Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—войства движений в уровне —




 

 

¬от в этом‑то пространственном поле и развертываютс€ движени€ уровн€ —. “еперь нам легко будет у€снить себе, почему эти движени€ наделены такими, а не другими свойствами.

ќни очень непохожи на те плавные, огромные, гармоничные синергии, какие мы видели на витрине движений предыдущего уровн€ ¬. ƒвижени€ уровн€ пространства (конечно, если только они не пересыщены фонами из уровн€ ¬) обычно скупы и кратки. ќни обладают какой‑то деловитой сухостью, не вт€гива€ в дело сколько‑нибудь больших мышечных коллективов. Ёто, так сказать, камерные выступлени€ мускулатуры.

“ипичные движени€ уровн€ пространства Ч это целевые пе‑реместительные движени€. ќчень больша€ часть их Ч однократные. ќни всегда ведут откуда‑то, куда‑то и зачем‑то. ќни перенос€т тело с места на место, преодолевают внешнюю силу, измен€ют положение вещи. Ёто движени€, которые что‑то показывают, берут, перенос€т, т€нут, кладут, перебрасывают. ќни все имеют начало и конец, приступ и исход, замах и удар или бросок. ќни непременно привод€т к какому‑то определенному конечному результату. ƒаже в тех случа€х, когда движени€ повторительные (например, вбивание гвозд€, раскладывание карт по столу, ловл€ мух), то за этой повторительностью, относ€щейс€ только к внешнему оформлению движений, всегда скрываетс€ €сный целевой финал: гвоздь будет рано или поздно вбит по шл€пку, карты все выложены и мухи переловлены.

— этим свойством движений уровн€ — стоит сравнить то, что типично дл€ ранее описанного уровн€ ¬: можно ли говорить о целевом результате улыбки или о конечной цели, достигаемой зевком?

¬тора€ черта движений, ведущихс€ на уровне пространства, не менее выразительна, нежели описанный сейчас их целевой характер. ѕрежде всего, им присуща больша€ или меньша€ степень точности и меткости; во вс€ком случае, оценка качества движений этого уровн€ пр€мым образом зависит от того, насколько они точны или метки. ≈хать на велосипеде надо уметь так, чтобы проехать по узкой пр€мой доске; бросить или отразить ракеткой м€ч так, чтобы этот выстрел мог пот€гатьс€ с выстрелом ¬ильгельма “елл€ или ќдиссе€, о котором говоритс€ в эпиграфе, и т. д. ќгл€немс€ снова на уровень ¬: кака€ может быть точность у нахмуренных бровей или у движени€ ребенка, ласкающегос€ к своей матери?

— другой стороны, эта же сторона движений уровн€ пространственного пол€ про€вл€етс€ еще в одном свойстве, имеющем самое близкое отношение к ловкости.

¬озьмите несколько раз подр€д с одного и того же места какой‑нибудь небольшой предмет, например коробку спичек. —делайте это быстрыми и точными движени€ми и постарайтесь наблюдать за ними. ≈сли вы опасаетесь, что наблюдение за собой сможет исказить ваши движени€, сделайте те же наблюдени€ над другим лицом, не сообща€ ему о цели опыта.

¬ы непременно убедитесь, что концы всех повтор€емых вами движений Ч моменты прикосновени€ к коробочке Ч очень точно сход€тс€ в одно место, как лучи света собираютс€ в фокус. —амые же пути движени€ руки от исходного согнутого положени€ к цели окажутс€ все непреднамеренно разными, расход€щимис€ друг от друга больше чем на дес€ток сантиметров.

Ќепосредственна€ причина этого факта легко угадываетс€. ќтветственна€, смыслова€ часть проделанных движений Ч это их конец, вз€тие коробочки. «а этой частью и след€т со всей пристальностью коррекции уровн€ —, ведущего эти движени€. ѕромежуточные, средние части движени€ не имеют значени€ дл€ результата Ч ведущий уровень и остаетс€ к ним совершенно равнодушным.

 

 

√ораздо труднее пон€ть то, каким образом така€ полна€ беззаботность коррекций к средней части движени€ уживаетс€ с их высокой бдительностью к его концу Ч ведь кончик движени€ Ђнасаженї на его предыдущую часть, как стальное перо на ручку или как наконечник копь€ на древко. ≈сли древко копь€ будет разболтанное и непрочное, то какой меткости можно ожидать от остри€?

Ќе углубл€€сь далеко в этот сложный вопрос нервной механики, наметим только в кратких словах, как разрешаетс€ в действительности эта трудность. ћы уже говорили, что огромный, накопленный день за днем, за всю жизнь опыт выработал в нашем мозгу Ч именно в уровне — Ч навык быстрого и безошибочного перевода с €зыка представлени€ о точке пространства на €зык мышечной формулы движени€ к этой точке.  аждый уголочек пространства, до которого могут достигнуть наши конечности, так хорошо освоен нами, что все возможные способы достать до него или попасть в него дл€ нас равны. Ѕлагодар€ этому опыту, обработанному и впитанному в себ€ полушарий, нами давно достигнута полна€ взаимозамен€емость всех движений, ведущих к одной и той же пространственной цели. » в тех случа€х, когда нам действительно все равно, которую из тыс€чи мышечных формул, ведущих к пространственной точке N, включить в работу, уровень — и включает первую, кака€ ему подвернетс€.

¬ этом свойстве заключаетс€ существенна€ разница между поведением коррекций уровней ¬ и —. ”ровень мышечно‑суставной ув€зки (¬) всегда исходит из собственного тела. ≈го чувствительность непрерывно и обсто€тельно информирует его о положени€х частей тела, напр€жени€х отдельных мышц, суставных углах и т. д. ≈стественно, что, когда строить движение доводитс€ ему, он вс€чески сообразуетс€ с биомеханической стороной движени€; соблюдает наиболее удобный и экономный пор€док включени€ мышц, заботитс€ о выборе наиболее плавного и Ђобтекаемогої пути движени€ из того бесчисленного множества возможностей, которые предоставл€ютс€ ему обилием степеней свободы. »менно поэтому его движени€ обычно так складны, непринужденны, даже из€щны.

Ќе то уровень —. ќн исходит из пространственного пол€, из отметки той или другой требуемой точки пространства, расстилающегос€ перед глазами.  ак сказано, это пространство Ч внешнее, обособленное от нас и не завис€щее от нас. ѕоэтому пон€тно, что и коррекции уровн€ —, направл€€ движение, след€т только за тем, как оно вписываетс€ в это внешнее, чуждое нашему телу пространство.  ак при этом оформитс€ биомеханическа€ сторона движени€, как будут измен€тьс€ положени€ суставов, даже то, удобно или неудобно расположатс€ промежуточные позы действующей конечности, Ч до всего этого уровню — чрезвычайно мало дела. ≈му твердо известно одно: степеней свободы у руки достаточно, чтобы кисть ее могла быть приведена в любую точку дос€гаемого пространства, и даже многими способами. ј как именно будут дл€ этой цели группироватьс€ между собой суставные углы Ч его это не касаетс€. ћожет быть, как раз в этом причина известной угловатости, сухости движений, когда их исполн€ет уровень —.

«ато полученное этой ценой двигательное Ђвладение пространствомї дает нам столько преимуществ, что с избытком окупает эти незначительные минусы. ќно обеспечивает нам выбор среди не дес€тков и не сотен, а неисчислимых тыс€ч способов пробитьс€ к одной и той же определенной пространственной цели.  огда движение течет без вс€ких осложнений (вроде вз€ти€ коробки со стола), то этот широкий выбор выливаетс€ просто в ненамеренное разнообразие неответственных частей движени€, как мы только что видели. Ќо если по ходу движени€ возникнут какие бы то ни было непредвиденные затруднени€, уровень — тотчас же мобилизует свои широкие возможности (а у него есть, из чего выбирать). “ам, где уровень мышечно‑суставной ув€зки, с его чеканными формулами движений, прекрасно припасованными к свойствам мышц и нравам суставов, встанет в тупик, там уровень пространства шут€ покажет всю свою приспособительность и изворотливость.

ќтсюда пр€мо проистекает треть€ характерна€ черта движений уровн€ пространства: переключаемость. ѕопасть в заданную точку пространства одинаково легко не только различными движени€ми одной и той же конечности, это так же легко сделать и правой и левой рукой, и локтем, и кончиком ноги, и носом и т. д.

 огда мы поднимаемс€ на высокую гору, мы беспрестанно переключаемс€ на самые разнообразные формы локомоций: движемс€ то шагом, то ползком, то карабкаемс€, то цепл€емс€ на руках. √армонисту очень легко бывает переключитьс€ с одной системы гармонии на другую, хот€ расположение ладов или клавишей у различных систем разное.

—крипач легко переходит со скрипки на альт, хот€ это требует значительных изменений в движени€х левой руки. Ћыжники знают, сколько существует разных взаимозамен€емых способов дл€ поворота, торможени€ на спуске, подъема на косогор. „исло примеров можно приумножать без конца, но они все говор€т об одном: как только на сцену выступает уровень пространства, он неизменно приносит с собой гибкость и маневренность. ј это свойство, если оно хорошо развито, оказывает движени€м серьезные услуги, дела€ их приспособительными, Ђсноровистымиї, Ђобладающими неоспоримой ловкостьюї.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

545 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.