Отказ от причинения вреда другим – вот величайший долг, все остальные обязательства – правдивость, воздержание от воровства, контроль органов воспроизведения, воздержание от алчных проявлений – служат лишь для возвеличивания и совершенствования великого долга воздержания от нанесения вреда другим. Той же цели служат очищение тела и ума, довольство, способность выдерживать контрастные и другие нагрузки (холод и жару, голод и жажду и пр.), медитация на пранаву и посвящение плодов всех действий Господу. Все это позволяет постепенно очистить читту (ум) и вера в йогу как средство спасения возрастает. Усиливаются и способности к концентрации, медитации и созерцательному трансу, так что в уме утверждается естественное воздержание от всяких действий, идущих от авидьи, неведения относительно истинной природы пракрити и пуруши. Становится понятно, что авидья - причина всех аффектов: эгоизма, влечения, отвращения, привязанности к жизни, окрашивающих большинство явлений нашей жизни. Постепенно йогин подходит к состоянию сампраджнята и отбирает все более и более тонкие объекты для созерцания, пока все объекты не исчезают в состоянии асампраджнята и ум [174] не удерживается совершенно пустым. По мере привыкания к такому состоянию все семена аффектированных феноменальных состояний сгорают и буддхи становится почти столь же чистым как и сам пуруша. Тогда буддхи улавливает истинное отражение пуруши и читта – поскольку ее миссия исполнена – естественным образом возвращается обратно в пракрити, оставляя пурушу совершенно независимым.
Особо одаренным и продвинутым личностям нет нужды в сознательном следовании обязательствам сатьи, астейи, брахмачарьи, апариграхи и ниямам: шауче, сантоше и т.д. Нет у них и необходимости в асанах и пранаямах, они могут сразу начинать с созерцательных практик, имея великую веру в йогу и устраняясь от всех состояний мирского опыта, вызванных семенами аффектов авидьи.
Преданность Богу и медитация на Его имя, пранаву, является, тем не менее, кратчайшим и самым легким путем достижения йогического спасения. Милостью Господа устраняются все помехи и человек может достигнуть спасения мгновенно. Пуруши суть чистые сознания, бездеятельные и неспособные к контакту с внешней нечистотой. Их связь с пракрити – это лишь видимость, подобная кажущейся окраске кристалла, в котором отражается цветок джапа. Пуруши связаны с пракрити с незапамятных времен. В конце каждого цикла их читты (умы) действительно сливаются с пракрити, но при каждом новом творении они посредством авидьи вновь соединяются со своими пурушами и проходят через все перипетии феноменальной жизни. Сопровождаемые обычными рождениями и смертями. По мере продвижения пуруш по пути йоги начинает брезжить свет самадхи, праджни (интуитивного знания), и это дает знание, неизмеримо более высокое, чем знание, полученное через восприятие, логический вывод или авторитетное свидетельство. Наконец праджня становится столь чистой, что конечное трансцендируется светом бесконечным знанием, а читта своей чистотой становится подобной чистой форме пуруши. После чего естественно следует устранение читты и окончательное освобождение пуруши.