Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философия XVIII в




Второй крупный период развития русской философии начи­нается с XVIII в. Исторически и логически он совпадает с пере­ходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два важных вза­имосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого време­ни, — процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни.

Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство стано­вится Российской империей, старый идеал замещается идеа­лом «великой Руси», который и утверждается в национальном сознании. Этому способствовала и отмена Петром I патриар­шества и установление для церкви синодального правления. Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти.

В это время Россия многое перенимает из западноевропейкой культуры, которая развивалась под знаменем эпохи Просвещения. Огромное значение для развития всей духовной культуры россии имело основание в 1755 г. Московского уни­верситета. С этого времени философия отходит от схоластичес­ких образов и становится свободной от церкви. Первыми пропа­гандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др. Но наиболее видными представителями философского знания этого периода являются М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) свое место в истории русской философии определил прежде всего тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомис­тическом учении. В качестве вывода этой философии он фор­мулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчай­шие частицы, которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами. Однако в отличие от последнего Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных ато­мах. Понятие материи он определяет следующим образом: «Ма­терия есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущ­ность»1. Надо сказать, что эта дефиниция материи известна еще со времен Аристотеля. Так же, как и последний, Ломоносов говорит, что «тела состоят из материи и формы»2, но при этом он утверждает зависимость формы от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель. То есть Ломоносов выступает с мате­риалистических позиций, но, как и все материалисты своего времени, он понимал материю только в качестве вещества.

Однако материализм Ломоносова не следует понимать упро­щенно. Его философия носит секуляризованный, антиклери­кальный характер. Это бесспорно. Ломоносов довольно резко критикует и церковь, и невежество попов. Но вместе с тем он стремится примирить естественно -научное и теологическое объяснение мира и в принципе не отвергает Бога-творца. «У многих глубоко укоренилось убеждение, — писал он, — что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоя­тельностью требовали бы существования всемогущего двига­теля». Налицо, таким образом, позиция классического деизма.

Близка к этой характерной для XVIII в. деистической пози­ции была и философия Александра Николаевича Радищева (1749—1802). Он, как и Ломоносов, был хорошо знаком с запад­ной философией, в том числе и с французским материализмом. После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петер­бурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостни­чество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозгласившим идею человечности не в лоне ре­лигиозной философии, а в качестве основного стержня секуля­ризированной, светской общественной мысли. В своей соци­альной философии он опирался на идеи естественного права, что давало превосходную возможность показать весь ужас су­ществующей социальной реальности. Отсюда проистекает и тот пафос гуманизма и свободы, которым проникнута его фи­лософия и его стремление к установлению «естественного» об­щественного устройства.

Радищев был убежден в объективном характере природы. «Бытие вещей, — пишет он, — независимо от силы познания о них и существует само по себе»2. Человек же, хотя и является самым совершенным продуктом этой природы, но «взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и паки надежда возникает в изнемогающем сердце»3. Другими словами, чтобы обрести надежду и жизненный смысл, человек все-таки стремится обратить свои помыслы «за пределы дней своих», т.е. в потусторонний мир.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.