Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”ровень мышечно‑суставных ув€зок (¬). ≈го строение




 

 

(»з путешестви€ по удаленным планетам)

 

Еѕр€мо на мен€ мчалась изумительна€ машина, совершенно непохожа€ на все виденные мною до сих пор. ќна неслась так быстро, что € не мог сразу рассмотреть ее. ќна заведомо не имела ни одного колеса и тем не менее двигалась вперед с чрезвычайной быстротой. Ќасколько € мог заметить, основу ее составл€ли два мощных и гибких стержн€, по‑видимому состо€вших каждый из нескольких частей. ќни так быстро мен€ли свои формы, удлин€лись и вт€гивались, складывались и распр€мл€лись, мелька€ друг мимо друга и описыва€ сложные дуги необычайной стройности и красоты, что невозможно было проникнуть в суть и секрет их поразительного движени€.  ак еще далека наша, знакома€ мне, техника от подобных механизмов!!!

Ећне прот€нули трубу, называемую Ђлупой времениї. √л€д€ в этот прибор, можно было видеть движени€ предметов замедленными, продленными в несколько раз. —мотр€ в нее вслед уносившейс€ машине, € имел возможность подробнее вгл€детьс€ в нее.  аждый стержень поочередно проносилс€ вперед по длинной и сложно изогнутой дуге и, внезапно расправ€сь, м€гко опиралс€ на почву, затем точно молни€ пробегала по нему сверху донизу, и он отталкивалс€ от земли мощным упругим толчком, снова унос€сь вверх. ¬ верхней части корпуса машины находились два других подобных же стержн€, но значительно меньшей величины. Ќасколько мне удалось пон€ть, они были св€заны с нижними какою‑то внутренней передачей и двигались с ними в едином ритме, но их пр€мого назначени€ € не сумел разгадать.

Е ак мне объ€снили, машина эта заключает в себе более двух сотен двигателей разной величины и силы, каждый из которых выполн€ет свое особое назначение. ÷ентральный пост управлени€ помещаетс€ на самом верху машины, где расположены электрические устройства, автоматически объедин€ющие и согласовывающие работу всех этих сотен моторов. »менно благодар€ им рычаги и стержни в состо€нии описывать те сложнейшие кривые, которые позвол€ют машине нестись без вс€ких колес быстрее, чем мчитс€ ветерЕ

„итатель извинит автору небольшую мистификацию. Ёта картинка не из путешестви€ земного человека на дальние планеты, а из путешестви€ жител€ одной из планет Ч —ириуса Ч на «емлю, и увидел этот сириус€нин простоЕ бегуна‑спринтера. Ёта зарисовка показалась нам подход€щим вступлением к характеристике уровн€ мышечно‑суставных ув€зок (¬).

”ровень мышечно‑суставных ув€зок, иначе Ч уровень синергии, с присвоенным ему буквенным знаком ¬, читателю уже знаком. Ёто именно он выработалс€ дл€ обслуживани€ разнообразных локомоций по суше, а потом и по воздуху, когда в них приспела необходимость у позвоночных. ќн Ч современник и партнер их конечностей. ќн, наконец, первый уровень построени€ у позвоночных животных, применивший дл€ длительных и сильных сокращений поперечнополосатых мышц тела те частые цепочки импульсов (по 50 Ч 100 в секунду), так называемые тетанусы, о которых уже было рассказано в разделе Ђѕороки поперечнополосатой мышцыї очерка III.

 аждый уровень построени€ движений Ч это ключ к решению определенного класса двигательных задач. ќчерк III показал нам, что и задачи синергии больших мышечных хоров, и задачи вс€ческих локомоций возникли очень давно: они гораздо старше всех позвоночных животных и народились вместе с продолговатыми животными формами и их телерецепторами. ќттуда ведет свое происхождение и уровень ¬. Ёто почтенный старец, он, по сути дела, старше, чем Ђрыбийї уровень ј. »менно вследствие его старости не удивительно, что на его долгом веку ему довелось пережить много биологических изменений. ќн обитал в передних (грудных и головных) нервных узлах членистоногих, обосновалс€ у позвоночных в системе нервных €дер так называемого промежуточного мозга, когда эти €дра еще были верховными во всей нервной системе, и, как увидим вскоре, вынужден был сдать многие из своих позиций и наследственных прав, когда пришли и захватили власть более молодые и сильные передние отделы мозга.

¬ истории развити€ головного мозга очень €рко про€вл€етс€ один неуклонно совершающийс€ процесс, который получил название энцефализации [34]. ќн состоит в том, что по мере возникновени€ новых этажей и надстроек в мозгу в них одни за другими перекочевывают отправлени€, которые раньше обитали в более низовых и старых отделах мозга. Ќесколько выше у нас был случай упом€нуть о том, как постепенно все больше утрачивал свою самосто€тельность спинной мозг. ≈ще у л€гушки после полного ее обезглавливани€ он в состо€нии управл€ть многими сложными и целесообразными рефлексами. Ѕыстро обезглавленна€ курица может пробежать сотню своих шагов, может даже взлететь на высокий балкон.  ошка после отделени€ у нее спинного мозга от головного путем перерезки уже не может ходить, но у нее сохран€етс€ один из важных фонов ходьбы: чередующеес€ переступательное движение лапами, которое можно обнаружить, если подвесить ее туловище на л€мки. ” человека, как показывают соответствующие заболевани€, и этот чередовательный, переступательный фон требует дл€ своего управлени€ сохранности уровн€ ¬, т. е. уже середины головного мозга.

 

“аким же пор€дком ушло кверху и многое из того, что долгие миллионы лет было неотъемлемым досто€нием уровн€ ¬. ќн все еще уровень синергии и мышечно‑суставных ув€зок, но уже не уровень локомоций, как был когда‑то. ћы застаем его у человека на очень и очень ответственных фоновых рол€х, но значительна€ часть тех отправлений, по которым он был ведущим еще у низших пресмыкающихс€, с тех пор эмигрировала из него кверху, к более современно и тонко оборудованным разделам мозга. ћы и найдем их все в следующих разделах, под буквою —. ќзнакомимс€ вкратце с анатомической основой уровн€ ¬ у человека. Ёто стоит сделать еще и потому, что как раз у этого уровн€ она очень отчетливо отражает в себе принцип сенсорных коррекций, Ч который мы выдвинули как самую главную основу всей двигательной координации.

ƒвигательные нервные €дра уровн€ ¬, так называемые паллидумы, или бледные шары, наход€тс€ в самой глубине головного мозга. »сход€щие из них двигательные нервные проводники т€нутс€ от них не дальше как на 2 Ч 3 сантиметра книзу, до так называемых красных €дер, как составы груженых вагонов с городских складов до ближайшей большой товарной станции в предместье. Ёти красные €дра представл€ют собою исполнительные нервные центры низового уровн€ ј; на них‑то кроме их самосто€тельных отправлений по специальности этого уровн€ и ложитс€ добавочна€ нагрузка по переотправке импульсов уровн€ ¬ вниз, к пусковым клеткам.

 онечно, красные. €дра не оставл€ют Ђгрузовї, прибывающих к ним сверху, от паллидумов, Ђнераспечатаннымиї, они их видоизмен€ют и перерабатывают. ѕри этом, несомненно, красные €дра отправл€ют вниз импульсы своего собственного уровн€ ј, одним физиологическим способом, так сказать, на одном €зыке, а транзитные импульсы уровн€ ¬ Ч на совсем другом. «десь физиологии предстоит еще многое доисследовать.

 

 

„увствительными (или рецепторными) центрами уровн€ ¬ служат самые большие из внутримозговых €дер (см. рисунок): это пара нервноклеточных скоплений, нос€щих старинное анатомическое название зрительных бугров или, по‑латыни, тал€мусов. Ёпитет Ђзрительныеї Ч очень неудачный, отразивший в себе всю глубину неведени€ тех давнишних ученых, которые были первыми путешественниками по дебр€м мозга и окрестили именами все образовани€, встречавшиес€ им на пути.  ак раз к зрительным нервам и к зрению тал€мусы, как оказалось впоследствии, имеют очень слабое касательство.

“ал€мусам очень пристало название мозговых центров. ¬ них собираютс€ со всех без исключени€ пунктов тела нервные провод€щие пути всей ос€зательной чувствительности с множеством ее подразделений: чувством прикосновени€, давлени€, тепла Ч холода, боли и т. д. и всей суставно‑мышечной чувствительности, которой мы, еще во втором очерке, присвоили название проприоцептивной. ¬се эти нервные пути прибывают в тал€мусы непосредственно от чувствительных нервных окончаний в коже, мышцах, сухожили€х и оболочках суставов, без каких‑либо перерывов или промежуточных станций. ѕоэтому тал€мусы получают всю чувствительную сигнализацию указанных видов самым пр€мым и быстрым пор€дком, так сказать, из первых рук.

»сторически тал€мусы были еще богаче. ѕо своему строению они очень напоминают собою большие мировые столицы.  ак вокруг ћосквы или Ќью‑…орка постепенно создались целые семейства предместий и пригородов, почти слившихс€ с самими этими мировыми центрами и образовавших вкупе с ними огромные скоплени€ (ЂЅольша€ ћоскваї, ЂЅольшой Ќью‑…оркї и т.п.), Ч так приблизительно получилось и с тал€мусами. ≈сли причислить к ним мелкие нервные €дра и €дрышки, примыкающие к ним со всех сторон, то окажетс€, что эта система Ђбольших тал€мусовї включает в себ€ буквально всю телесную чувствительность без изъ€ти€. ¬ Ђпригородыї тал€мусов сход€тс€ и зрительные нервы, и слуховые, и обон€тельные; к ним же подход€т и те нервные ветви, которые св€зывают головной мозг с нервным оборудованием внутренностей и, значит, довод€т до Ђбольших тал€мусовї и сигнализацию внутренностной чувствительности.

Ћегко представить себе, что при таком абсолютно всестороннем и пр€мом чувствительном оснащении тал€мусы стали действительно Ђцентрамиї всей телесной рецепторики, и ни один отдел мозга не был в состо€нии соперничать с ними по части сенсорных коррекций. ѕока не существовало ни телерецепторики, ни поперечнополосатых мышц, ни локомоций, мало‑мальски заслуживающих этого названи€, природа кое‑как обходилась без сенсорных коррекций. Ќо уж зато, когда они потребовались неотвратимо, эволюци€ создала дл€ них первым же делом орган, действительно честно отвечающий своему назначению. «ато ни один уровень, ни уже описанный ј, ни один из последующих более новых, не имеет способности управл€ть такими обширными, всеобъемлющими синерги€ми, как описываемый сейчас уровень ¬. “акие движени€, как бег, прыжки, кувыркани€, упражнени€ на снар€дах, борьба, плавание и так далее, возможны только благодар€ богатствам информации, собираемой тал€мусами.

Ќеумолима€ Ђэнцефализаци€ї наложила свою руку и на уровень ¬. ѕровод€щие нервные пути телерецепторов, органов зрени€, слуха и обон€ни€, делают у человека в области тал€мусов лишь пересадку, перепр€жку и направл€ютс€ далее, кверху, в кору мозговых полушарий, захватыва€ в ней большие, тонко расчлененные территории.  онтактна€ чувствительность, ос€зание, боль, суставно‑мышечное чувство тоже пробили себе пути в кору и основали там свои крупные представительства, но они сохранили все‑таки тесную св€зь с главными €драми тал€мусов, куда их сигналы заход€т в первую очередь на своем пути от разных точек тела. ѕо части же дальнодействующих рецепторов тал€мусы высших млекопитающих и человека сильно слеповаты и глуховаты.

Ётим перекочеванием объ€сн€етс€ и обеднение списка движений, самосто€тельно выполн€емых уровнем ¬. ќн сохранил вли€тельнейшее положение в качестве фонового уровн€; это видно хот€ бы из только что сделанного беглого перечн€ движений с крупными синерги€ми, необходимо заинтересованных в нем, но дл€ положени€ ведущего уровн€ ему, с его подслеповатостью, уже многого не хватает.

 

”ровень мышечно‑суставных ув€зок (¬). ≈го отправлени€

 

ƒл€ того, чтобы €сно представить себе служебное положение и рабочую нагрузку уровн€ ¬ у человека, просмотрим сперва вкратце его плюсы и минусы.

√лавный плюс этого уровн€ уже указан. Ёто Ч его исключительна€, не повторивша€с€ ни в одном из позднейших уровней способность управл€ть большими хорами мышц, большими синерги€‑ми. ћы нарочно сделали упор на это его свойство в эпиграфе, изображающем бегуна‑спринтера, но недоразумению прин€того за машину. ѕосле всего сказанного в очерке II о степен€х свободы, о том, как наиболее мощна€ сегодн€шн€€ техника едва‑едва начинает осваивать только вторую из них, Ч после всего этого нам легко будет пон€ть то удивление, какое способно было бы вызвать зрелище бегущего человека у абсолютно неискушенного наблюдател€. Ќаша беда в том, что мы бесконечно привычны ко всему тому неисчерпаемому потоку чудес, которые ежечасно расточает перед нашими глазами жива€ природа. ƒл€ того, чтобы вновь обрести способность удивл€тьс€ им, кажетс€, в самом деле необходимо залезть в шкуру экскурсанта с —ириуса. ћожет быть, не мешало бы нам почаще делать это!

 

 

ƒвижени€, лежащие на ответственности других, более высоких уровней, несравненно более сдержанны и скупы в отношении одновременно запр€гаемых ими мышц, если только они не делают займа и уровн€ ¬, привлека€ его в качестве фона, например при вс€кого рода локомоци€х. ”казанна€ особа€ способность уровн€ ¬ делает его, так сказать, главным пультом управлени€ по всем мышечным двигател€м нашего тела. ќн выступает в роли важнейшего фона отнюдь не только тогда, когда требуетс€ мобилизаци€ всех сотен мышц тела, сверху и донизу; не будучи таким гордым, он с готовностью берет на себ€ вс€кие синергии, даже в пределах одной только руки (например, в действи€х письма, в€зани€ крючком, зав€зывани€ узелка одной рукой.

ќп€ть‑таки благодар€ теснейшей св€зи уровн€ ¬ со всей рецепторикой движени€ под его управлением получаютс€ всегда очень складными и стройными. ќни выход€т грациозно даже у совсем не грациозных людей. ќни прекрасно налажены не только в каждый данный момент; этот же уровень мастерски организует движени€ и во времени, управл€ет ритмом движени€, обеспечивает чередование работы мышц сгибателей и разгибателей и т. д. „то еще очень характерно дл€ движений, за управление которыми беретс€ этот уровень, Ч это необычайна€, отчеканенна€ одинаковость последовательных повторений движени€ (так называемых циклов его) при всевозможных ритмических движени€х. ѕоследовательные шаги при ходьбе или беге получаютс€ одинаковыми, как монеты одной и той же чеканки: последовательные циклы движений при работе пилой, напильником, косой, молотом и т. д. похожи друг на друга гораздо больше, чем две капли воды.

Ёто свойство очень тесно св€зано с образованием двигательных навыков и с автоматизацией движений, и мы еще вернемс€ к нему в следующем очерке.

ѕри таких богатых возможност€х, казалось бы, уровень мышечно‑суставных ув€зок (¬) мог бы управл€ть очень большим числом вс€кого рода движений. ѕреп€тствием дл€ этого оказываетс€ уже упом€нутый пробел в его чувственной информации: он плохо св€зан у человека с телерецепторами зрени€ и слуха, нервные пути которых ушли от него кверху. ѕоэтому, как очень легко представить себе, он прекрасно приспособлен к тому, чтобы обеспечить всю внутреннюю ув€зку движени€, согласовать между собою поведение мышц, наладить нужные синергии и т. д. Ќо приноровить скомпанованное таким пор€дком сложное и стройное движение к внешним услови€м, к реальной окружающей обстановке Ч вот это ему не по силам.

¬ качестве примера взгл€нем на ходьбу. ƒаже при выпр€мленной, двуногой походке, присущей человеку, в этот двигательный акт вт€нуты все четыре конечности, качающиес€ взад и вперед в общем ритме. Ќет такой мышцы во всем теле, котора€ не была бы как‑то вовлечена в работу либо опорную, либо основную динамическую шагательную. ≈сли бы человек оказалс€ вдруг где‑то в межзвездном беспредельном пространстве, то, наверное, уровень ¬ сумел бы без добавочной помощи обеспечить ему в этом Ђотсутствии вс€кой обстановкиї точное выполнение всех движений нормальной ходьбы.   сожалению, только она была бы там бесполезной. ƒействительна€ же ходьба, от которой может получитьс€ реальный прок, совершаетс€ по какой‑то поверхности, в каком‑то направлении, в каких‑то услови€х: почва тверда€, м€гка€, скользка€, неровна€ и т. д.; под ногою то камешек, то канавка, то лужа, то ступенька; в пути то уклон, то поворот, то порыв ветра, то встречный пешеходЕ Ќа все это нужно своевременно и соответственно откликатьс€. ¬ первую голову дл€ всего этого нужны сигналы телерецепторов; главное же, как увидим в следующем разделе, даже не они сами по себе (слепые могут же ходить без помощи зрени€!), а особенна€ форма организации всех внешних впечатлений в целом, до которой уровень ¬ Ђне доросї и котора€ одна только в состо€нии доставить потребные дл€ всего перечисленного сенсорные коррекции.

«десь напрашиваетс€ одно сравнение, которое лучше всего по€снит роль уровн€ ¬ и его слабые места. ¬ движени€х, подобных ходьбе, бегу и т. д., этот уровень делает то же, что бортмеханик на самолете: следит за правильной работой и главных ведущих моторов, и всех вспомогательных механизмов на борту, и всех приборов управлени€, и т. д. –оль же ведущего уровн€ при ходьбе или беге (это будет, как увидим ниже, уровень —) Ч это роль летчика‑пилота, который ведет машину по требуемому курсу, выравнивает ее при качани€х, воздушных €мах, переменах ветра и т. д., уже не забот€сь о том, что творитс€ внутри машины. ”ровень ¬ неоценим дл€ внутреннего управлени€ движением, когда какой‑либо из вышесто€щих уровней берет на себ€ его пилотирование.

 ак призванный фоновый уровень, он работает по большей части без привлечени€ сознани€ Ч это вообще участь всех фонов. ћногое в его отправлени€х непроизвольно, полностью или в какой‑то мере, хот€ они несравненно более доступны дл€ произвольного вмешательства, чем глубокие, Ђподземныеї, тонические фоны из уровн€ ј. Ќельз€, конечно, ожидать, чтобы в уровне мышечно‑суставных ув€зок имелись в каком‑то заранее заготовленном виде фоновые, вспомогательные координации дл€ всевозможных движений и навыков, приобретаемых человеком в течение его жизни. Ётого и нет на самом деле. ”ровень ¬ хорошо приспособлен у человека к усвоению жизненного опыта, к построению новых координации и хранению их в сокровищнице двигательной пам€ти. (Ёто будет рассмотрено подробнее в следующем очерке).   зрелому возрасту уровень ¬ бывает переполнен всевозможными фонами, выработанными им по за€вкам вышележащих уровней, которым эти фоны требовались по ходу выработки навыков. Ёти Ђфоны на заказї и есть то, что называетс€ автоматизмами (о них будет речь ниже). Ќет ничего удивительного, что такой обогащенный вс€ческими Ђзаказнымиї фонами зрелый уровень ¬ легко может подобрать в своей, так сказать, фонотеке прекрасно подход€щие или, на худой конец, более или менее подход€щие фоны дл€ очень многих незнакомых или непривычных движений, с которыми человек столкнетс€ впервые в эту пору своей жизни. Ёто дает ему большую маневренность, легкость овладени€ самыми различными навыками и сноровками и очень увеличивает его средства к быстрой ориентировке в любом положении. „еловеку с хорошо разработанной коллекцией фонов в Ђфонотекеї уровн€ ¬ несравненно легче, чем другому, без промедлени€ найти двигательный выход из любого положени€. ј это, как мы видели во вступительном очерке, и есть первоначальное и самое основное определение ловкости.

 

 

јнализ следующих вышесто€щих уровней построени€ покажет, что двигательные возможности, заключенные в хорошо развитом уровне ¬, не есть еще сама ловкость, но это необходимейшие предпосылки дл€ нее. ¬ дальнейшем придетс€ в св€зи с проводимой нами классификацией движений по уровн€м расчленить про€влени€ ловкости на два больших класса, один из которых мы будем называть телесною ловкостью, а другой Ч ручной ловкостью, предметной ловкостью или ручной сноровкой. ћы увидим тогда, что двигательные средства уровн€ ¬ €вл€ютс€ важнейшей и единственной опорой дл€ первой и одною из важных предпосылок дл€ второй. —амое качество телесной ловкости мы впервые отчетливо обнаружим в ближайшем следующем уровне —. Ќо один этот уровень, если он будет предоставлен самому себе или будет обречен опиратьс€ в своей работе на плохой беспомощный уровень мышечно‑суставных ув€зок, в состо€нии будет сделать по части ловкости не больше, чем смелейший и искуснейший рыцарь, если он оседлает себе дл€ турнира хромую кл€чу.

ѕосле всего сказанного читатель уже не будет удивлен, увидев список самосто€тельных движений, ведущихс€ на уровне ¬, осыпавшемс€, как дерево осенью. Ѕольша€ часть того двигательного сло€, которым он ведал когда‑то, ушла от него к вышесто€щим отделам мозга.

„то ему осталось по части самосто€тельных движений? ѕолунепроизвольные, полунеосознаваемые двигательные акты в преобладающей части Ч более нежели второстепенной жизненной значимости.

 

 

 

ќсталась в его ведении мимика Ч

–€д волшебных изменений ћилого лицаЕ

(ј. ‘ет).

 

ќсталась пантомима или мимика телодвижений: те выразительные непроизвольные жесты, сопровождающие и речь и все поведение, на которые сравнительно скупы сдержанные север€не и которыми пересыщен весь обиход живых, темпераментных жителей юга.

Ч ј руками‑то, € думаю, как работал! Ч ехидно замечает д€д€ ѕетр »ванович јдуев[35], описыва€ растер€нному плем€ннику, как тот, по его предположению, объ€сн€лс€ в любви. Ч ¬ерно, опрокинул или разбил что‑нибудь.

Ч ƒ€дюшка, вы подслушали нас! Ч восклицает плем€нник в отча€нии от прозорливости д€ди.

Ч ƒа, € там за кустом сидел!

ќстаетс€ уровню ¬, наконец, из этой же группы движений Ч пластика; не движени€ западноевропейского, бального танца или народной пл€ски, близкие скорее к локомоторным актам, а танцевальные движени€ ленивого ¬остока, то т€гучие, полные сладостной истомы, то прорывающиес€ змеистым, страстным устремлением. ƒальше пройдут перед нами движени€ ласки, нежности, осуществленной страсти; движени€ расправлени€ своего тела, пот€гивани€, зевка; кое‑что из вольногимнастических телодвижений в духе ћюллера; наконец, р€д привычных, у каждого человека своих, полумашинальных жестов вроде почесывани€ за ухом, верчени€ пуговицы, поигрывани€ перстами, как у толстого ”вара »вановича из тургеневского ЂЌаканунеї, и т. п. (эта последн€€ группа жестов, по существу, очень близка к вил€нию хвостом у четвероногих). ¬от более или менее и все, что уровень ¬ может нам предъ€вить.

—овсем друга€ картина получаетс€, когда мы берем в руки список его же фоновых выступлений. «десь уровень ¬ преображаетс€, приосаниваетс€ и показывает себ€ во всем блеске и разнообразии своих дарований. »з изложенного уже €сен стиль и смысл его фоновой работы; перечисление же конкретных примеров будет гораздо более уместным в следующих разделах, при характеристиках самих движений, которые он вспомогательно обслуживает.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2082 - | 1828 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.