Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„то называетс€ координацией движений?




 

“еперь пора подвести основные итоги этого очерка. ћы установили, что управление двигательным аппаратом нашего тела Ч действительно многосложна€ задача, даже в наиболее упрощенном подражании едва‑едва решима€ дл€ самой мощной техники нашего времени. ј пон€в сущность заключающейс€ в ней трудности, мы можем дать и исчерпывающее определение того, что такое координаци€ движени€.

 оординаци€ и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движени€, т. е. превращение их в управл€емые системы. —тепени свободы, упоминаемые в этом определении, могут быть, как уже сказано, кинематические и динамические.

Ќетрудно будет дать точное обозначение и тому основному принципу, который позволил природе обеспечить управл€емость костно‑мышечных двигательных аппаратов и которому уже в целом р€де устройств подражает по мере сил современна€ техника, Ч принципу, опирающемус€ на контролирование движений посредством органов чувств. ќднако нам будет удобнее сперва обратитьс€ еще к одному примеру из техники, который подскажет нам и наилучшее название дл€ рассматриваемого принципа. ћы имеем в виду прицельную артиллерийскую стрельбу.

Ћет€щий пушечный снар€д принадлежит к числу тел с большим избытком степеней свободы, напомина€ этим органы нашего тела. ≈го движение в воздухе далеко от вынужденного. Ќа его полет вли€ют и колебани€ плотности воздуха, и ветер, и восход€щие воздушные течени€, и всегда возможна€ нестрогость в расположении его центра т€жести и т. д. ¬следствие этого никака€ точность предварительного расчета, никака€ проработанность прицельных таблиц, основанных на опытах, не может обеспечить меткого попадани€ с первого же выстрела. ѕоэтому приходитс€ поступать иначе.

√де‑нибудь в отдалении от батареи и удобном дл€ этого месте устраиваетс€ наблюдательный пункт, имеющий с батареей телефонную св€зь. Ќаблюдатель сообщает на батарею свои наблюдени€ над местом разрыва первого выпущенного снар€да, в какую сторону и насколько уклонилс€ от намеченной цели.  омандование батареи сейчас же переводит эти данные на €зык того, насколько и в каком именно смысле требуетс€ исправить наводку, и дает приказ произвести второй выстрел. «а ним следует новое донесение наблюдател€ (уже более благопри€тное) и новое внесение поправок Ч то, что на €зыке артиллеристов называетс€ корректировкой [13]стрельбы. ѕосле вторичной корректировки прицел обычно оказываетс€ уточненным уже настолько, что можно переходить к огню на поражение.

ѕользу€сь удачным термином и примен€€ его дл€ вполне сходного случа€, мы называем в физиологии описанный выше принцип внесени€ непрерывных поправок в движение на основании донесений органов чувств принципом сенсорных коррекций. Ђ—енсорныйї (с латинского) в точном переводе, значит Ђотнос€щийс€ к чувствительностиї, Ђопирающийс€ на чувствительностьї. –оль артиллерийского наблюдател€‑корректировщика при этом исполн€етс€ в нашем организме всевозможными органами чувств.

»з принципа сенсорных коррекций следует одна интересна€ вещь. ѕривычно и общеприн€то думать, что выполнение произвольного движени€ Ч полностью дело двигательных систем нашего организма: мышц Ч как непосредственных двигателей, двигательных нервов, передающих в мышцы приказы (импульсы) к движению от спинного и головного мозга; наконец, так называемых двигательных центров мозга, откуда исход€т эти приказы‑импульсы к мышцам. ќказываетс€, дело обстоит далеко не так, и чувствительные системы нашего тела загружаютс€ при выполнении того или другого движени€ не в меньшей степени, нежели двигательные. ѕо чувствительным нервам всевозможных специальностей: ос€зательным, зрительным, нервам мышечносуставной чувствительности, вестибул€рным нервам уха, несущим сигналы, св€занные с чувством равновеси€ и т. д. Ч текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомл€ющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в каком смысле требуютс€ поправки.  ажда€ мышца, сокраща€сь по ходу движени€, раздражает этим какой‑нибудь из чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует об этом мозгу.  аждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказываетс€ пр€мой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону Ч от чувствительного аппарата в мозг. “ам этот поток чувствительных сигналов преобразуетс€ в соответствующие коррекции к движению, т. е., в свою очередь, €вл€етс€ причиной возникновени€ новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихс€ из мозга в нужные мышцы. ѕеред нами, таким образом, замкнутый кольцевой процесс Ч то, что в нервной физиологии называетс€ рефлекторным кольцом. –азрыв такого кольца в любом месте приводит к полному распаду движени€, как это подтверждает богатый материал заболеваний нервной системы.

Ќесколько кратких примеров с убедительностью покажут нам, как совершаетс€ эта сенсорна€ коррекци€ движени€ и к каким результатам она приводит. ¬озьмите перо и сделайте скорописью р€д движений по бумаге, выписыва€ безостановочно р€да букв шшшш Ч сперва с открытыми, затем с закрытыми глазами. ¬ы не обнаружите почти никакой разницы. “еперь сделайте такой же опыт, но с написаннием какого‑нибудь слова, например Ђкоординаци€ї. ќпыт снова удастс€, но уже менее благополучно. ƒальше напишите это же самое слово, но уже печатными буквами Ч оп€ть первый раз при открытых, второй при закрытых глазах. Ќаконец, изобразите два кружка р€дом, после чего в каждом поставьте по пр€мому кресту их диаметров; и это действие повторите затем при закрытых глазах. я подобрал эту цепочку заданий так, что каждое последующее заведомо будет выходить все хуже и хуже после выключени€ зрительной коррекции, а последнее из заданий наверн€ка приведет к полному провалу, если только вы не обладаете исключительной двигательной одаренностью или не упражн€лись тщательно в письме и черчении при закрытых глазах. јнализ этого простого примера в том, что первое задание исполн€етс€ нами почти полностью под контролем мышечно‑суставной чувствительности, не нужда€сь в коррекции зрени€, а чем дальше, тем больше оказываетс€ необходимым зрительный контроль, выключение которого сразу разрушает всю правильность движени€.

ќз€бшими пальцами очень трудно сделать какие‑нибудь точные движени€: вдеть нитку в иглу, разв€зать узел и т. п. ƒело тут вовсе не в мышцах, так как большинство мышц, управл€ющих пальцами, расположено на предплечьи, ближе к локтю, т. е. спр€тано глубоко в рукаве шубы. Ёто легко подтвердить и тем, что, например, на динамометре каждый оз€бшими пальцами выжмет ничуть не меньше, чем теплыми. —уть нарушени€ Ч целиком в ослаблении мышечно‑суставной и ос€зательной чувствительности кисти и пальцев.

 аждый из нас, кто привык каждый день пов€зывать себе галстук, знает, как сбивает это движение смотрение в зеркало, если только мы не привыкли всегда делать это перед зеркалом. ѕричина заключаетс€ в том, что привычна€ корректировка этого движени€ Ч мышечно‑суставна€ и вмешивание зрительного контрол€, непривычного, но сильного, отвлекающего на себ€ внимание, расстраивает налаженный навык. ѕеред нами, таким образом, пример, пр€мо противоположный первому. “ам мы имели движение, распадавшеес€ при выключении зрительных коррекций, здесь, наоборот, Ч при их включении. ≈сть большое количество привычных действий‑навыков, которые, как мы увидим в дальнейших очерках, расстраиваютс€ от вмешательства зрени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 560 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

2236 - | 1960 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.