Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒвижени€ уровн€ пространства




 

ѕосле той тощей тетрадки, какою выгл€дела опись самосто€тельных движений уровн€ мышечно‑суставной ув€зки, полное собрание движений, управл€емых уровнем пространства, выгл€дит неисчерпаемым морем. Ќа этот раз речь уже идет не о фонах, которые он доставл€ет вышележащему уровню действий, а именно о самосто€тельных, законченных двигательных актах. Ќет никакой возможности составить что‑либо вроде их каталога. ¬се, что здесь можно сделать, это выделить среди их изобили€ самые главные и характерные группы так, чтобы в них уместилось все наиболее важное, и привести по каждой из групп по несколько типичных примеров.

—амые старинные и основные движени€ уровн€ пространства, ради которых он, несомненно, и организовалс€ в самом начале, Ч это локомоции, передвижени€ всего тела в пространстве с одного места на другое. ѕеречислить их со всеми разновидност€ми, конечно, невозможно. ¬о главе их шестви€ выступают прародители всех сухопутных локомоций: ходьба и бег.  ажда€ из обеих первичных локомоции ответвл€ет от себ€ по целому семейству разновидностей: пригибной шаг, ходьба на носках, церемониальные марши, бег на различные дистанции и т. д. »х окружает толпа локомоций всевозможных других видов: предок всех вообще локомоций на земном шаре плавание, ползание, лазанье, карабкание и т. д., вплоть до ходьбы на четвереньках и на руках. «а всеми этими локомоци€ми, состо€щими из бесчисленных повторений одних и тех же циклов движений (их так и называют Ч циклическими), следует р€д локомоций однократного, нециклического типа: вс€ческие прыжки в высоту, с высоты и на дальность.

 

 

≈сли во всех перечисленных видах локомоций человек выступал одной только собственной своею особой и мог бы каждую из них выполн€ть нагишом, без единого предмета на себе и при себе, то дальше в этой процессии локомоций мы увидим передвижени€, св€занные с применением тех или других вещей. ѕеред нами проход€т локомоций с простейшими приспособлени€ми: лыжи, коньки ледовые и роликовые, ходьба на ходул€х, прыжки с шестом. ƒальше Ч вереница локомоций, перемещающих вещи: переноска всевозможными способами т€жестей на себе; затем носилки, тележки, санки, тачки, бурлацка€ л€мка и т. п. „итатель вр€д ли ожидал, что в нашем распор€жении такой объемистый каталог локомоторных передвижений.

¬се эти локомоций Ч целостные движени€ всего тела, не оставл€ющие на нем без рабочей нагрузки ни единой мышцы. ¬полне пон€тно, что спрос на вспомогательные фоны во всех этих движени€х очень высок, особенно на фоны из уровн€ мышечно‑суставной ув€зки (¬). «десь, в этих сложных, обширных движени€х, где требуетс€ стройна€, чеканна€ ув€зка между дес€тками суставов и сотн€ми мышц, конечно, мышечно‑суставному уровню выпадает много дела. ћожно смело сказать, что дев€ть дес€тых всей мышечной нагрузки при ходьбе или беге приходитс€ на долю этого фонового уровн€ и не более одной дес€той ложитс€ї на уровень, ведущий рулевое управление этими локомоци€ми. Ёто и не удивительно. Ќа автомобиле или пароходе, например, мышечна€ работа водител€ или рулевого тоже ведь стушевываетс€ перед рабочей мощностью, которую отдает движуща€ машина. “ем не менее именно эти небольшие по величине коррекции, управл€ющие всем движением, €вл€ютс€ самыми ответственными; без них как автомобиль, так и шагающий человек тотчас же превратились бы в слепые разр€дники энергии, бесцельные или даже опасные. √игантские мышечные синергии из уровн€ ¬ создают ту самую мощную и стройную картину движени€, которою законно залюбовалс€ пришелец с —ириуса, изображенный нами в эпиграфе, но, предоставленные самим себе, они не в состо€нии были бы решить двигательные задачи локомоций. ≈е решает только Ђпилотажї пространственного уровн€ —.

 

 

¬о вторую группу естественно будет объединить такие же большие, всеобъемлющие движени€ всего тела в пространстве, как и те, что относ€тс€ к числу локомоций, но только не перенос€щие человека с одного места на другое. Ёта группа составитс€ главным образом из спортивных, гимнастических и пл€совых движений: вс€кого рода упражнений на брусь€х, на кольцах, на перекладине, на трапеции; всевозможных видов кувырканий, сальто и т. п. ќчень многое внесут в эту группу движений акробатика и балет.

 

 

— этой группой мышечно‑суставному фоновому уровню не меньше, а, может быть, больше хлопот, чем с предыдущей. ’одить по улицам, бегать за трамваем, прыгать с подножки приходитс€ повседневно и каждому, но нельз€ сказать того же об антраша и кувырках. ј последние движени€, помимо того что их нельз€ отнести к числу привычных, предъ€вл€ют к координации и более высокие требовани€. Ќужные дл€ них коррекции и мышечные синергии не формируютс€ естественным пор€дком в детстве, как это случаетс€ с большинством локомоций. Ёти коррекции в большинстве своем тоньше и строже, они, почти в буквальном смысле слова, головоломнее; их приходитс€ специально вырабатывать путем упражнени€. „ем богаче накопленные человеком запасы, или Ђфондыї фонов, в мышечносуставном уровне, чем искуснее и находчивее умеет извлекать их и пользоватьс€ ими ведущий уровень пространства (—), тем лучше и ловче будут строитьс€ у него движени€ этой группы.

ќт всего тела в целом переходим к его част€м. ¬ третьей группе движений, которыми управл€ет уровень пространства, мы поместим точные, целенаправленные движени€ рук (и других органов) в пространстве. Ќаши руки и пальцы тоже умеют Ђходитьї и Ђбегатьї, Ч это не исключительна€ монополи€ ног.   очень многим движени€м и в разговорной речи привились выражени€: Ђбеглость пальцевї, Ђпальцы забегали по клавишамї, Ђруки с рабочим инструментом заходили взад и впередї и т. п. ¬стрет€тс€ в этой же группе и движени€, делающие основной упор не на беглость, а на точность. Ёто те самые уверенные, целенаправленные простые движени€ руки, которые послужили нам первыми образцами и представител€ми движений уровн€ пространства: движени€, которые что‑то берут, несут, выхватывают, показывают и т. п. ќни всевозможными способами перемещают вещи: куда‑то кладут, бросают, передвигают, сталкивают их. ”ровень пространства не умеет сделать с вещью ничего более сложного Ч на это, как увидим вскоре, нужно уже руководство более высокосто€щего уровн€ действий. Ќо перемещать вещи туда или сюда в пространстве Ч это пр€ма€ специальность уровн€ —.

— фоновой нагрузкой мышечно‑суставного уровн€ (¬) в этой группе движений дело обстоит очень неравномерно. ¬ таких движени€х, как, например, простое указывание, ему почти нечего делать; наоборот, в Ђлокомоци€х пальцевї, как у пианиста или ба€ниста, он так же ответственно зан€т взаимной пригонкой всех мышечных сокращений, как и в насто€щей ходьбе и беге.

ќт передвиганий вещей естественно перейти к преодолеванию сопротивлений: здесь, в четвертой группе, мы сосредоточим вс€кого рода силовые движени€. Ќе задержива€сь на них долго, вызовем дл€ знакомства п€ток представителей их, какие подвернутс€ первыми: подъем т€жести с земли, подт€гивание своего тела на кольцах, нат€гивание лука, работа т€желоатлета со штангой, кручение руко€ти колодез€ или лебедки. ћышечна€ нагрузка в этих движени€х больша€, значит, и фоновым уровн€м здесь много дела.  аждый знает по себе, насколько улучшает все эти движени€ выработанный навык или сноровка.

“еперь мы подходим к одной из интереснейших групп движений уровн€ пространства: к размашно‑метательным или, баллистическим, движени€м.   этой же, п€той, группе принадлежат и ударные движени€. ¬ самом деле, если вдуматьс€, движение удара с размаху топором или т€желой кувалдой отличаетс€ от движени€ броска только самым последним моментом. ≈сли пальцы, держащие предмет, разожмутс€ и выпуст€т его в тот миг, когда он движетс€ с наибольшей скоростью, это будет бросок. ≈сли пальцы не сделают этого легкого добавочного движени€, то получитс€ удар. ¬ основном же те и другие движени€ очень родственны друг другу: в обеих разновидност€х задача сводитс€ к разгону некоторого предмета до возможно большей скорости.

√ораздо целесообразнее разбить эту группу на две части по другому признаку. ќдни из размашно‑метательных движений делают установку главным образом на силу удара или броска. ƒругие делают главный упор на их меткость. ѕримерами первых могут служить удар молотобойца, рывок штанги, удар топором при грубой рубке, толкание €дра, метание диска, молота или гранаты на дальность. ќбразцами метких баллистических движений будут: метание копь€ или м€ча в цель; движени€ при игре в теннис, лапту, городки, крокет; работа жонглера; укол штыком; удары кузнеца, слесар€, обойщика, тонкие ударные движени€ плотника, хирурга, механика и т. д.

 

 

 ак важен дл€ баллистических движений хорошо выработанный навык, видно уже из того, как редко встречаетс€ умение хорошо и метко удар€ть и метать. ј раз движение нуждаетс€ в навыке, это значит, что оно нуждаетс€ в фонах, Ч это положение мы уже установили прочно. ƒействительно, у размашнометательных движений сама€ суть и основа Ч тонко слаженные синергии из уровн€ ¬. ¬смотритесь в общеизвестную разницу между метательными жестами девочек и мальчиков. ƒевочка бросает почти тем же самым жестом, каким она указывает, только несколько более размашистым. Ёто Ч просто распухшее движение указывани€, на чистых, пр€молинейных коррекци€х из уровн€ пространства. Ќо когда мальчишка изовьетс€ всем телом вправо, как взводима€ пружина, и черкнет по воздуху сложную кривую линию замаха наружу, назад и вниз и когда затем взметнетс€ вперед, выстрелива€ своим камешком, точно ракетой, и с силой перекидыва€ свой центр т€жести на выставленную вперед левую ногу, Ч вот тогда перед нами хорошо отработанна€ больша€ синерги€ мышечно‑суставного уровн€. «десь трудно сказать, кака€ мускулатура в большей мере работает: правое ли плечо или левые мышцы таза (насчет последних мальчик вр€д ли бы и поверил вам).

ѕоследн€€, шеста€, группа движений, управл€емых уровнем пространства, получитс€ у нас сборна€, в нее войдут не разместившиес€ по предыдущим группам остатки. Ќам остаетс€ упом€нуть движени€ прицеливани€ вс€кого рода и движени€ подражани€ и передразнивани€.  огда обезь€на копирует движени€ человека, производ€щего перед ней какое‑нибудь сложное предметное действие из верхнего уровн€ D, к которому мы сейчас перейдем, то она производит их на своем Ђпотолочномї уровне Ч уровне пространства, и именно поэтому у нее ничего не выходит:

Ђќчки не действуют никакїЕ

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

740 - | 550 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.