Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ




В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857). Она получила название философии позитивизма. Воз­никнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Анг­лии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положи­тельное) научное знание как философское. Конт считал необ­ходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положитель­ного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опи­рающимся исключительно на факты. Построение такой систе­мы возможно лишь, считал Конт, при создании научного мето­да познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом свя­зано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового со­циального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных дан­ных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной ис­тину, не связанную с эмпирическим опытом. Например, фило­софия Гегеля все больше подвергалась критике с этих позиций. Классической немецкой философии с ее умозрительными сие» темами и доказательствами получения истинного знания позитивизм противопоставляет непосредственное, «полезное», «удобное» для применения знание. Не удовлетворяли новую по­зитивистскую философию и принципы, которые в свое время были предложены Ф. Бэконом, для которого индукция была наипервейшей среди них. Позитивизм и индуктивные умозак­лючения считал слишком «умозрительными».

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, эксперименталь­ного знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с фило­софским и «научным» агностицизмом.

Таким образом, позитивисты объявили себя противниками агностицизма. Например, Конт выдвинул очень привлекатель­ную и для ученых, и для философов идею: «Знать — чтобы пред­видеть, предвидеть — чтобы обладать силой». Следует отме­тить, что анализ отношения позитивизма к агностицизму не прост. Позитивизм выступает с требованием «чистого опыта», т.е. исследования явлений без философии и какого-либо оце­ночного знания. В данном случае спутаны две вещи: роль фи­лософского мышления в познании и оценочный характер зна­ния. Философская методология — это важное условие миропознания. Что же касается оценочного характера знания, то его важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований. Агностицизм же, отвергаемый позити­визмом в формах скептицизма, фактически овладел самим по­зитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освое­ния мира. Дело в том, что ориентация на чувственное, факти­ческое, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.

Иногда позитивизм воспринимался естествоиспытателями как такая философия, которая действительно отсекает от науки любые спекуляции, избавляет ее от агностицизма, помо­гает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одной из причин привлекательности позитивизма и его большой жизненной силы (ведь он в различных вариантах широко рас­пространен и сегодня) является тот факт, что его последовате­лями оказались многие известные ученые и великие мыслите­ли. Кроме того, позитивизм выступает под флагом борьбы со схоластикой, за единство философии и науки, хотя на деле по­зитивизмом делаются попытки упразднения философии, рас­творения ее в отдельных конкретных науках.

Вместе с тем естествознание не может существовать без ме­тодологического обоснования, поэтому борьба позитивизма против самостоятельного существования философии является беспочвенной.

Основоположник позитивизма и автор термина «позити­визм» французский философ Огюст Конт, выступивший с боль­шим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистичес­кие идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрес­се. Совершенно самостоятельно он разработал принципы по­зитивной философии и социологии.

Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона:

1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения вооб­ражения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражаю­щийся в классификации наук1.

Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что че­ловечество проходит три стадии своего интеллектуального раз­вития: теологическую, метафизическую и позитивную. Но че­ловечество проходит и три стадии своего технического разви­тия: традиционное общество, доиндустриальное и индустри­альное. Первое определяется теологией, второе — метафизи­кой, а третье — наукой. Как видим, в законе «трех стадий», или «Двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и теология, что относится также и к третьей стадии, которая несет в себе и фи­лософское, и научное знание, этой стадии не чужда и теология. Этот закон был подвергнут критике Г. Спенсером.

Конт полагал, что позитивная философия должна представ­лять окончательное состояние человеческого ума, ибо наблю­дение — это универсальный метод приобретения знаний. Раз­витие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего законов. Знания, таким образом, пред­стают как описательные знания и противопоставляются тен­денции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпири­ческого мира, т.е. мира феноменов, что сразу же заметил дру­гой видный позитивист, английский философ Джон Стюарт Милль (1806—1873). Он продолжил основные идеи О. Конта: был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктив­ного знания: рассматривал логику как «ветвь» психологии; ут­верждал, что любой вывод — это вывод «от частного к частно­му». Милль много внимания уделял разработке метода филосо­фии позитивизма: таковым он считал индукцию. В самой ин­дукции он предлагал рассматривать четыре метода: метод со­гласия; метод различия; метод остатков; метод сопутствующих изменений.

Взгляды Милля ©казали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820—1903). Он опубликовал проспект десятитомного издания «Система синтетической фи­лософии», включавшего его произведение — «Основные нача­ла». Спенсер соглашается с тем, что философия есть такое зна­ние, которое «переходит границы обычного знания», хотя фи­лософии досталась та же область, которой занимается и наука — природа, человек, мир. По Спенсеру, философия — это научное знание, а не сумма наук. Специфика этого знания в от­личие от знания положительных наук состоит в том, что фило­софское знание — это «знание вполне объединенное», в то время как у наук знание «отчасти объединенное».

Что же Спенсер понимает под «вполне объединенным» и «от­части объединенным» знанием? Оказывается, что философ­ское знание — это знание на уровне обобщения законов кон­кретных наук, дающее представление о наиболее общих принципах бытия и познания. А знание, ведущее к открытию от­дельных законов, есть собственно научное знание. Одним словом, Спенсер, как и Конт, растворяет философское знание в конкретно-научном знании.

Требования, которые были выработаны позитивистами к философскому методу познания, заслуживают пристального исследования. Было бы неверным не видеть влияния позити­визма на развитие методологии наук. Позитивизм предложил совокупность познавательных средств, методов, приемов для лингвистики и семантики, социологи и биологии, физики и информатики.

Конт, Милль и Спенсер дали свое заслуживающее внимания видение научного знания. Так, классификации наук, данные Контом и Спенсером, показывают, что познание мира науками осуществляется с разной степенью абстрактности. Первая ос­новная наука — математика. Это, с одной стороны, наука о самых простых объектах — количественных свойствах вещей, точно измеряемых, а с другой стороны, наиболее абстрактная из всех наук, так как она полностью отвлекается от качествен­ных свойств и признаков объекта, что нельзя сказать о других науках. Математике позитивизм отводит важное место в мето­дологии всех паук, придавая количественным методам иссле­дования первостепенное значение. В классификации Конта от­сутствует наука логика, значение которой он явно недооценил. Однако Спенсер этот пробел в позитивистской методологии ис­правил: к абстрактным наукам, изучающим формы явлений, он относит не только математику, но и логику.

Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеоб­щие характеристики познавательной деятельности. Спенсер, например, помимо абстрактных наук — логики и математи­ки — делил науки на абстрактно-конкретные (механика, физи­ка, химия и т.д.) и конкретные (астрономия, геология, биоло­гия, психология, социология и т.д.). Другое дело, что мы можем сегодня не согласиться со Спенсером. Например, биология не является только конкретной наукой: идет бурное развитие тео­ретической биологии; социология не может быть только эмпи­рической и т.д. Однако выяснение смысла научной деятель­ности — это, бесспорно, заслуга позитивистской методологии. Сегодня проблема смысла научной деятельности и ее взаимо­отношений с другими сферами деятельности означает рас­смотрение науки с точки зрения практики, общества, культуры человека. И хотя позитивизм ориентируется преимущественно на естественные науки и их методы, он, тем не менее,:

ставил проблему рационализации научной деятельности1 самой философии.

Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, — прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании. Позитивизм шел к решению дан­ной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее мето­дов познания: описания и анализа этапов научного исследова­ния, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных про­цедур и методов.

Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не облада­ет исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концеп­туальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.

Обращение позитивистской философии к проблемам новей­ших логико-математических исследований делает ее притяга­тельной для ученых и по сей день.

Методология позитивизма оказала сильное влияние на раз­витие не только естественно -научных, но и социальных иссле­дований. Так, многие социальные философы и социологи ис­пользовали так называемое «кредо объективизма», основанное на позитивизме. Это кредо сводилось к ряду требований, кото­рым должны следовать те, кто изучает общественные явления: 1) пользоваться прежде всего теми же методами, что и естест­воиспытатели (это относилось к количественным методам прежде всего); 2) изучать в первую очередь факты, а не их при­чины; 3) избегать какого-либо ценностного подхода при анали­зе исследуемого материала.

Подобные позитивистские требования играли двойствен­ную роль: с одной стороны, естественно, что ни философ, ни со­циолог не может не обращаться к причинно-следственным свя­зям, так как без их знания невозможно выйти на сущностный уровень исследований, а с другой стороны, для ученого очень важным является подлинно объективный анализ, который не­совместим с какими-либо личностными и другими пристрас­тиями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1587 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.