Объектом рассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом следует признавать законные интересы граждан и организаций.
Объект и предмет дачи взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки (ст. 311 УК РК). Сказанное относится и к проблеме отграничения дачи взятки как уголовно наказуемого деяния от дисциплинарного проступка. Согласно примечанию 1 к ст. 312 УК РК, не влечет уголовной ответственности передача впервые должностному лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные должностным лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.
С объективной стороны деяние заключается в даче взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу, лично или через посредника. По законодательной конструкции данный состав является формальным. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента передачи хотя бы части взятки. В случаях, если взятка была передана посреднику, отправлена на финансовый счет специального субъекта преступления, но не была принята таким лицом в силу независящих от него обстоятельств, то действия виновного следует квалифицировать как покушение на дачу взятки по ч. 3 ст. 24 УК РК и ч. 1 ст. 311 УК РК. В постановлении Пленума Верховного Суда РК «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество» от 22 декабря 1995 г. в п. 4 отмечается, что действия лиц, дающих взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных, общественных или частных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований — по совокупности с другими преступлениями (хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями). Руководители государственных, общественных или частных предприятий, учреждений или частных организаций, предложившие подчиненным им по службе лицам добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки должностному лицу, несут ответственность как взяткодатели. Работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных
действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.
С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом и наличием цели склонить взяткополучателя к совершению в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), указанных в ч. 1 ст. 311 УК РК. Субъект должен сознавать, что дает должностному лицу взятку за совершение в свою пользу или пользу представляемых им лиц действий (бездействия) либо за общее покровительство или попустительство по службе. Как отметил Пленум Верховного Суда РК в вышеуказанном постановлении, «действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя» (п. 3 постановления). При этом, взяткодатель должен сознавать, что обусловленные взяткой действия (бездействие) должностного лица входят в служебные полномочия последнего либо это должностное лицо в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Передача ценностей с другой целью (например, государственный служащий вручает ценный подарок своему начальнику, рассчитывая тем самым добиться его расположения) не образует состава дачи взятки.
Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Характеристика признаков, данных в ч. 2 ст. 312 УК РК (дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) или неоднократно или организованной группой) аналогична признакам получения взятки при отягчающих обстоятельствах (чч. 2и4ст. 311 УК РК)1.
Приведем пример из практики. По ч. 2 ст. 312 УКРК был привлечен к уголовной ответственности главный инженер шахты объединения «Испат-Кармет» У., который с целью прекращения уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 245 УК РК по факту нарушения правил безопасности ведения горных работ на шахте, передал следователю Р. деньги в сумме 2.000 долларов США. Судом района Казыбек-Би г. Караганды У. обоснованно назначено наказание по ч. 2 ст. 312 УК РК (дача взятки должностному лицу, а также за совершение заведомо незаконных действий) 1,5 лещ лишения свободы1.
В примечании 2 к анализируемой статье УК содержится так называемая поощрительная норма, согласно которой лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки2.
Понятие вымогательства взятки раскрыто при рассмотрении состава получения взятки (ст. 311 УК РК). Добровольность сообщения о даче взятки означает, что лицо, давшее взятку, по собственному желанию, без принуждения со стороны каких-либо государственных органов или соответствующих должностных лиц сообщает об этом в соответствующий орган. Мотивы, которыми руководствуется заявитель, значения не имеют.
Как указал Пленум Верховного Суда РК в упоминавшемся постановлении, «заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти, не может признаваться добровольным» (п. 18 постановления). Закон требует, чтобы заявление о даче взятки было сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, органы национальной безопасности, внутренних дел и т.п.
Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания 2 к ст. 312 УК РК не влечет за собой реабилитацию взяткодателя, поскольку не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому взяткодатель в таких случаях не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что законодатель в примечании 2 к ст. 312 У К РК говорит лишь о лице, давшем взятку.
Что касается лиц, добровольно сообщивших соответствующим государственным органам о своем намерении дать взятку, а впоследствии вручивших взятку лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций (должностному лицу) под контролем правоохранительного органа, то о них в примечании ничего не сказано. Очевидно, это не случайно, т.к. лицо, давшее взятку, в данном случае преследует иную цель: разоблачение взяткополучателя. Следовательно, в действиях таких лиц нет состава преступления, уголовное преследование в отношении их должно прекращаться не на основании примечания 2 к ст. 312 УК РК, а в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 37 УПК РК. Поэтому они могут признаваться потерпевшими со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.