Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕринципы гносеологии




√носологи€- это наука о познании.

1. ѕринцип объективности. Ётот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познани€ существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познани€. »з этого принципа следует методологическое требование - любой объект исследовани€ надо принимать таковым, как он есть. ѕолученный результат исследовани€ должен исключать любое про€вление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.

“ребование объективности - это одно из важнейших правил исследовательской этики, уход€щее своими корн€ми в философию √егел€. –ассматрива€ гносеологическое отношение субъекта к объекту, √. √егель отмечал: " огда € мыслю, € отказываюсь от моей субъективной особенности, углубл€€сь в предмет, представл€ю мышлению действовать самосто€тельно, и € мыслю плохо, если € прибавл€ю что-нибудь от себ€".

—убъект должен воздерживатьс€ от своих пристрастий в адрес объекта познани€. ќдновременно субъект познани€ не должен в угоду каким бы то ни было соображени€м отступать от полученной истины относительно объекта познани€.

 роме того, принцип объективности познани€ ориентирован на учет используемых субъектом познани€ средств исследовани€, способов кодировани€ звани€ и различение кода и содержани€ знани€.

» наконец, принцип объективности требует фиксировать не только существующую форму объекта, но и его возможные проекции в других ситуаци€х.

“олько таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект".

 

2. ѕринцип познаваемости. ≈сли принцип объективности требует познани€ реальности такой, как она есть, то принцип познаваемости утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. ƒл€ субъекта познани€ не существует барьеров на пути освоени€ объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано. Ќо такой оптимизм не раздел€етс€ представител€ми агностицизма. —вою позицию они аргументируют тем, что объект познани€ неизбежно преломл€етс€ сквозь призму наших чувств и категорий мышлени€, а посему мы получаем о нем информацию лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломлени€.  аков же объект в действительности, этот вопрос остаетс€ открытым.

ќднако логика агностицизма опровергаетс€ развитием познани€, общественной исторической практикой.

—омнение в разумных пределах необходимо. Ќет познани€ без проблемы. Ќет проблемы без сомнени€. ≈сли субъект в процессе познани€ не подвергает все сомнению, стало быть, он остановилс€ в своем движении к объекту. Ќо сомнение, возведенное в абсолют, исключает возможность развити€ гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект".

 

3. ѕринцип отражени€. ѕринцип отражени€ ориентирует исследовател€ на тот факт, что познание объекта есть процесс отражени€ его возможност€ми субъекта.

ќтражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощью образа. —оответствие образа оригиналу возможно, если каждому элементу образа однозначно (гомоморфно) соответствует элемент оригинала и каждому отношению между элементами образа соответствует отношение между элементами оригинала.

√омоморфное отображение - это только первый шаг в становлении гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект", ибо оно приблизительно учитывает форму объекта. ѕоследнее позвол€ет говорить не столько об образе оригинала, сколько о его прообразе.

—ледующий шаг в развитии гносеологического отношени€ св€зан с изоморфизмом. Ќа этом уровне отображение обеспечивает адекватность представлени€ о форме объекта. ≈сли гомоморфизм выражает уподобление образа объекту (оригиналу), то изоморфизм утверждает их одинаковость.

»зоморфизм фиксирует отражение формы, оставл€€ открытым вопрос о содержании объекта.

ќтражение эволюционирует от гомоморфизма через изоморфизм, раздражимость, психику до сознани€. —ознание выступает высшей формой отражени€, формиру€ чувственный, л затем и рациональный образ действительности в виде таких форм, как пон€тие, суждение, умозаключение.

Ќа этом уровне развити€ гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект" оформл€етс€ образ действительности. Ётот образ €вл€етс€ абстрактным и обобщенным, но главна€ его ценность, что это уже не образ формы, а образ содержани€.  лючевой ценностью этого образа €вл€етс€ информаци€.

 

4. ѕринцип определ€ющей роли практики в познании. Ётот принцип €вл€етс€ отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект" познани€.

ƒвижение €вл€етс€ способом быти€ мира, активность - условием жизни, а де€тельность человека - способ его существовани€ и осуществлени€. ∆изнеде€тельность человека есть непрерывный процесс удовлетворени€, воспроизводства и рождени€ новых потребностей, осуществл€ющихс€ на базе материального производства, в котором производство орудий труда становитс€ потребностью. Ёта потребность превращаетс€ в предпосылку самой жизнеде€тельности. ѕоследн€€ про€вл€етс€ в самых различных формах, в том числе и как потребность познани€.

ѕрактика €вл€етс€ основой познани€ в том смысле, что обеспечивает познанию заказ. Ѕолее того, она представл€ет рабочую информацию, определ€ет набор и характер средств познани€. Ќельз€ пон€ть сущность и смысл познани€ (познавательной де€тельности), не у€снив природы человеческой де€тельности вообще, существенным аспектом которой она €вл€етс€. ѕрактика не только основа познани€, но и конечна€ цель познани€, сфера приложени€ полученных знаний.

 

5. ѕринцип творческой активности субъекта познани€. —убъект познани€ больше чем система, извлекающа€ информацию о внешних €влени€х природы и общественной жизни. ќн (субъект) органически включен в систему общественных отношений, которые определ€ют направленность познани€ и его меру активности.

јктивность задает основание гносеологического отношени€, предопредел€ет инициативу субъекта. ¬ процессе "превращени€" материального в идеальное, объективного в субъективное можно выделить три этапа:

- активный зондаж объекта и последующее сн€тие копии с объекта, его моделирование, формирование образа;

- превращение внешнего состо€ни€ объекта во внутреннее состо€ние субъекта, готовность оперировать не реальным объектом, а его образом;

- процесс творческого конструктивного отношени€ субъекта к объекту, его идеальное преобразование. ќт субъекта зависит направленность его отношени€ к объекту, вычленение того содержани€, которое так или иначе св€зано с де€тельностью субъекта, его цел€ми и потребност€ми. »збирательность субъекта - это одна из форм выражени€ его активности.

ƒругой формой выражени€ активности €вл€етс€ способность субъекта к созданию целостного образа объекта. ѕоследний обеспечивает возможность проникновени€ внутрь объекта и преодоление своей субъективности.

6. ѕринцип обобщени€ и абстрагировани€. Ётот принцип предполагает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени активности.

јбстрагирование €вл€етс€ мысленным отвлечением от всех признаков объекта, кроме того признака, который представл€ет особый интерес дл€ исследовател€. јкцентированное внимание на этом признаке позвол€ет совершить операцию обобщени€, мысленного перехода от единичного объекта к классу объектов, родственных (однородных) по данному признаку.

» абстрагирование, и обобщение предполагают определенную меру огрублени€, упрощени€, идеализации отображаемого объекта. Ќо этот шаг абсолютно необходим, чтобы обеспечить переход от конкретного к абстрактному. Ётот переход предполагает особого рода правила: абстракции, анализа, синтеза, сравнени€.

“олько соблюдение этих правил обеспечивает мышлению возможность приблизитьс€ к истине, а не уйти от нее.

 

7. ѕринцип восхождени€ от абстрактного к конкретному. Ётот принцип характеризует направленность процесса познани€, развитие гносеологического отношени€ от менее содержательного к более содержательному и совершенному знанию. ќн ориентирует на необходимость построени€ идеализированного объекта как предпосылки (отправной точки отсчета) движени€ мысли субъекта от абстрактного к конкретному.

»деализированный объект - это мысленна€ познавательна€ конструкци€ объекта, позвол€юща€ устанавливать существенные св€зи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, вз€тых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

ѕо своему содержанию идеализированный объект представл€ет собой целостную, хот€ и абстрактную модель воспроизводимого объекта.

ѕринцип восхождени€ от абстрактного к конкретному предполагает, что между реальной конкретностью и ее мысленным воспроизведением находитс€ особое промежуточное пространство, позвол€ющее редактировать мысленную конкретность на базе новых эмпирических данных, объ€сн€ть, а подчас и разрешать несоответствие, возникающее между абстрактным образом и конкретной реальностью объекта, демонстрировать "открытость" обобщенного образа по отношению к новой информации.

8. ѕринцип конкретности истины. Ётот принцип требует определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждени€ только с учетом конкретных гносеологических предпосылок. ѕосему истинность суждени€ будет сомнительна, если не будут известны услови€ места, времени осуществлени€ гносеологического отношени€ в системе "субъект-объект". —уждение, верно отражающее объект в одних услови€х, становитс€ ложным по отношению к тому же объекту в других услови€х (обсто€тельствах). Ќапример, суждение "вода кипит при 100 градусах по ÷ельсию" истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Ёто суждение тер€ет свою истинность, если изменить давление или вз€ть т. н. т€желую воду. ќсновные положени€ классической механики истинны применительно к макротелам. «а пределами макромира они тер€ют свою истинность.

«а€вленный принцип ориентирует исследовател€ на тот факт, что нет и не может быть абстрактной истины. ќна всегда конкретна. » люба€ попытка распространить конкретную истину "за пределы ее действительной применимости* носит характер абсурда.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1041 - | 671 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.