Бесспорно, лекции не лишены дискуссионных мест и некоторых погрешностей, где автор обнаруживает иногда так не свойственную ему непоследовательность. Это касается, например, некоторой расплывчатости и неконкретности решения автором вопроса о границах уголовной, гражданской, дисциплинарной "неправды"; есть известное противоречие между оценкой права суда на распространительное толкование уголовного закона и бескомпромиссным отрицанием аналогии; нечеткость характеристики этической стороны наказания, которая выглядит как попытка примирить непримиримое: оправдание наказания и одновременное признание христианской морали; слабая доказательность неприемлемости для России условного осуждения. Но это все частности.
Главное то, что ученый создал уникальное произведение по теории общей части уголовного права, которое возвышается над всеми отечественными и зарубежными изданиями подобного рода и которое благодаря фундаментальности и энциклопедичности не потеряло своего значения и до нашего времени.
Таганцев пришел к своим воззрениям самостоятельным путем, -писал проф. Б.С. Утевский, касаясь истории науки в России. - Он не воспроизводил чьих-либо теорий. При своей огромной эрудиции и начитанности в иностранной литературе он не подпал под влияние ни одного из иностранных авторитетов. По ряду основных вопросов теории уголовного права его взгляды расходились со взглядами "классиков" и шли значительно дальше вперед»24.
Раскрытие Таганцевым исторических корней и логических связей уголовно-правовых норм, механизма взаимодействия правовых отношений в процессе реализации норм, образующих институты уголовного права, и сейчас вооружают юристов-практиков и исследователей столь необходимыми знаниями для обеспечения обоснованного, справедливого и гуманного применения уголовного закона. Лекции как результат многолетнего огромного труда отличаются не только глубиной, но и изяществом анализа юридической материи, мастерством проникновения в социальное и юридическое содержание закона. При этом бросается в глаза безукоризненная логика, глубина и ясность рассуждений при рассмотрении весьма сложных положений правовых норм и непоколебимая вера в успех уголовного закона в борьбе со злом и пороком.
Примечательно, что лекции были изданы в канун принятия нового, длительное время подготавливаемого русского уголовного кодекса, освобожденного от архаизма и впитавшего в себя последние достижения юридической науки. Видимо, автор лекций был уверен, что утверждение Уголовного уложения и введение его в действие произойдет в самое ближайшее время. Это тем более приятно, что он был на всех этапах и уровнях составления и обсуждения проекта Уголовного уложения в значительной мере фактическим его создателем, ему удалось внести во