Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Археологические памятники енисейских кыргызов




Археологические памятники кыргызской культуры VI – XIII вв. н.э. широко распространены по всей Минусинской котловине от подножий Саян до верховьев Чулыма. В 1Х – Х вв. они известны на территории Тувы. К ним относятся курганы "чаа-тас"; каменные могильники с характерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние и летние поселения; горные крепостные сооружения; рунические письмена; петроглифы с тамгами; клады.

Впервые вопрос о происхождении кыргызской археологической культуры был рассмот­рен С.А. Теплоуховым при классификации минусинских древностей. Выде­лив в особую VI группу памятников "могильники, известные под названием "чаа-тас", он отметил, что последние "тесно примыкают" к "своеобразным могилам с бюстовыми масками", отнесенным к III-IV вв. н.э. [Теплоухов. 1929. с. 51-54.] По современ­ной терминологии сказанное выше означает, что автор усматривал хроноло­гическую и генетическую преемственность между памятниками тепсейского этапа таштыкской культуры III—IV вв. н.э. и объектами кыргызской культу­ры эпохи чаа-тас VI- Х вв. н.э. Археолог С.А. Теплоухов отметил сходство между каменными стелами чаа-тасов и столбовыми плитами тагарских курганов, аналогии между таштыкской и кыргызской керамикой, наличие одинаковых бронзовых двуголовых пластинок-амулетов в погребениях обеих культур.

В дальнейшем эта проблема специально изучалась С.В. Киселевым. Автор, вслед за С.А. Теплоуховым, отмечает "сильнейшую связь" кыргызс­кой культуры с древней местной культурой, в частности сходство конструк­ций тагарских курганов и чаа-тасов, наличие входа у оград тагарских, таштыкских и кыргызских памятников. С точки зрения С.В. Киселева, "порази­тельные совпадения" наблюдаются во внутреннем устройстве таштыкских склепов и чаа-тасов, в частности, наличие вертикального частокола из бревен и жердей по периметру могильной ямы, подпорного столба в центре могилы. Особенно близки чаа-тасам, по С.В. Киселеву, "позднейшие таштыкские погребения", под квадратными каменными выкладками, с квадратной ямой и срубом, содержащие по 1 -2 сожжения, сосуды и кости овец и коров. Среди предметов сопроводительного инвентаря обеих культур отмечены аналогии парным головкам животных, обычно, лошадей, фигурок баранов, обложен­ных золотом, керамикой. По мнению автора, керамика кыргызского поселе­ния у д. Малые Копёны и погребений у с. Тесь "целиком совпадает" с позднетагарской и таштыкской. Орнамент ювелирных изделий из копенского чаа-таса, согласно С.В. Киселе­ву, находится "в близком родстве" с тагаро-таштыкским искусством. [Киселев. 1951. с. 409 – 413] Тес­ную "генетическую связь" между таштыкской и кыргызской культурами под­тверждают, по данным автора, "наблюдения над таштыкскими портретными масками, которые фиксируют сложение нового физиономического типа на­селения", характерного для кыргызов. Переход от позднеташтыкских погре­бений к чаа-тасам, по С.В. Киселеву, совершился до V в. н.э.

Во второй половине 70-х годов Л.Р. Кызласов предложил выделить из состава кыргызских древностей три самостоятельные культуры, следующие одна за другой: чаа-тас - V- IX вв., тюхтятская – IX - середина Х в., аскизская - X-XIV вв. Эти предложения были активно поддержаны И.Л. Кызласовым, предложившим именовать памятники Х-ХII вв. – "Малиновским", а XIII-XIV – "Каменским" этапами аскизской культуры". [Кызласов. 1977. с. 122.] В дальнейшем Л.Р. и И.Л. Кызласовыми было про­должено дробление кыргызских древностей на отдельные хронологические отрезки. Ряд исследователей, восприняв первоначальную схему деления Л.Р. Кызласовым кыр­гызских древностей, предлагали свои варианты этого члене­ния. [Сунчугашев. 1979. с. 100, 115.] Г.В. Длужневская предположила, что кыргызская культура в Туве в X веке "трансформируется в аскизскую". [Длужневская. 1979. с. 49] Позднее она выделила несколько локальных вариантов в кыргызской культу­ре Тувы, предложив каждому из них свой период существования. Согласно ее точке зрения, бронзовая торевтика с "тюхтятской орнаментацией" и желез­ная "аскизского облика" в X-XI вв. в Туве сосуществуют, относясь к различ­ным племенным группам кыргызов, причем "тюхтятский орнамент" был воспринят населением Саяно-Алтая от киданей. [Длужневская. 1985. с. 12-16]

Вопросы периодизации рассматрива­лись Ю.С. Худяковым на материалах кыргызских погребальных па­мятников Минусинской котловины. [Худяков. 1980. с. 198-204.] Для уточне­ния вопросов хронологии, периодизации, культурной принадлежности, куль­турно-хозяйственного типа кыргызов был взят в качестве объекта исследова­ния локальный район - долина реки Табат, расположенная на юге Минусин­ской котловины, где кыргызские памятники находятся в непосредственной пространственной связи друг с другом, что повышает их информативность. [Худяков. 1982. с. 4] Проведенный анализ продемонстрировал неоправданность членения кыр­гызских древностей на обособленные культуры, показал преждевременность "уточненной хронологии" с точностью до нескольких десятилетий. Абсолютная датировка многих комплексов кыргызской культуры основана на аналогиях и привязке к известным историческим со­бытиям.

Анализ изменений в кыргызской культуре в на­стоящей работе охватывает периоды раннего и развитого средневековья - с VI по XIV век н.э. В течение рассматриваемого временного интервала кыр­гызская культура неоднократно меняла свой облик под воздействием внутренних и внешних причин. Каждое изменение соот­ветствует определенному хронологическому характерному типу памятни­ков, либо по наиболее значимому историческому событию, отразившемуся на облике материальной культуры кыргызов.

В эпоху чаа-тас, получившую наименование по наиболее характерному типу погребальных памятников, охватывающую VI - IХ вв. н.э., кыргызская культура харак­теризуется значительным разнообразием культурообразующих элементов. Наиболее известными памятниками этого времени, обратившими на себя внимание ученых еще в XVIII веке являются курганные комлексы чаа-тас. По подсчетам Л.Р. Кызласова на территории Хакасии их насчитывалось более шестидесяти объектов. [Кызласов. 1980. с. 108-114.] Чаатасы представляют сложные наземные сооружения в виде квадратной, прямоугольной, многогранной или округлой ограды из горизонтально уложенных плит. По сто­ронам, на небольшом расстоянии от внешнего края стен ограды установлены вертикальные стелы. В отличие от стел на тагарских курганах, они не встро­ены в ограду и поэтому от времени покосились в разные стороны, придавая кыргызским кладбищам совершенно своеобразный, необычный внешний вид, получив у хакасского населения названия "чаа тас" – т.е. камень войны или военный камень. Согласно хакасским легендам во времена монгольских войн богатыри Хонгорая бросали в неприятельские полки каменные глыбы, которые поражали врага, втыкаясь в землю в виде высоких столбов.

У наибо­лее крупных курганов парные стелы вынесены за линию ограды, образуя "вход". Размеры курганов сильно варьируют: диаметр развала насыпи колеб­лется от 5 до 40 м., высота насыпей - от 0,3 до 1,3 м. Насыпь образована частичным развалом стен во внутрь и вне ограды. Внутри ограды каменны­ми плитами перекрывались могильные ямы округлой, квадратной и прямоу­гольной форм. В каждом кургане имелась одна, реже - две могильные ямы. Стены ям обставлены деревянными кольями, перекрыты накатом из жердей, который подпирал опорный столб в центре могилы. На дне могилы помеща­лись 1-3 скопления сожженных костей умерших, кости овец, преимуще­ственно задние части туш, сосуды с жидкой пищей. Прах погребенных поме­шался в могилу в какой-либо емкости: сосуде-урне, берестяном коробе, ме­шочке из ткани или кожи. Обычай кремации покойников у кыргызов зафиксировали китайские летописи. "При похоронах не царапают лиц, только обвертывают покойника в три раза и плачут; а потом сжигают его, собранные же кости чрез год погребают. После сего в известное время производят плач" - сообщалось в Таншу. [Бичурин. 1950. С. 353.] Этот обычай был связан с верой в очиститель­ную силу огня.

В некоторых курганах на периферии могильной ямы и под насыпью устраивались тайники с наиболее ценными вещами, дорогой посудой, сбруей, украшениями, оружием. Нередко металлические предметы: удила, украшения, наконечники мотыг, сошники, серпы и др. встре­чаются прямо в насыпи. Если в землеройных орудиях можно видеть средство грабежа, а в отдельных дорогих предметах результат потерь награбленного в могилах, то такие вещи, как: удила, серпы, наконечники стрел, пряслица впол­не могли специально помещаться в насыпь строителями чаа-тасов.

Чаа-тасы, несмотря на бедность находок некоторых из них и существен­ные различия в конструкции и размерах, принято относить к аристократии или родовой знати, высшему социальному слою кыргызского общества. [Евтюхова. 1948. С. 14.) В составе единовременных кладбищ курганы чаа-тас, как правило, немного­численны и уступают различным рядовым погребениям.

Рядовые погребения по обряду трупосожжения встречаются под насы­пями небольших, округлой формы каменных курганчиков, диаметром 1 -6 м, высотой - 0,1-0,5 м, под полами насыпей курганов чаа-тас и в грунтовых ямках. Они содержат по 1 -2 скопления сожженных костей умерших в могилах, стены которых изредка укреплены кольями, реже - каменными плитами. Прах погребенных помещался в керамические сосуды-урны, берестяные короба, деревянные ящики, каменные ящики, в мешочки из ткани. Сопроводитель­ный инвентарь, мясо овец и сосуды в большинстве случаев отсутствуют.

В зависимости от возраста, по разному хоронили кыргызы детей и под­ростков, но всех - по обряду ингумации. Они погребены под насыпями не­больших курганчиков, до 1,5 м в диаметре и 0,2 м высоты, под полами насыпей курганов чаа-тас, в грунтовых могилах. Погребенные костяки лежат в могильных ямах, перекрытых плитами. Малыши до трех лет захоронены без сопровождения, либо с 1-2 сосудами; дети и подростки 3-15 лет погребены с 2 сосудами и мясом овцы, куда входят лопатка, крестец и берцовые кости. Если возрастная дифференциация погребального обряда кыргызов устанав­ливается достаточно определенно, то различия в захоронении мужчин и жен­щин не совсем улавливаются. Судя по сопроводительной мясной пищи, женщинам клали левые, а мужчинам правые части туши овцы. Иногда на площади кыргызских кладбищ встречаются курганы без по­гребений или пологие насыпи со стелами, в могильных ямках которых обна­ружены черепа лошадей. Предположительно они могут быть отнесены к сим­волическим захоронениям – кенотафам, хозяева которых погибли на войне.

Другой вид памятников эпохи чаа-тас - поселения - изучены недоста­точно полно. Большинство из известных к настоящему времени поселений представляет собой развеянные дюнные стоянки - временные летние и зим­ние поселения скотоводов. На поверхности жилой территории встречаются обломки кыргызской гончарной и лепной керамики, железные предметы во­оружения, сбруи, инструменты, украшения. На некоторых памятниках встре­чены следы железоделательного производства: горны, печи, железоплавильни, шлаки. [Евтюхова. 1948. с. 75-79]. Известно одно поселение с культурным слоем мощностью до 0,3 м. Находки на Малокопенском поселении представлены, преимуществен­но, фрагментами керамики, обломками костей овец, лошадей, коров. Есть основания предполагать наличие следов жилищ округлой формы типа юрт. [Кызласов. 1981. С. 50-51]

Наиболее характерная для эпохи чаа-тас гончарная керамика, встречающаяся почти в каждом могильнике, вошла в литературу под названием "кыргызские вазы". В настоящее время в музеях насчитывается около 100 целых ваз, из них 25 хранится в Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова. Кыргызские вазы вероятно относились к предметам роскоши, ибо являются непременной принадлежностью богатых погребений. На некоторых из них ставились тамги – юридические знаки собственности.

Как удалось установить Л.А. Евтюховой, эти сосуды формовались из спирально скручивающейся ленты с последующей доработкой, прикреплением дна и горловины. Вазы различа­ются по форме. Большинство из них представляет собой плоскодонные, с яйцевидным туловом и узкой невысокой горловиной и отогнутым венчиком сосуды. Встречаются бутыли с яйцевидным туловом и очень узким горлыш­ком и шаровидные сосуды. Кыргызские вазы орнаментировались по верхней части тулова цилиндри­ческим штампом, с помощью которого наносились пояски елочного орнамента. Предназначались они, вероятно, для хранения вина, которое, согласно китайской летописи, кыргызы "квасили из каши". Гончарная посуда, по всей вероят­ности, появилась на Среднем Енисее еще на тепсейском этапе таштыкской культуры, а в эпоху чаа-тас широко создавалась самими кыргызами, о чем свидетельствуют примесь в тесте щебня у многих сосудов, характеризующие домашнее производство. По­мимо гончарной, у кыргызов широко использовалась лепная керамика: банки, горшки, бокалы. Нередко встречаются вместительные тарные сосуды-хумы, которые использовались и в качестве погребальных урн. Кыргызская знать пользовалась дорогой металлической посудой, золотыми и серебряными кувшинами и кружками, блюдами. Иногда встречаются привозные лаковые чашечки, известные у хакасов под названием "хыдат чирче" - т.е. китайская чашечка. Они употреблялись в быту населения Хонгорая вплоть до ХХ в.

Предметы вооружения в кыргызских памятниках эпохи чаа-тас представлены различными видами. В чаа-тасах обнаружены коленчатые однолезвийные кинжалы, железные трехлопастные наконечники стрел ярусного, удли­ненно-треугольного, удлиненно-ромбического, удлиненно-шестиугольного и вытянуто-пятиугольного типов, берестяные колчаны. К этому периоду относятся двулезвийные мечи, наконечники копий, боевые топоры, панцирные пластины, обнаруженные на развеянных поселениях. [Евтюхова. 1948. с.6]

Сбруя представлена двусоставными удилами, иногда с витыми веньями, с кольчатыми или двукольчатыми окончаниями, с эсовидными стержневыми псалиями и стременами с широкой подножкой, округлой или пластинчатой петлей. К сбруе относятся разнообразные уздечные седельные бляшки. Многие из них орнаментированы растительным или зооморфным орнаментом. В состав сбруйных ремней входили подпружные и уздечные пряжки и бубенцы.

Пряжки и накладки являлись необходимыми элементами наборных по­ясов, которые вошли в обиход у мужчин-воинов. Кыргызы, как женщины, так и мужчины, носили серьги. В качестве женских украшений носились бусы и браслеты. Сохранившиеся с таштыкских времен бронзовые амулеты с парными головками или схематическими фигурками лошадей носили мужчины.

Деревянные фигурки баранов, обложенные золотой, серебряной и мед­ной фольгой служили, вероятно, как и в таштыкское время, символом обиль­ных стад, сопровождающих умерших в загробный мир.

В насыпях курганов чаа-тас встречаются землеройные орудия: чугун­ные сошники, костяные мотыги, железные серпы, железные наконечники заступов.

На развеянных поселениях эпохи чаа-тас попадаются бытовые инстру­менты: железные черешковые ножи, шилья, булавки, оселки, пряслица из стенок гончарных и лепных сосудов, куранты зернотерок, жернова ручных мельниц.

В инвентарном комплексе эпохи чаа-тас отражены существенные изме­нения в материальной культуре населения Минусинской котловины в срав­нении с таштыкским временем. Наиболее значителен круг заимствований извне в области вооружения, сбруй, сбруйной и поясной фурнитуры, укра­шений, металлической посуды. Практически все перечисленные инновации привнесены на Средний Енисей из тюркского кочевого мира или из Центральной и Восточной Азии.

В эпоху чаа-тас кыргызы эпизодически осуществляли непосредствен­ные контакты со странами земледельческой цивилизации Восточной и Сред­ней Азии, совершая посольства ко двору империи Тан, пригоняя отменных лошадей для обмена, отправляя торговые караваны в Тибет, Восточный Туркестан и Согдиану. [Бартольд. 1963. с. 489] Какие-то предметы восточноазиатского производства могли попадать на Средний Енисей вследствие дипломатических даров и торговли, в частности, изде­лия танских торевтов, лаковая посуда, монеты. Однако эти контакты не могли быть достаточно регулярными из-за дальности расстояния и политической зависимости кыргызов от тюрок и уйгуров.

Погребальные памятники эпохи "великодержания" очень разнообраз­ны. Наибольшее число кыргызских курганов IX-X вв. изучено в Туве. Наиболее характерным типом могильных сооружений этого времени являются курганы хыргысур, со стеной-крепидой по периметру, каменной насыпью и стелой подле кургана. Под насыпью в неглубоких могильных ям­ках погребались - 1 -2, реже - 3-4 скопления сожженых костей умерших, мясо овцы, коровы, лошади, иногда - целая туша, и сосуды с жидкой пищей. Муж­ские захоронения богаты инвентарем: предметами вооружения, сбруи, по­ясного набора. На стелах бывают нанесены изображения тамг и тексты эпи­тафий руническим письмом.

В эпоху великодержавия кыргызы со­оружали кольцевые каменные насыпи, в основании которых просле­живается стена-крепида, с захоронениями по обряду сожжения, рассыпан­ными на горизонте. Такие сооружения известны у хакасов под названием "хыргыс сууктэр" (по-хакасски "[shosc cddrnthw" – букв. кыргызские могилы). Подобная конст­рукция надмогильных сооружений станет наиболее распространенной с на­чала II тыс. н.э.

Поселения эпохи "великодержавия" в Минусинской котлови­не представляют летние и зимние стоянки скотоводов-кочевников, лишенные культур­ного слоя. На поверхности жилой территории встречаются обломки керами­ки, железные предметы вооружения и сбруи, бронзовые предметы торевти­ки, монеты, кости домашних животных. На некоторых поселениях зафикси­рованы следы металлургического производства. К этому периоду, по дан­ным Л.Р. Кызласова, должны относиться остатки глинобитного сооружения на р. Уйбат, определенные как "замок-дворец" кыргызского кагана. Вокруг "замка" отмечены следы поселения, К этому периоду относятся и отдельные фортификационные сооружения. [Кызласов. 1981. С. 55]

В курганах IX-X вв. встречается, хотя и очень редко, гончарная и лепная керамика. Это "кыргызские вазы", лепные горшки и банки. Применялись кыргызами металлические, серебряные и бронзовые кувшины с носиком,

кувшинчики на поддонах, кружки, ковши, чарки. Дорогая серебряная посуда попадала к кыргызам в результате грабежа уйгурских городов и торговли с государствами Восточного Туркестана и Средней Азии. Кроме того, кыргызы сами изготовляли серебряные изделия.

Весьма разнообразен по видовому и типологическому составу комп­лекс кыргызского вооружения в эпоху великодержавия: палаши, сабли, ко­пья, боевые топоры, кинжалы, луки, трехлопастные, четырехлопастные, двулопастные, плоские, трехгранно-трехлопастные, четырехгранно-четырехлопастные, трехгранные и четырехгранные наконечники стрел, колчаны, че­шуйчатые панцири и кольчуги.

Сбруя включала двусоставные удила с одно - и двукольчатыми оконча­ниями, эсовидными и изогнутыми псалиями, стремена с округлой или плас­тинчатой петлей. Седельные и уздечные ремни богато украшались бронзо­выми, иногда с позолотой, накладками с разнообразным орнаментом.

Пряжки и накладки входили в состав наборных поясов. Из украшений известны также серьги и бусы. В кыргызских комплексах встречаются железные ножи, напильники, до­лота, серпы, косы. К этому же времени, вероятнее всего, относятся лемехи и отвалы танских плугов.

Кыргызские каганы, подобно правителям других кочевых держав, пытались путем ввоза танских земледельчес­ких орудий и монет стимулировать местное земледелие и ввести денежное обращение. С помощью чужеземных строителей была предпринята попытка градостроительства. Эти меры, преследовавшие, в основном, фискальные цели, не учитывали реальных возможностей кочевого общества и не привели к изменению культуры. Напротив, в сравнении с эпохой чаа-тас кыргызская культура IX-X веков приобрела гораздо более "общекочевнический харак­тер", утратив былую провинциальную обособленность. Инвентарный комп­лекс в кыргызской культуре малоспецифичен в сравнении с культурами тю­рок, кимаков и других кочевников конца I тыс. н.э. в Саяно-Алтайском исто­рико-культурном регионе.

В последующую эпоху, получившую наименование по основному типу памятников "хыргыс сууктэр" или, как мы кратко называем, "сууктэр", обхватыва­ющую XI-XIII вв. н.э., памятники кыргызской культуры распространены, пре­имущественно, в Саяно-Алтае. В отличие от предшествующего времени, их немного в Туве, но значительно больше в Минусинской котловине.

Наиболее характерны для данного периода курганы типа "хыргыс-сууктэр", с кольцевой насыпью, в основании которой иногда прослеживается стена-крепида. Очень редко близ насыпи устанавливалась вертикальная стела. Под насыпью на горизонте рассыпаны остатки погребального костра: сожженные кости человека, железные детали сбруи, оружие, украшения. На го­ризонте встречаются остатки тризны, в основном, кости овцы и лошади.

Кыргызские могильники эпохи "сууктэр" представляют собой сравни­тельно немногочисленные, по 5-10 объектов, кладбища воинов-дружинни­ков, вытянутых в цепочку по гребням и увалам холмов. В некоторых из них присутствуют небольшие поминальные курганчики с округлой насыпью, сопутствующие курганам "сууктэр".

Поселения эпохи "сууктэр" на территории Минусинской кот­ловины представляют преимущественно летние и зимние стоянки кочевых скотоводов без значительного культурного слоя. На поверхности площади поселения встречаются же­лезные предметы вооружения, сбруи, ножи, пряжки, бляшки, накладки, кос­ти домашних животных. Встречаются поселение со следами железодела­тельного производства.

Каменные личины в долине Среднего Енисея принадлежат к различным историческим эпохам, начиная от Окуневской культуры (II тыс. до н.э.) и кончая Кыргызским временем (У1 – ХIII вв. н.э.). Современные хакасы, получившие от своих предков в наследие могильные стелы, называют их " кöзее" или "обаа". Согласно мифологии, памятники "козее" представляют застывших в камне богатырей Хонгорая, души которых стали или звездами на небе, или горными духами на земле.

К эпохе "сууктэр" принято относить крепости-убе­жища на вершинах гор, куда население окрестных мест скрывалось в момент военной опасности. Эти памятники известные у хакасов под названием "свее" ("сiбее" - букв. крепость) лишены культурного слоя и слабо поддаются датировке. Вблизи некоторых из них обнаружены курганы эпохи "сууктэр", что позволяет предполагать синхронность сооружения обоих видов объектов. Средневековые укрепления Хакасии носят народное название "хыргыс орамнары" - т.е. кыргызские рвы. В литературе есть упоминания, что "замок" в долине р. Уйбат функционировал и в начале II тыс. н.э. [Кызласов. 1981. с. 206-207]

В курганах XI-XII вв. н.э. практически отсутствует керамика. Известен лишь один случай обнаружения фрагмента лепного сосуда. По-видимому, деградация керамики, характерная для всех кочевых культур, завершилась в кыргызской культуре в начале II тыс. н.э. Взамен керамической стала шире применяться металлическая, деревянная и кожаная посуда. Известны отдельные находки привозной и награбленной в военных походах серебряной посуды.

Произошли изменения в комплексе вооружения. В XI-XII веках кыргыз­ские воины пользовались палашами, саблями, копьями, боевыми топорами, кинжалами, луками, стрелами с трехлопастными, плоскими, трехгранными, четырехгранными, ромбическими, прямоугольными наконечниками, колчанами, чешуйчатыми и пластинчатыми панцирями, шлемами.

В составе сбруи представлены удила со стержневыми, пластинчатыми, кольцевыми псалиями, стремена с пластинчатой петлей без перехвата и прорезным отверстием для путлища в дужке. Существенно преобразилась пояс­ная и сбруйная фурнитура. Изменения связаны с переходом к новой техно­логии изготовления предметов торевтики, к ковке по железу с серебряной аппликацией. Пряжки, накладки, тройники, подвески, псалии, оковки седел стали украшаться геометрическим орнаментом, соответствующим возмож­ностям новой технологии.

Из личных украшений в курганах "сууктэр" встречаются серьги, бусы, сунские монеты. На памятниках обнаружены находки железных ножей, булавок, игл, пинцетов, кресал, напильников, молотков, наконечников лопат и др.

Изменения фиксируются по сравнению с предшествующей эпохой, как в погребальной обрядности, так и в инвентаре. Курганы "сууктэр" подобны кыргызским курганам эпохи великодержавия с кольцевой насыпью и захоронением на горизонте. Измене­ния коснулись формы насыпей и состава инвентаря. Повсеместно исчезла керамика и произошел переход на железную торевтику.

В монгольскую эпоху, в XIII-XIV веках, погребальные памятники однотипны с курганами "су­уктэр", с пологой кольцевой каменной насыпью и погребением по обряду трупосожжения на горизонте. В захоронениях встречаются остатки тризны, в виде обломков костей животных, железные предметы вооружения, сбруи, бытовые предметы. [Кызласов. 1981. С. 75]

Поселения монгольской эпохи малоизвестны ввиду слабой дифференцированности инвентарных комплексов, включавших предметы бытового назначения, от материалов предшествующего времени. На развеянных посе­лениях кочевых скотоводов иногда встречаются железные удила, псалии, на­кладки, оковки седел с характерным геометрическим орнаментом, железные крючья, двузубые вилочки, серьги монгольского типа. По всей вероятнос­ти, эти памятники надо относить к летним и зимним стойбищам кочевых скотоводов.

Предметный комплекс кыргызской культуры в монгольскую эпоху ма­ло специфичен в сравнении с предшествующим временем. Керамика в памятниках полностью отсутствует. Изредка встречается дорогая привозная серебряная посуда.

В составе комплекса предметов вооружения можно выделить наконеч­ники стрел: плоские асимметрично-ромбические, секторные томары, ром­бические боеголовковые, четырехгранные, удлиненно-треугольные. Применялись в монгольскую эпоху и другие виды оружия, пала­ши, кинжалы. В курганах найдены обломки панцирных пластин. К монгольс­кому времени относятся двусоставные удила с кольчатыми и пластинчатыми псалиями; стремена с прорезью в дужке, накладки сбруи, начельники, оков­ки седел, застежки, пряжки, пробои с кольцами для тороков, заклепки, обой­мы. Своеобразна орнаментация вещей.

Изменения в кыргызской культуре монгольского времени мало затро­нули погребальную и поминальную обрядность. Кыргызские курганы этого периода аналогичны по форме предшествующим объектам эпохи "сууктэр", отличаясь некоторой уплощенностью насыпи, меньшим числом объектов в могильнике. Нередко такие курганы встречаются одиночно. Заметно уменьшается в сравнении с эпохой "сууктэр" общее количество памятников. В инвентарном комплексе новаций сравнительно немного. Изменения коснулись оформления и орнаментации железных деталей сбруи. Уменьшился видовой и типологический состав оружия.

Отсутствуют следы заметного влияния на кыргызов монгольской культуры. Вероятно, ограниченный характер изменений связан с удаленным, периферийным положением Минусинской котловины в составе Монгольского государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1129 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.