Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Фихте




Фихте выступал в основном с работами социально-истори­ческого и этического характера. В них, говоря его словами, из­лагалась «практическая философия», в которой он пытался оп­ределить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.

Фихте пришел к выводу, что гений Канта открывает ему ис­тину, не показывая ее оснований, а поэтому он, Фихте, создаст философию подобно геометрии, некое наукоучение, исходным пунктом которого является сознание Я. Это, по существу, обыкновенное сознание человека, которое у Фихте выступает как самодовлеющее, оторванное от человека и превращенное в абсолют. Весь внешний мир — не-Я — порождение Я. Я действен­но, активно. Я производит не-Я как свою противоположность чтобы найти применение для своей активности'. Через борьбу этих противоположностей происходит развитие самосознания человека.

В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и период философии Абсолю­та. Под деятельностью Я Фихте понимает прежде всего нравст­венное поведение субъекта. Стать свободным и достичь благо­даря этому своей активности, устраняющей все препятст­вия, — нравственный долг человека. Фихте приходит к важно­му выводу, что к осознанию свободы как высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на оп­ределенной ступени общественного развития. Вместе с тем Фихте считал свободу неотъемлемой от знаний и возможной лишь при достаточно высоком уровне развития духовной куль­туры человека. Таким образом, культура и моральное действование делает возможным всю практическую деятельность Я.

Рассмотрение процесса деятельности через снятие проме­жуточных целей с помощью различных средств — очень цен­ная идея Фихте. Практические противоречия возникают по­стоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие (преодоление, разрешение) этих внутрипрактических противоречий. Конечно, сама деятельность понимается как де­ятельность практического разума, т.е. субъективно - идеалис­тически, но проблема активности субъекта заставляет заду­маться современников и последующих философов.

Важнейшим достижением философии Фихте этого периода является разработка диалектического способа мышления. Он пишет о противоречивости всего сущего, единстве противопо­ложностей, предлагает рассматривать противоречие как ис­точник развития. Для Фихте категории — это не совокупность априорных форм рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности Я.

Фихте стремился понять реальное взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания. Он рассматривал взаимодейст­вие Я и не-Я (среда, все, что противостоит Я). По его мнению, понять деление Я на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаи­модействие с не-Я позволяет «наукоучение» (такой статус он предназначал философии!). Именно «наукоучение» позволяет проникать в надындивидуальный, сверхчеловеческий, миро­вой дух, который он называет «духовной субстанцией»'.

Таким образом, Фихте, сам того не осознавая, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции объективного идеализма. Такой переход у него наметился в работе «Настав­ления к блаженной жизни», в которой Я как абсолют слилось с Богом, а философия его превращается в теософию.

Практическая философия Фихте — это прежде всего его уче­ние о нравственности, праве и государстве. Эти взгляды скла­дывались у него под непосредственным впечатлением событий французской революции 1789—1794гг., политического и воен­ного разгрома Германии. Понятие свободы, обращенное к праву, государству и этике, под влиянием И. Канта (а также со­циальных идей Ж.Ж. Руссо) стало для Фихте центральным при рассмотрении этики, права и государства. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходи­мости. Право — это добровольное подчинение каждого челове­ка установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир — это, по Фихте, мир буржуазной частной собственности. Госу­дарство — это организация собственников. Это положение Фихте содержит глубокую догадку об экономической и соци­альной природе государства.

В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие классической немецкой философии и по­следующей философской мысли, — это учение о развитии со­знания, попытка систематического выведения категорий, диа­лектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на по­знании этой необходимости, исследование структуры челове­ческой деятельности и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.