Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредмет философии. ‘илософи€ и наука




‘илософи€ как познавательна€ де€тельность и как учение (то есть нека€ совокупность знаний, €вл€ющихс€ результатом названной де€тельности) отличаетс€ от других видов познавательной де€тельности, в частности, от науки. ¬ методологии прин€то характеризовать виды познани€ по их объектам, предметам и методам. ќбъект знани€ - это окружающий мир или его часть, котора€ изучаетс€ человеком (субъектом). ѕредмет познани€ - это то, что выдел€етс€ в объекте в процессе познани€, тот аспект реальности, о котором субъект знает нечто или пытаетс€ узнать. ћетод, или способ получени€ знани€ - совокупность приемов и операций практической и теоретической де€тельности, порождающих знани€. „то же философи€, имеет она свой объект, предмет и методы, отличающие ее от других наук и оправдывающие ее существование?

„астные науки берут в качестве своего объекта какую-либо часть реальности, причем предмет вс€кой науки заранее определен. ћатематику интересуют количественные характеристики и числовые или геометрические закономерности в материальных объектах. ѕри этом, ученому-математику заранее известны границы и основные качества объекта его исследовани€. ’имию интересуют химические свойства вещей реального мира, физику Ц физические свойства. » только философи€ делает своим объектом ”ниверсум - все имеющеес€ как целостность. ѕри этом, что такое ”ниверсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тыс€ч лет назад антична€ философи€, сначала было неизвестно. » сегодн€, облада€ большим объемом знаний о мире, философи€ чистосердечно сознаетс€, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. ќно будет мен€тьс€, потому что измен€етс€ мир.

»так, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философи€ беретс€ исследовать то, что само по себе неизвестно и €вл€етс€ универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). «а то, что философи€ исследует целое, которое нам не дано, и посто€нно ищет свой объект, јристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее Ђуниверсальной наукой, котора€ себ€ ищетї.

—пецифика вс€кой познавательной де€тельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук Ц к примеру, человек), сколько в предмете и методах. ј что выдел€ет философи€ в ”ниверсуме в качестве предмета своего исследовани€, что она в нем ищет и находит? —уществует дефиници€ философии, в которой она определ€етс€ через ее предмет: Ђ‘илософи€, Ц особа€ форма общественного сознани€ и познани€ мира, вырабатывающа€ систему знаний об основани€х и фундаментальных принципах человеческого быти€, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношени€ к природе, обществу, и духовной жизниї (Ќова€ философска€ энциклопеди€. ћ., 2000-2001. “. 4. —.195).

ѕредмет философии, выделенный в приведенном определении - это основани€ и фундаментальные принципы человеческого быти€, отношение к природе, обществу и духовной жизни. “о есть в универсуме философы выдел€ют и исследуют, по крайней мере, п€ть составл€ющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. ≈сли вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на прот€жении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выдел€ли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность.  роме того, философов интересовали и различные формы предметной де€тельности человека, неразрывно св€занные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственна€ де€тельность и т. п.—овокупность всех форм человеческой де€тельности и ее результатов обрела в философии им€ Ђкультураї. ¬ современной философии культура также составл€ет важный предмет исследовани€.

“аким образом, можно утверждать, что предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. — одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного пор€дка. — другой стороны, философи€ €вл€етс€ предметом дл€ самой себ€, поскольку исследует самое себ€, чего не делает ни одна наука.

„то касаетс€ методов познани€ в философии и в науке, то общеизвестным фактом €вл€етс€ использование различных методов в конкретных област€х познани€. Ќапример, в математике знани€ получаютс€ в результате доказательств теорем или решени€ задач, и это точные знани€; в биологии, напротив, довольствуютс€ приблизительными обобщени€ми неточных фактов, которые собираютс€ с помощью чувств; в химии большое место в процессе получени€ знаний занимают химические эксперименты. Ќар€ду с этими специальными методами в науке используютс€ общие методы мышлени€, называемые теоретическими. — этой стороны философи€ почти ничем не отличаетс€ от частных наук, так как основными методами философии €вл€ютс€ методы теоретического мышлени€, примен€емые также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукци€, доказательства, диалектика и т.д. ќсобое место в методологии философского исследовани€ принадлежит методу универсального сомнени€, предложенному еще в XVII в. –. ƒекартом, методу реконструкции (восстановлени€), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу (методу истолковани€ смысла), методу сравнительного анализа и по€вившемус€ сравнительно недавно методу компьютерного моделировани€. ќднако следует учитывать, что заслуга создани€ методов теоретического мышлени€ принадлежит не частным наукам, а философии: науки прин€ли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике.

¬ западноевропейской культуре философи€ и наука долгое врем€ развивались вместе, поэтому отношени€ между ними дл€ многих продолжают оставатьс€ запутанными. »стоки этой путаницы - в ранней истории. ¬ ƒревней √реции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знани€ в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и Ђнаукї в современном смысле этого слова не существовало. Ѕыли накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знани€, св€занные с решением прикладных практических задач.

ќпределенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы об€заны јристотелю, хот€ попытки как-то разделить знани€, безусловно, предпринимались и до него. јристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих дл€ научной де€тельности пон€тий Ђзнани€ї, Ђнаучного знани€ї, Ђнаукиї, в которые включил указание на метод научного познани€ и различие наук по предметам исследовани€. » он же назвал философию Ђнаукойї, поместив ее на вершине над всеми прочими науками, Ђтеоретическими, практическими и творческимиї.

Ќа этой вершине философи€ держалась без конкурентов за счет авторитета —тагирита1 до первой трети ’1’ в., пока на арену духовной жизни не вышло философское направление, названное позитивизмом. ћыслители-позитивисты попытались Ђотменитьї философию как особую область знаний о мире, счита€, что все подлинное Ђпозитивноеї (то есть положительное) знание о мире может быть получено как объединение достижений частных наук. –еализаци€ их программы привела к результату, пр€мо противоположному ожидаемому: философи€ не только доказала, что она нужна, но и что она отличаетс€ от науки, выполн€ет особые очень важные функции в системе философи€-наука. ј именно, во-первых, философи€ изучает процесс производства знаний в различных област€х познани€, чего ни одна частна€ наука сделать ни в состо€нии, у них нет дл€ этого средств. ‘илософска€ теори€ познани€ помогает росту научного знани€, к ней обращаютс€ ученые, когда их науки оказываютс€ в тупиках. Ќапример, физика во второй половине ’1’ в. развивалась столь бурно, что перестала вписыватьс€ в рамки классической физики, созданной√алилеем и Ќьютоном. Ёто повлекло за собой Ђкризисї физики и потребовало пересмотра ее теоретических оснований. Ќо, чтобы пересмотреть их, нельз€ было оставатьс€ внутри физики,понадобилось выйти за ее пределы, зан€тьс€ философией физики. «адача эта оказалась по плечу только самым выдающимс€ физикам, таким как ѕуанкаре, ћах, ƒюгем, Ёйнштейн, ¬ейль. –азвива€ теорию физического познани€, они пришли к выводу, что физика не дает нам абсолютно точного доказательного знани€ (каким считали физическое знание √алилей и Ќьютон), а порождает низшую форму знани€ - символическое знание.

¬о-вторых, философи€ способствует росту научного знани€ не только благодар€ своей способности задавать основани€ научной де€тельности через разработку теории познани€, но и благодар€ своей способности открывать новые проблемные области, исследование которых требует возникновени€ новых частных наук. “о есть философи€ в рамках единой картины мира может ставить вопросы, на которые сама она ответить не в силах, потому что у нее нет конкретно-научных методов, и тогда дл€ решени€ поставленных вопросов возникает специальна€ наука. “ак в XVII в. от философии отпочковались физика и хими€, а из последних примеров такого рода можно указать на социологию, политологию и глобалистику. ¬ыделенна€ способность философии называетс€ функцией Ђинтеллектуальной разведкиї (см.: ¬ведение в философию. „.1. —.67).

¬-третьих, кажда€ частна€ наука собирает отдельные факты дл€ получени€ знаний в рамках существующих моделей мира. ‘илософи€ эти модели создает и может либо отбросить факт, не признать его за Ђнаучныйї, если он не вписываетс€ в модель, либо изменить саму модель мира, если она противоречит научным фактам. Ёту функцию философии в культуре по отношению к науке называют интегрирующей. Ѕлагодар€ такому сложному взаимодействию происходит развитие обеих: науки, и философии как общего видени€ мира.

¬-четвертых, философи€ осуществл€ет этическую экспертизу научных исследований и их результатов. »меетс€ в виду тот факт, что наука в нашем столетии приобрела небывалую мощь, но ее совершенно не волнует, чему она будет поставлена на службу, а вот философию в лице этики (учени€ о нравственности, или о должном поведении людей в обществе) этот вопрос волнует чрезвычайно. ƒл€ поисков ответа на него в последние дес€тилети€ сложились специальные разделы этики, такие, как биоэтика, экологическа€ этика, этика генной инженерии, и др. ѕоскольку проблема выживани€ современного человечества обострилась именно вследствие неконтролируемого роста науки и техники, этический контроль за их ростом должен помочь названную проблему разрешить. ÷ель философии, таким образом, не в обобщении научного знани€, а в его синхронизации с миром человека, ибо знани€, получаемые в частнонаучной де€тельности, не только увеличивают мощь человека, но и создают возможность уничтожени€ человеческой цивилизации.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3691 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

514 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.