Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Онтологические и гносеологические проблемы




Онтологические проблемы рассматриваются представите­лями французского Просвещения XVIII в. чаще всего в матери­алистическом и атеистическом аспектах. Это одна из отличи­тельных черт философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция. Автор нашумевшей в свое время книги «Человек — маши­на» Жюльен Офрэ деЛаметри (1709—1751), к каждому произ­ведению которого современники относились неравнодушно, многие из них запрещались, сжигались по решению парламен­та, был убежден в том, что материальный мир «существует сам по себе», что у него не было начала и не будет конца. Субстан­ция у него одна — материальная, и источник движения нахо­дится в ней самой. Материализм Ламетри сложился под влия­нием атомистического материализма Эпикура, материалисти­ческого учения Спинозы и сенсуализма Локка. Ламетри дока­зывал несостоятельность декартовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением дея­тельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декар­та на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако чело­века он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувствен­ной и мыслительной деятельности.

Наиболее последовательным выразителем философских взглядов французского материализма стал Поль Генрих Дит­рих Гольбах (1723— 1789). Его произведение «Система приро­ды» получило название «кодекса материализма и атеизма XVIII века». Он написал яркие атеистические памфлеты: «Разобла­ченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карман­ный богословский словарь» и др.

Его «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившаяся в печати в 1770 г., содержала изложение таких важнейших онтологических проблем, как проблемы материи, природы, движения, пространства, време­ни, причинности, случайности, необходимости и др. Для него именно природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу: природа — причина движения, которое характеризуется им как необходимое следствие суще­ствования природы. Под природой Гольбах понимал совокуп­ность веществ, действующих в силу собственной энергии2. По Гольбаху, все тела состоят из атомов как неделимых и неизменных элементов. Однако атомы он характеризовал теми же свойствами, что и материалисты XVII в., непроницаемостью, протяженностью, тяжестью, фигурой, движением. Понятие материи им отождествлялось с понятием вещества. Однако Гольбах вплотную подошел и к философскому определению по­нятия материи: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувст­ва..»1. Он склонялся к мысли, что сознание свойственно только определенным образом организованной материи.

Гольбах в то же время полагал, что над всеми связями и дей­ствиями в природе господствует строжайшая необходимость. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, не­прерывно вытекающих друг из друга. Поэтому Гольбах факти­чески исключает случайность и из природы, и из общественной жизни. В вихре пыли, поднятой ветром, нет ни одной молекулы, расположенной случайно, а поэтому порядок и беспорядок в природе существуют по необходимости. Человек, по Гольбаху, тоже является рабом необходимости: он не свободен ни минуты в своей жизни, его поступки могут быть лишь такими, какими они проявляются. Эта предопределенность обусловливает фа­талистический характер детерминизма Гольбаха2.

Дени Дидро (1713—1784) в своих работах «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении при­роды», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбе-ра», выступая против субъективного идеализма, дает свое по­нимание важнейших онтологических проблем. Все, что суще­ствует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарожде­ния и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Как видим, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мнению, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма). Однако он различает «чувствительность инерт­ную» и «чувствительность деятельную». Последняя проявляется лишь в определенным образом организованной материи3.

Дидро более глубоко, чем другие французские материалисты, понимал природу движения. Он различал движение внешнее и внутреннее. Первое рассматривал как пространственное пере­мещение, внешнее воздействие, а второе — как внутреннее, скрытое молекулярное движение тел. Заслуга французского материалиста состоит в том, что он рассматривает единую материальную субстанцию в единстве ее атрибутивного свойства движения и таких форм ее существования, как пространство и время; материя в его представлении не некое абсолютное геометрическое тело, отвлеченная протяженность, а конкретна» физическая реальность, с одной стороны, а с другой стороны, философское понятие для обозначения этой реальности.

Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между «царством» природы: растительным, животным миром — и человеком, господствовавший в естествознании.

Проблемы гносеологии являются наряду с онтологическими важнейшими в философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, Кондильяка. Источником знаний объявляются внешним и внутренний мир человека. Эти миры познаваемы. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Французские материалисты видели? роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний. Разум не может отрываться от чувственных показаний, но он и не должен чрезмерно доверять им. Отрыв разума от чувств делает познание невозможным.

Методами познания являются наблюдение и эксперимент. Они крайне необходимы для суждения, рассуждения, понимания и рассудка, а также разума.

Чрезвычайно важную роль для философского направления, связанного с именами Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха, сыграла теория познания, разработанная Этьеном Бонно де Кондильяком (1714—1780). Его сочинения — «Опыт о проис­хождении человеческих знаний», «Трактат об ощущениях»,? «Трактат о системах», «Трактат о животных»; в них он обосновывает сенсуалистическую теорию познания, упрекая Локка за непоследовательность в проведении принципа сенсуализма эмпиризма. По мнению Кондильяка, когда человек появляется на свет, он не только ничего не знает, но и не умеет ощущать. Все это приходит к нему через опыт. Кондильяк считает, ч ощущение первоначально лишено какого-либо содержания, оно способно отражать удовольствие и страдание, а поэтому бывает приятным и неприятным, что и сохраняется в памяти. Таким образом, существо в своей памяти удерживает возни­кающее желание иметь приятное ощущение1.

Переход от чувственного к абстрактному мышлению, по Кондильяку, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение. Кондильяк постоянно выступает против любых попыток приписать идеям существование, независимое от реальности, которая для него выступает в виде явлений, существующих независимо от идей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1500 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.