развивается в определенном конкретно-историческом обществе: Руси, Российской империи, Советском Союзе, постсоветской России и т.п.

В этой науке обращается внимание на то, что человек, рождаясь в конкретно-историческом обществе, в процессе обучения и воспитания воспринимает и усваивает нормы, традиции, институты общества как данность, которая предшествует ему. В результате он становится представителем данного общества, например советским рабочим, учителем, партократом и т.п. Но в процессе своей деятельности, в зрелом состоянии, люди в лице своих выдающихся представителей начинают совершенствовать (изобретать) новые нормы, традиции, институты и тем самым менять конкретно-исторические условия формирования других поколений людей.

Философский анализ общества не может обойтись без социально-исторической антропологии, которая почти не использовалась в историческом идеализме и историческом материализме: в них исследовались проблемы роли выдающихся личностей в истории и роли объективных факторов в деятельности классов, наций и т.п. Но выдающиеся личности ничего не могут сделать без поддержки других социальных общностей (возрастных, экономических, политических и т.п.). Одновременно не только объективные факторы влияют на формирование и жизнедеятельность людей. С этой точки зрения социальная философия - это наука, изучающая с философской точки зрения общество как жилище людей, которое они обустраивают для большего комфорта и продолжительности жизни. И в этом процессе важную роль играют и общественное бытие, и общественное сознание, выступающие в социально-исторической антропологии в виде социальной среды и отдельной личности, социальной общности.

Таким образом, социальная философия, с одной стороны, пользуется социальными фактами, добытыми историей и социологией в ее эмпирических составляющих, а с другой стороны, сама входит в состав теоретического уровня истории и социологии какой-то своей частью.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1766 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.