Преступление, предусмотренное ст. 297 УК РК, впервые устанавливает ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Общественная опасность этого преступления заключается в том, что потерпевшим, находящимся в опасном для жизни состоянии и лишенным возможности принять меры к самосохранению, не всегда оказывается необходимая помощь. В результате этого тяжесть последствий увеличивается и нередко ими является смерть человека. Кроме того, водители, скрываясь с места дорожно-транспортного происшествия, как правило, превышают дозволенную скорость движения, грубо нарушают иные правила дорожного движения, чем создают аварийные ситуации, нередко приводящие к новому дорожно-транспортному происшествию2. Поэтому законодатель, ввиду острой необходимости предупреждения подобных происшествий, а также уменьшения тяжести причиняемого вреда, счел возможным выделить данное преступление в самостоятельный состав.
Так, например, в республике в 2004 г. с места автодорожного происшествия скрылось 4022 водителя. Каждый восьмой оставил на месте происшествия труп.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо сохранность имущества.
Объективная сторона данного преступления заключается в оставлении водителем места дорожно-транспортного происшествия в результате преступного нарушения правил дорожного движения яри наличии у него возможности оказания помощи потерпевшему. Такие действия, как правило, образуют совокупность двух преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. ст. 296 и 297 УК РК.
Необходимыми и обязательными признаками объективной стороны данного деяния являются наличие вредных последствий, указанных в ст. 296 УК РК и наличие причинной связи между оставлением места дорожно-транспортного происшествия и наступившими вредными последствиями.
Оставление потерпевшего в опасности водителем в местах, где помощь потерпевшему могла быть оказана другими лицами, не исключает его ответственность по ст. 297 УК РК. Однако данная норма не может быть применена в случаях, когда смерть потерпевшего наступила мгновенно, в момент совершения преступления.
Приведем пример из практики. Так, Б., следуя на автомашине ВАЗ-2103, совершил наезд на пешехода Р., причинив последнему тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, после чего скрылся. Суд прекратил уголовное преследование по основаниям ст. 110 УК Каз ССР (ст. 119 УКРК) «Оставление в опасности», указав при этом, что потерпевшему оказали помощь другие люди. Такая позиция суда, на наш взгляд, не основана на законе и вызывает возражение как противоречащая постановлению Пленума Верховного Суда КазССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г. в котором разъясняется, что оставление потерпевшего в опасности водителем в местах, где потерпевшему могла быть оказана помощь другими лицами, не исключает его ответственности по ст. 110 УК Каз. ССР (ст. 119 УКРК).
В этой связи нельзя согласиться с утверждением А. В. Галаховой о том, что если наезд на потерпевших был совершен в населенном пункте в присутствии граждан, то нельзя считать, что потерпевшие остались в опасном для них состоянии без помощи2. Такие рекомендации не правильно ориентируют судебно-следственные органы и способствуют ошибочной квалификации подобных случаев.
Рассматриваемое преступление имеет материальный состав и поэтому считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 296 УК РК вредных последствий.
Согласно примечанию к ст. 297 УК РК, не влекут уголовную ответственность случаи оставления места дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим.
Субьектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортным средством, указанными в диспозиции и в примечании к ст. 296 УК РК.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознательно не оказывает помощь пострадавшему в результате дорожно-транспортного происшествия, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает или сознательно допускает их наступление. Вместе с тем, не исключается неосторожная форма вины в виде преступной самонадеянности (например, водитель уезжает с места дорожно-транспортного происшествия, рассчитывая на то, что потерпевшему окажут помощь иные лица, находившиеся на месте происшествия).
14.2.5.Статья 299. Умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Ответственность за умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения наступает по ст. 299 УК РК. Закон определяет это преступление как умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или среднем тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств, дополнительным объектом — жизнь и здоровье потерпевших, либо собственность.
Признаки предмета преступления рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 298 УК РК. Не могут быть предметом этого преступления железнодорожные, морские, речные вокзалы, аэропорты, причалы и др.
Объективная сторона настоящего преступления состоит из ряда альтернативных действий, описанных в ее диспозиции, наступлении вредных последствий и в причинной связи между ними.
Под разрушением следует понимать нарушение виновным целостности и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для эксплуатации состояние (например, уничтожение подвижного состава железных дорог, локомотивов, вагонов), железнодорожных путей, затопление судна, повреждение маяков и буев, навигационного оборудования на воздушном судне. Как правило, его восстановление невозможно или экономически нерентабельно.
При повреждении из строя выводятся лишь отдельные устройства или механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся непригодными для эксплуатации и в целях их восстановления требуется затрата материальных ресурсов.
Под иным способом следует понимать случаи выключения или переключения в неправильное положение устройств и механизмов транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних предметов, отключение сигнальных приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.
Так, например, К. был осужден по ст. 86 УК РСФСР (ст. 299 УК РК) к 4 годам лишения свободы за то, что он работая мотористом парома, по мотиву мести к механику вывел из строя систему электропитания судна. Между контактами главного электрощита он подложат кусочек бумаги, чем прервал подачу электроэнергии, вследствие чего во время швартовки судна не включились подруливающее устройство и главный двигатель, что повлекло аварию судна.
Блокирование транспортных коммуникации может выразиться, например, в нагромождении на железнодорожных путях строительного материала или других предметов, перекрытие движения поездов группой людей, протестующих подобным образом против действий органов власти и др.
Не образуют состава данного преступления действия, выразившиеся в бое стекол пассажирских вагонов, разрушении или повреждении их внутреннего интерьера и т.п. В подобных случаях ответственность должна наступать по ст. 187 УК РК, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, то есть для привлечения к ответственности виновного требуется наступление последствий, указанных в ее диспозиции. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью определяются на основании Правил судебно-медицинской оценки степени тяжести вреда здоровью от 4 мая 1998 г. и Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы» от 20 декабря 2004 г. № 875/1.
Согласно примечанию к ст. 299 УК РК крупным признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
К последствию в виде нарушения нормальной работы транспорта и связи относится задержка или угроза задержки транспорта, срыв графика движения поездов, простой судов, длительный перерыв связи, повреждение причалов, пристаней и иных сооружений1.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется двойной формой вины. Психическое отношение виновного к общественно опасному действию (разрушению и т.д.) выражается в виде прямого умысла, а к последствиям - по неосторожности.
Субъект преступления — общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти лет, согласно ч. 2 ст. 15 УК РК.
В части 2 ст. 299 УК РК законодатель предусмотрел последствия в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а в ч. 3 — по неосторожности смерть двум и более лицам.
14.2.9.Статья 303. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
В УК РК впервые установлена ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов в ст. 303 УК.
Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов. Дополнительным объектом следует признавать жизнь и здоровье потерпевших, собственность.
Предметом преступления являются магистральные трубопроводы, т.е. несущие основной поток содержимого вещества. Магистральные трубопроводы — это комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки материалов: емкости для хранения материалов, перекачивающиеся установки, компрессорные станции, телекоммуникационное оборудование, непосредственно трубы, являющиеся основными в системе трубопроводов.
Вспомогательные (ответвляющиеся по потребителям линии и складские, предназначенные для временного или постоянного хранения материала с целью его последующего использования) трубопроводы предметом этого преступления не являются.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в: а) нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; б) наступлении указанных в диспозиции ст. 303 УК РК общественно опасных последствий; в) причинной связи между ними.
Диспозиция ст. 303 УК РК является бланкетной и поэтому отсылает к специальным правилам, регламентирующим строительство, эксплуатацию или ремонт магистральных трубопроводов. При этом следует установить, какой конкретно пункт в этих правилах не был соблюден виновным лицом.
Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов означает отступление от строительных норм и правил при их сооружении, которое создало угрозу безопасности функционирования трубопровода и повлекло наступление вредных последствий (применение бракованных строительных материалов, несоблюдение технологии укладки труб, их недоброкачественная сварка или изоляция и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации трубопровода может заключаться в отступлении от установленных правил использования трубопровода по назначению в соответствии с его техническими возможностями, например, превышение допустимого давления при перекачке нефти или газа, ненадлежащий контроль за работой измерительных приборов, несоблюдение периодичности в проведении профилактического ремонта, допуск к работе неподготовленных лиц и т.п.
Нарушение правил безопасности приремонте магистрального трубопровода может заключаться в несоблюдении при проведении ремонтных работ установленных стандартов и нормативов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию трубопровода, неустранение обнаруженных повреждений, установка некачественных деталей и т.д.
По конструкции состав данного преступления материальный, т.е. для ответственности требуется установить наступление вредных последствий, выраженные в причинении по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба.
Крупный ущерб предусмотрен в примечании к ст. 299 УК РК, и определяется в порядке аналогично описанному при анализе рассмотрения этого преступления. Вред здоровью средней тяжести и тяжкий вред здоровью определяется также, как и в преступлении, предусмотренном ст. 299 УК РК.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ст. 303 УК РК, характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. Мотивы и цели поведения виновного лица на квалификацию содеянного не влияют, однако учитываются при индивидуализации наказания.
Субъект преступления - общий, физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее работу по строительству, эксплуатации или ремонту магистральных трубопроводов. Повреждение трубопровода посторонними лицами влечет ответственность в зависимости от общественно опасного деяния и его последствий. Так, например, за подсоединение к трубопроводу, с целью откачки нефти, виновное лицо дополнительно несет ответственность и за хищение.
Квалифицирующим признаком в этом преступлении законодатель указывает: повлекшие по неосторожности смерть одного лица, а особо квалифицирующим признаком - повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.[kgl]
[gl]Тема № 15 КОРРУПЦИОННЫЕ И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ[:]
Цель: Рассмотреть составы преступлений против интересов государственной службы и государственного управления
Структура лекции: